Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: «Утёс» - береговой ракетный комплекс  (Прочитано 5539 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

PXL

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1477
«Утёс» - береговой ракетный комплекс
« : Октября 14, 2009, 12:45:07 pm »

Стационарный береговой ракетный комплекс «Утёс»

Принят на вооружении БРАВ ВМФ 28.04.1973 г.
Разработка с 1961 г. Разработчик – ОКБ-52. Главный конструктор – В.М. Челомей.
Испытания в 1971-1973 гг.

Предназначен для поражения ударных группировок, крейсеров, эсминцев, десантных кораблей и крупных транспортов противника.

Состав:
- система управления 4Р46 «Утес»;
- противокорабельные ракеты П-35Б (4К44Б) или 3М44 (с 1982 г.), боекомплект - до 32 шт.;
- стационарные пусковые установки (4 ед., поднимающиеся, в подземных укрытиях);
- станция "Успех-У" морской радиолокационной системы  целеуказания МРСЦ-1 и РЛС "Мыс" с системой опознавания «Пароль»;
- комплект наземного оборудования;
- другая техника.
 
Противокорабельная ракета П-35Б (индекс - 4К-44Б)
Обозначение НАТО – SSC-1B “Sepal” (Чашелистник).
Создана на базе противокорабельной ракеты П-35.
Изготовитель – Саратовский авиационный завод.
Дальность стрельбы – 25-270 (до 300) км.
Высота полета – 400 или 4000 или 7000 м. Высота пролета на конечном участке (20 км) – 100-120 м.
Скорость полета – 500 м/с (1,5М). Угол пикирования на цель – 80 град.
Боевая часть – кумулятивно-фугасная (ВВ – ТГАГ-5) или специальная мощностью 350 кт, масса – 1000 кг.
Система управления – инерциальная (АПЛИ-1М, С-9М, РВ-6ВМ) с активным радиолокационным визиром (РАС-35М-60 или РАС-35М-66).
Органы управления – аэродинамические рули и стабилизаторы.
Число ступеней – 2.
Маршевый двигатель – ТРД КР-7-300, горючее – керосин, запас топлива – 320 л.
Стартовый двигатель – 2 РДТТ СПРД-18, тяга – 2х30000 кгс, время работы – 2 сек.
Вес: стартовый – 4500 кг., пустой – 2330 кг.
Размеры ракеты: длина – 9,45 м, диаметр – 1,0 м, высота  – 1,5 (2,94) м.
Размах крыльев – 2,6 м. Ширина при сложенных крыльях – 1,544 м.
Тип старта – наклонный из контейнера.
 
Противокорабельная ракета 3М-44 «Прогресс».

Принята на вооружение в 1982 г.
Разработка с 1974 г., испытания в 1976-1977 гг.
Производство с 1982 по 1987 гг.
Дальность стрельбы – до 460 км.
Высота пролета на конечном участке (50 км) – 20-40 м.
Вес: стартовый – 4400 кг.

Основным изменением в ракете стала новая бортовая система наведения с повышенными помехозащищенностью и избирательностью. Для нее были разработаны новые агрегаты бортового электрооборудования и стартовый агрегат, обеспечивающие лучшие эксплуатационные характеристики.
Повышена скрытность и неуязвимость ракеты при подходе к цели за счет увеличения протяженности конечного участка траектории понижения высоты полета на этом участке.

Стационарная пусковая установка.
Число ракет на ПУ – 2. Угол старта – 20 (15) град.
ПУ поднимающаяся, размещаться в подземном укрытии на глубине 20 м.
Масса ПУ – более 30 т.
 
« Последнее редактирование: Сентября 08, 2017, 03:36:12 pm от Ракетчик »
Записан
С уважением,
дикий житель глухих мест.

shigure

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 11
Re: "Утёс" - береговой ракетный комплекс
« Ответ #1 : Июля 31, 2011, 02:34:44 pm »

БЕРЕГОВОЙ РАКЕТНЫЙ  КОМПЛЕКС «УТЕС»

Для перевооружения полка  предназначался БРК второго поколения "Утес". 17 августа 1956 г. вышло постановление  Совета Министров СССР o начале разработки противокорабельных крылатых ракет  "П-6" и "П-35". Обе ракеты проектировались в опытном конструкторском  бюро 52 (ОКБ-52) Министерства авиационной промышленности под руководством B.H.  Челомея. (Чeломей Владимир Николаевич  (1914-1984) – выдающийся ученый и конструктор в области ракетной и космической  техники, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1963), академик (1962),  лауреат Государственной (1967, 1971) и Ленинской премий (1959).) "П-6" предназначалась для вооружения Подводных лодок,  "П-35" - надводных кораблей. Серийным производством ракет занимался  Саратовский авиационный завод, директор Денисов H.C., Герой Социалистического  Труда (1970 г.).

