Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: проект 641Б «Сом» - большая подводная лодка  (Прочитано 7954 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ura-k

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 138

Большая подводная лодка проекта 641Б «Сом»
   
Обозначение НАТО – TANGO.
Построено – 18 ед. Вступление в строй – 1973-1982 гг.
 
ТТХ:
Водоизмещение: надводное – 2750 (2640) т, подводное – 3546 т.
Размеры: длина – 90,2 м.,  ширина – 8,6 м,  осадка – 5,9 м.
Энергетическая установка – дизель-электрическая.
- 3 дизеля 2Д42, мощностью по 1900 л.с.
- 1 главный электродвигатель ПГ-102, мощностью 2700 л.с.
- 2 электродвигателя ПГ-101, мощностью по 1350 л.с.
- 1 электродвигатель экономического хода ПГ-104, мощностью 140 л.с.
- 4 группы аккумуляторных батарей по 112 элементов.
Движители - 3 винта.
Глубина погружения: рабочая – 240 м, предельная – 300 м.
Скорость хода: надводная – 13 уз, подводная – 16 уз.
Дальность плавания: под РДП – 14000 миль (8 уз), под водой – 15 миль (15 уз), 450 миль (2,5 уз).
Запас топлива – 420 т.
Автономность – 80 сут.
Экипаж – 78 человек, в том числе 17 офицеров.
 
Вооружение:
6 533-мм носовых торпедных аппарата, боезапас – 24  торпеды.
Могут принимать 32 мины вместо  16 торпед.
Система управления торпедной  стрельбой – «Ленинград-641».
 
Радиотехническое вооружение:
БИУС – «Узел»
Гидроакустический комплекс –  МГК-400 «Рубикон» (Shark Teeth P, Shark Fin).
Навигационный комплекс –  «Мост-641Б».
 


Лодка этого типа спроектирована в ЦКБ МТ «Рубин». Головная ПЛ Б-443 была построена на судостроительном заводе «Красное Сормово» в 1973 г. Всего до 1982 г. на этом заводе было построено 18 ПЛ этого проекта.

По имеющимся сведениям, в составе ВМС России имеется 6 больших дизель-электрических ПЛ типа «Сом» (проект 641 Б, обозначение по классификации НАТО — Tango). В то же время справочник Combat Fleets of the World 2000—2001 гг. сообщает о девяти ПЛ типа «Сом» с бортовыми номерами Б-30, Б-97, Б-146, Б-215, Б-225, Б-307, Б-504, Б-515 и Б-546. Лодка этого типа спроектирована в ЦКБ МТ «Рубин». Головная ПЛ Б-443 была построена на судостроительном заводе «Красное Сормово» в 1973 г. Всего до 1982 г. на этом заводе было построено 18 ПЛ этого проекта.

ПЛ проекта 641Б завершают линию развития подводных лодок проектов 611 и 641, предназначенных для ведения боевых действий на океанских коммуникациях и у отдаленных военно-морских баз и пунктов базирования сил противника. В число задач ПЛ этих проектов входит также уничтожение надводных кораблей и средств противника, ведение дальней оперативной разведки, прикрытие своих конвоев и осуществление активных минных постановок.

По конструкции лодка выполнена двухкорпусной, причем впервые в практике отечественного подводного кораблестроения с целью получения дополнительных полезных объемов на прочном корпусе применили наружный монтаж шпангоутов. Это позволило более рационально разместить в нем механизмы, оборудование, оружие и технические средства, а также улучшить условия обитаемости экипажа. Концевые переборки прочного корпуса сферические, как и прочие поперечные переборки отсеков-убежищ № 1, 3 и 7. Цилиндрическая форма прочного корпуса удачно сопрягается с концевыми корпусными конструкциями, имеющими вид усеченных конусов. Прочный корпус изготовлен из корпусной стали АК-25, толщина листов составляет 18—22 мм. Толщина листов стали, из которых был сварен легкий корпус, равнялась 3—8 мм, причем 8-мм сталь использована в районе ватерлинии для обеспечения плавания корабля в некрупном битом льду.

Лодка имеет семь отсеков: первый и седьмой — соответственно носовой и кормовой торпедные; второй и четвертый — носовой и кормовой аккумуляторные; третий — центральный пост; пятый — дизельный; шестой — электромоторный.

Лодка располагает десятью цистернами главного балласта, средние из них (№5 и 6) применяют для всплытия в позиционное положение, при котором палуба корабля находится практически на уровне моря, что снижает его заметность. Кроме того, в таком положении уже можно запускать дизельные двигатели, выхлопными газами которых обеспечивается продувка остального балласта, что резко снижает расход запаса воздуха высокого давления при всплытии в крейсерское положение.