 Первый пуск ракеты  "П-35" состоялся 21 октября 1959 г. на испытательном полигоне Ненокса (под  Северодвинском, бывший Молотовск). Параллельно с испытаниями строились носители  - ракетные корабли проекта 58 (с августа 1962 г. - ракетные крейсеры):  "Грозный", "Адмирал Фокин", "Доблестный"  ("Адмирал Головко"), "Стерегущий" ("Варяг") и большие  противолодочные корабли проекта 1134: "Адмирал Зозуля",  "Владивосток", "Вице-адмирал Дрозд",  "Севастополь". На базе ракеты "П-35" началась разработка  БРК "Редут", затем "Утес" - для поражения надводных  кораблей всех типов.

 Работы по созданию боевых  элементов комплекса были также поручены конструкторскому бюро B.H. Челомея. 16  июля 1961 г. было принято Постановление Совета Министров СССР о перевооружении береговых  ракетных частей.

Противокорабельный береговой стационарный ракетный комплекс  "Утес" (1973 г.)

Дальность стрельбы:
- минимальная - 25 км;
- максимальная - 300 км;
Система управления - ИНС + активный РЛ-визио;
Приборы управления стрельбой - «Скала» (НИИ-303);
Тип ракеты - П-35 (4К-44);
Скорость полета - 500 м/с;
Высота полета - 400/4000/7000 м;
Тип БЧ - куммулитивно-фугасная / ядерная;
Тип ВВ - ТГАГ-5;
Длина собранной ракеты - 9,45-9,75 (9,88) м;
Высота полная - 2,94 м;
Размах крыла - 2,6 м;
Ширина при сложенных консолях - 1,544 м;
Максимальный диаметр корпуса - 1,0 м;
Стартовая масса - 4,5 т;
Масса БЧ - 460 кг;
Мощность ядерной БЧ - 20 кт;
Маршевый двигатель - ТРД КР7-300 (ОКБ-300) турбореактивный
Топливо - керосин;
Емкость бака - 320 л;
Стартовый двигатель - 2 СПРД-19, пороховой ракетный;
Тяга - 2х30000 кгс;
Время работы - 2 с;
Примечание: в 1982 году в состав  комплекса была введена модернизирован­ная ракета "Прогресс" (3М-44).

БРК  "Утес" фактически являлся первым разведывательно-ударным комплексом оперативно-тактического назначения. Он вобрал в  себя все достижения науки и техники и  не имеет аналогов в мире до сего времени. В качестве основных его  достоинств следует отметить:
- способность вести стрельбу при  централизованном управлении по одной или группе точечных целей, находящихся в  одном или нескольких ордерах;
- возможность формировать 8-ракетный залп при стрельбе основным способом;
- избирательное поражение морских целей;
- использование как обычного, таки тактического ядерного боеприпаса;
- надежная помехозащищенность радиотехнических каналов системы управления;
- уточнение расположения целей в секторе стрельбы по радиолокационной картинке, получаемой с первой ракеты залпа;
- высокая степень автоматизации всех процессов при подготовке ракет к стрельбе;
- возможность поражения наземных целей в ядерном варианте;
- способность вести стрельбу двумя  ракетами в залпе для разведки морских целей и освещения надводной обстановки в  широкой полосе моря на дальность до 450 км (стрельба в целях доразведки).

Несмотря на прошедшие  десятилетия, комплекс, претерпевший не очень большие усовершенствования,  касающиеся в основном ракеты, не утратил своей современности, продолжает быть  грозным, боеготовым, высокоэффективным. При этом, учитывая всю его сложность, надежен и удобен в эксплуатации.