Главная» энергетическая установка трехвальная дизель-электрическая, используемая для плавания как в надводном, так и подводном положении. Подводный ход обеспечивают три дизельных двигателя мощностью по 1900 л. с. (два бортовых и один средний), работающие каждый на свой гребной вал. Для подводного хода применили три типа гребных электродвигателей: на среднем валу устанавливается один главный ГЭД мощностью 2700 л. с, на бортовых валах — по одному ГЭД мощностью по 1350 л. с. Кроме того, на среднем валу использовали ГЭД экономического хода в 140 л. с. В состав лодочной электроэнергетической системы включили аккумуляторную батарею нового типа, состоявшую из четырех групп по 112 элементов. . В электроэнергетической системе ПЛ применили повышенное напряжение электрического тока для ряда его потребителей. Например, с целью питания среднего гребного электродвигателя в «моторном режиме» использовано напряжение электрического тока в 400 В, а для зарядки аккумуляторной батареи электрическая схема выполнена так, что напряжение в ней меньше или равно 320 В. Такие решения позволили добиться некоторого выигрыша «по массам и габаритам» применительно к среднему ГЭД и аппаратуре его управления. Кроме того, средний гребной вал проходит через полый якорь электромотора экономичного хода без передаточных устройств, что значительно снизило шумность лодки. Для этой же цели, в отличие от борйгавых, средний гребной винт выполнялся четырехлопастным. Другие «шумящие» механизмы смонтированы на специальных звукоизолирующих амортизаторах, на легкий корпус нанесено специальное противогидролокационное покрытие.

При движении в подводном положении лодка развивает наибольшую скорость хода 15 узлов, в надводном — 13 узлов. Дальность плавания ходом 7 узлов в режиме РДП составляет 14 000 миль, в подводном положении ходом 2,5 узла лодка способна преодолеть расстояние 450 миль.

Для обеспечения большой автономности плавания (до 80 суток) лодка оборудована системой кондиционирования воздуха, рефрижераторной и опреснительной установками.

С этой же целью существенно улучшены условия обитаемости подводной лодки. Весь личный состав обеспечен постоянными спальными местами: офицерский и старшинский состав размещен в каютах, рядовой — в кубриках.

Вооружение ПЛ состоит из шести 533-мм торпедных аппаратов. В отличие от строившихся ранее советских дизель-электрических подводных лодок, все торпедные аппараты установлены в носовой оконечности. Относительно небольшое число торпедных аппаратов компенсируется возможностью их быстрой перезарядки и достаточно большим боезапасом, составляющим 24 торпеды. По данным зарубежных справочников, в боезапас могут входить как универсальные противолодочные тор педы с обычным боезарядом, так и торпеды с ядерным боезарядом, а также противокорабельные ракеты.

Высокая эффективность боевого использования торпедного вооружения обеспечивается установленной на лодке боевой информационно-управляющей системой «Узел», которая определяет координаты и параметры движения одновременно двух целей. Производит стрельбу по двум целям всеми типами торпед с механическим вводом данных.

При боевом использовании определяет область возможного положения цели, вырабатывает данные для стрельбы из назначенных позиций, будущие позиции и данные стрельбы из них, обеспечивает автоматизированную стрельбу торпедами с механическим вводом данных, в том числе телеуправляемыми, определяет элементы маневрирования при уклонении от противолодочных кораблей, оптимальные глубины погружения.

Для освещения подводной и надводной обстановки и выдачи целеуказания оружия используется разработанный в 1976 г. гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон». «Входящие в его состав гидроакустические станции обеспечивают решение следующих задач:
- шумопеленгование подводных целей;
- измерение дистанции до цели шумопеленгованием в режиме эхо;
- обнаружение сигналов активных гидроакустических средств с измерением параметров сигналов;
- звукоподводная связь с подводными лодками и надводными кораблями.

Кроме того, комплекс обеспечивает измерение акустических помех работе ГАК, прогноз дальности действия ГАК. Имеется автоматизированная система контроля состояния комплекса.

Навигационные задачи решаются с помощью комплекса навигационных средств «Мост». На лодке установлены также комплекс средств радиосвязи, РЛС освещения надводной обстановки и обнаружения надводных целей, перископы и другое оборудование и аппаратура.


Название:   проект 641Б "Сом"
(код НАТО - "Tango")
Экипаж, чел:   78 (17 офицеров)
Автономность, дней:   80
Водоизмещение, т:   2770 / 4600
Длина, м:   90.2
Ширина, м:   8.6
Средняя осадка, м:   5.7
Глубина погружения, м:   300
Вооружение:   6 х 533-мм торпедных аппаратов
Боекомплект:   24 торпеды (САЭТ-60, СЭТ-72)
Дизельный двигатель:   n/a (три) 2Д42 или 37Д
Мощность двигателя, л.с.:   3 х 1900
Аккумуляторные батареи:   4 х 112
Гребной электродвигатель:   n/a (три)
Мощность ГЭД, кВт:   1 х 2025, 2 х 1010
ГЭД экономического хода:   140 л.с.
Гребные винты:   три   
Надводная скорость, узлов: 13   
Максимальная подводная скорость, узлов: 15 (в течении одного часа), при полном истощении емкости батареи. 6000 Ампер на шинах АКБ. 