Состав комплекса:
- крылатые ракеты "П-35";
- стартовое оборудование;
- система управления;
- комплект наземного оборудования;
- станция "Успех-У" морской радиолокационной системы  целеуказания МРСЦ-1 и РЛС "Мыс" с системой опознавания;
- другая техника.

Противокорабельная крылатая  ракета "П-35" создана по нормальной аэродинамической схеме c верхнерасположенным стреловидным крылом и воздухозаборником ковшового типа.  Дальность полета до 300 км  в зависимости от высоты маршевого участка траектории. При стрельбе на малые  дальности устанавливалась при предстартовой подготовке высота полета ракеты B1 (400 м), на средние  - B2 (4000 м), на большие - ВЗ (7000 м). Скорость полета сверхзвуковая, около 500 м/с. Обычная или ядерная боевая часть предназначена для поражения надводных  целей в режиме "M" (морской) и наземных объектов - в режиме "Б" (береговой). Турбореактивный  двигатель КР7-300 (генеральный конструктор - Туманский Сергей Константинович  (1901-1973) - конструктор авиационных двигателей, Герой Социалистического Труда  (1957), академик (1968), лауреат Государственной (1945) и Ленинской (1967)  премий) работал на специальном керосине. Пуск осуществлялся по­роховым стартовым агрегатом, состоящим из двух двигателей СПРД-19. Бортовая радиотехническая аппаратура "РАС-35М-60", затем "РАС-35М66" (гл. конструктор - Хазанов), автопилот  "АПЛИ-1М", 6аровысотомер "С-9М" малых высот и радиовысотомер "РВ-6ВМ" совместно с системой управления обеспечивали  работу по схеме: автономное управление (АУ) на начальном участке траектории  (набор высоты), независимое командное телеуправление (ТУ) на маршевом участке полета и избирательное активное самонаведение (СН) на конечном участке при основном способе стрельбы и  АУ+СН при резервном способе, при котором  линия ТУ и каналы трансляции не использовались. На участке СН ракета  снижалась в пикировании с больших высот на 100 м, делая противозенитный  маневр для снижения эффективности средств противоракетной обороны.

Бортовая радиотехническая  аппаратура "РАС-35М-60" состояла из радиолокационного визира (РЛВ),  приемника команд с дешифратором, синхронизатора, передатчиков ответа и трансляции, антенных устройств. Для обеспечения помехозащищенности были внедрены несколько систем и схем (автоматическая регулировка чувствительности, усиления, скрытое сканирование и т.п.), а для надежности – дублирование некоторых устройств (два канала трансляции и др.).

Стартовое оборудование включало  двухконтейнерную пусковую установку с системой заряжания и предстартовой подготовки ракет. ПУ (главный конструктор  Беллавин) c двумя заряженными ракетами весом до 60 тонн поднималась из подземного  укрытия на поверхность гидравлическими подъемниками, выводилась на угол старта  20° и наводилась по азимуту стрельбы. Уникальный автомат раскрытия крыла позволял использовать контейнер не только для хранения ракеты, но и как пусковую установку. При запусках КР, как только сложенное крыло. выходило за  срез контейнера, автомат раскрывал его и надежно стопорил.

B ходе подъема пусковой шли  предстартовая подготовка ракет, заправка топливом, проверка исправности  комплекса. После запуска маршевого двигателя предусматривалась дозаправка  топливом, что обеспечивало полет на максимальную дальность стрельбы.

B посту командира батареи (ПКБ)  размещались приборы предстартовой подготовки и старта:
- прибор командира, № 27;
- прибор включения питания и контроля параметров автопилота и бортовой радиотехнической аппаратуры, N2108;
- прибор контроля радиовысотомера,  ПК-6ВМ;
- блок управления и контроля  маршевого двигателя, БУК-2-ЗС;
- пульт настройки бортовой РТА при совместной проверке с береговой системой управления "Утес", ПН;
- пульт включения источников питания, ЩУ-35 Б;
- пульт управления контейнером, ПУ-35 Б;
- пульт проверки, ТС-14.

На  "стартовиков" было возложено содержание боевого комплекта ракет (до 32-x  единиц) в специальных хранилищах, где постоянно поддерживался заданный  микроклимат (требуемые температура и влажность).

Для  повышения надежности предусматривалось резервирование, то есть почти все операции выполнялись как в автоматическом  режиме, так и вручную (подача ракет, заряжание и т.п.). Организационно это  была стартовая батарея в составе двух офицеров, двух прапорщиков и до 25  сержантов и матросов.

Система управления "Утес" обеспечивала наведение крылатых ракет на цель. Головным разработчиком был НИИ-10 (ВНИИ "Альтаир"), генеральный конструктор  Орышак, затем Молодых Юрий Владимирович. В ее состав входили:
- станции наведения;
- центральный пост;
- агрегатный пост.

Радиотехническая станция наведения (РТСН) ракет состояла из передатчика команд (пр. № 2), приемников  ответа и трансляции, индикаторов дальности (пр. № 3), курсового угла и угла  "6эта" (пр. № 4), антенного блока. Для тренировки управляющего  стрельбой и операторов имелись имитаторы ракеты (пр. № 7), целей (пр. № 7Ц) и  помех (пр. № 7П).

B центральном посту размещались четыре индикатора телепилота (пр. № 6), с помощью которых осуществлялись избирательность целей и наведение ракет на выбранную цель, и счетно-решающий  прибор (пр. № 14).

Преобразователи и выпрямители размещались в агрегатном посту.

Каждая станция наведения  управляла полетом "своей" ракеты. При этом команды управления "лево", "право", "ближе", "дальше" подавались по необходимости. Местоположение ракеты (пеленги дистанция) определялось по ответному сигналу, который как "квитанция" передавался с борта на каждую принятую и расшифрованную команду. При достижении определенной дальности ракеты до цели подавалась команда на включение РЛВ (бортовой РЛС). Визир "просматривал" участок  морской поверхности впередилетящей ракеты с находящимися там надводными целями в секторе 60 градусов на дальности до 120 км и транслировал по специальным каналам изображение радиолокационной картинки в приемники трансляции станции наведения. На индикаторе телепилота в центральном посту эта картинка воспроизводилась, и по ней оператор по решению управляющего стрельбой командами наводил ракету на выбранную цель. затем на определенной дальности до цели подачей команды "захват" переводил КР в режим самонаведения. Ракета снижалась на высоту 100 метров и переходила в двухплоскостное наведение по курсовому углу и углу места на захваченную цель.

Организационно систему управления  обслуживала батарея телеуправления в составе двух офицеров-инженеров: командир  батареи - майор (штатная категория), его заместитель - капитан, двух техников-прапорщиков и до 15 матросов и сержантов срочной службы.

Комплект наземного оборудования  технической позиции предназначался для подготовки ракет к боевому применению и  производства на них регламентных работ.

Аппаратура подготовки ракет размещалась в двух постах: регламентного контроля АРК и  контрольно-измерительной передвижной станции КИПС-35. В ее составе имелись приборы для проверки бортовой радиотехнической аппаратуры, автопилота,  маршевого двигателя, высотомеров, боевой части, стартового агрегата,  взрывательного устройства и систем ракеты: топливной, электропитания, гидравлической, воздушной.

B комплект также входили:
- технологическая тележка ПР-72 для размещения ракеты во время  регламентных работ;
- электрогидроагрегат А-63;
- холодильная установка СТ-70П;
- компрессор ПК-10;
- транспортная тележка T-12;
- агрегатный пост;
- подъёмно-транспортное, топливо-заправочное и другое  оборудование.

КИПС-35 была смонтирована на  шасси ПАУ-1 в КУНГе П-6, который буксировался автомобильным тягачом КрАЗ-214 (255).

Регламентные работы состояли из  шести автономных включений ракеты с перерывами, что занимало более 12 часов.  Это, конечно, много и является одним из немногочисленных недостатков комплекса,  обусловленным необходимостью охлаждения бортовой аппаратуры, работающей в  теплонапряжённом режиме, типичном для объектов разового применения.

источник http://ostrov-kildin.narod.ru/616.html
Современное состояние, автор Insider
http://vkartoteke.ru/kk/index.htm
« Последнее редактирование: Сентября 08, 2017, 03:24:43 pm от Ракетчик »
Записан

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2521
Re: «Утёс» - береговой ракетный комплекс
« Ответ #2 : Апреля 11, 2016, 02:25:24 pm »

« Последнее редактирование: Сентября 08, 2017, 03:23:48 pm от Ракетчик »
Записан
Страницы: [1]   Вверх