Подводные лодки, построенные по проекту 641Б:
Всего с 1972 года построено 18 подводных лодок. Данные о судьбе большинства лодок отсутствуют.
Б-380 (Черноморский флот). В ремонте на "СевМорЗаводе".
"Запорожье" (бывш. Б-435) (с 1997 - в составе Военно-морских сил Украины). В строю.


ФОТООБЗОРЫ:
Музей "Подводная лодка" в парке Северное Тушино - подводная лодка Б-396 "Новосибирский Комсомолец"
http://www.kpopov.ru/military/b-396.htm
Б-307 в техническом музее в г. Тольятти - http://www.kpopov.ru/travel/avtovaz_b307.htm
« Последнее редактирование: Февраля 23, 2021, 10:07:03 pm от Ракетчик »
Записан

ponab

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 482
Re: Проект 641Б-СОМ-дизельная подводная лодка
« Ответ #1 : Ноября 13, 2009, 06:46:35 pm »

о судьбе одной лодок а именно Б-307 можно сказать с уверенностью
защищала Родину и уйдя на заслуженный отдых служит людям в музее завода ВАЗ гТольяти
как она попала в музей нашел на просторах сети
Записан

DIMMI_T

  • Редактор
  • Новичок
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 22
    • Отечественная военная техника (после 1945 г.)
Re: Проект 641Б-СОМ-дизельная подводная лодка
« Ответ #2 : Ноября 15, 2009, 07:57:34 pm »

Всего с 1972 года построено 18 подводных лодок. Данные о судьбе большинства лодок отсутствуют.
Б-380 (Черноморский флот). В ремонте на "СевМорЗаводе".
"Запорожье" (бывш. Б-435) (с 1997 - в составе Военно-морских сил Украины). В строю.

Ну как это отсутствуют?... Всё есть... и по всем... дипшторм и другие сайты
Б-380 если случится чудо то до конца года войдет в строй
А вот Запорiжже как раз в ремонте с весны как минимум

ponab

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 482
Re: Проект 641Б-СОМ-дизельная подводная лодка
« Ответ #3 : Января 11, 2010, 09:37:01 pm »

вот еще фотографии тольятинской лодки до начала транспортировки в музей и уже после установки.
Записан

Боцман

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 32
Re: проект 641Б "Сом" - большая подводная лодка
« Ответ #4 : Мая 25, 2012, 03:40:14 pm »

Коллеги, никто московскую не фотографировал?
 
« Последнее редактирование: Мая 25, 2012, 09:45:47 pm от Wisa »
Записан
С уважением, Вячеслав

kpopov

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 230
    • http://www.kpopov.ru
Re: проект 641Б "Сом" - большая подводная лодка
« Ответ #5 : Декабря 30, 2017, 11:22:34 am »

Б-307, Технический музей, Тольятти
http://www.kpopov.ru/travel/avtovaz_b307.htm

Кормовая переборка I отсека, хорошо виден люк с кремальерным замком. Проход по нижней палубе прорезан при музеефикации подлодки




Аккумуляторная яма сейчас временно используется как кладовка


II отсек, трап на нижнюю палубу - в обход центрального поста


Центральный пост. Здесь раньше стоял пульт системы «Вольфрам»: централизованное управление большим количеством механизмов, устройств и арматуры. На более ранних проектах они управлялись вручную по мест




Винты в кольцевых насадках

Записан

kpopov

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 230
    • http://www.kpopov.ru
Re: проект 641Б "Сом" - большая подводная лодка
« Ответ #6 : Декабря 30, 2017, 11:28:05 am »

Б-396 «Новосибирский комсомолец», г.Москва
http://www.kpopov.ru/military/b-396.htm


Между торпедными аппаратами - пульт системы торпедной стрельбы «Ленинград-641Б»




Привод левого носового горизонтального руля





Элементы аккумуляторной батареи (размещались под палубами II и IV отсеков)





Пульт системы «Вольфрам» - централизованное управление большим количеством механизмов, устройств и арматуры. На более ранних проектах они управлялись вручную по месту





По левому борту, у носовой переборки ЦП - пост управления движением ПЛ - центральный пульт управления системы «Пирит» (автоматическое управление рулями одним оператором). Манипуляторы вверх - всплытие, вниз - погружение


Записан

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4344
Re: проект 641Б «Сом» - большая подводная лодка
« Ответ #7 : Февраля 23, 2021, 10:16:14 pm »

Подводная лодка Б-307 в тольяттинских степях...
Парковый комплекс истории техники им. К.Г. Сахарова в Тольятти.

Фотодетализация
Записан
Страницы: [1]   Вверх