Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Проект 956 "Сарыч" - эскадренный миноносец  (Прочитано 5295 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ura-k

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 138

Эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч»

Обозначение НАТО – SOVREMENNY.
 
Построено – 17 единиц и 4 единицы не достроено. Вступили в строй – 1980-1993 гг.
Разработка с 1969 г. Разработчик – Северное ПКБ. Главный конструктор – И.И. Рубис.
Изготовитель - ССЗ им.А.А. Жданова (с 2.02.1989 "Северная верфь", Ленинград).
 
ТТХ:
Водоизмещение: стандартное – 6500 т., полное – 7940 т.
Размеры: длина – 156,5 м., ширина – 17,19 м., осадка – 5,96 (7,79) м.
Энергетическая установка – котлотурбинная.
- 2 ГТЗА-674 мощностью по 49750 л.с.,
- 4 котла КВН-98/64 (КВГ-5).
Движители – 2 ВФШ и 2 ВРК с ВФШ в насадках.
Скорость – 32,7 уз.
Дальность плавания – 1342 мили (32 уз), 4500 миль (18 уз, усиленный запас), 3920 миль (18 уз), 10000 (14 уз).
Запас топлива: нормальный – 1740 т, усиленный - .
Автономность – 30 сут.
Источники электроэнергии – 2 ТГ АК-1В мощностью 1200 кВт., 4 ДГ ДГАС-600/1 по 600 кВт
Экипаж – 296 человек (в том числе 25 офицеров и 48 мичманов).
 
Вооружение:
ПКРК «Москит»: 2х4 ПУ КТ-190, боекомплект – 8 ПКР П-100 «Москит» (3М80) или П-105 «Москит-М» (3М82, с 12-го корабля), система управления «Минерал».
ЗРК М-22 «Ураган» (первые 13 кораблей): 2х1 ПУ ЗС-90, боекомплект – 48 ЗУР 9М38М1, система управления 3Р-90 «Орех».
ЗРК «Ёж» (с 14 корабля): 2х1 ПУ ЗС-90, боекомплект – 48 ЗУР 9М317, система управления 3Р-91.
2х2 130-мм АК-130 (А-218), боекомплект – 1996 выстрелов, РЛС МР-184 «Лев».
4х6 30-мм АК-630М, боекомплект – 16000 выстрелов, 2 РЛС МР-123 «Вымпел-А».
2х1 45-мм салютные пушки 21-КМ, боекомплект – 100 выстрелов.
2х2 533-мм ТА-53-956, боекомплект – 4 торпеды СЭТ-53М, СЭТ-65, 53-65К, система управления ПЛО «Пурга-956».
2х6 РБУ-1000 «Смерч-3», боекомплект – 48  РГБ-10.
2х7 55-мм гранатомета МРГ-1 Огонек», боекомплект – 420 гранат РГ-55М, ГРС-55.
12 мин ПМ-2 или 14 мин КСМ или 6 мин ПМР-1, ПМР-2, ПМТ-1 или 22 мины РМ-1, РМ-2, РМ-2Г, УДМ-500, УКСМ-1.
1 ВПП, 1 вертолет Ка-27.
 
Радиотехническое оснащение:
БИУС – «Сапфир-У».
РЛС – МР-710 «Фрегат-М» (первые 3 корабля), МР-710М-1 «Фрегат-М1» (4 и 5 корабль), МР-750 «Фрегат-М2» (с 6-го корабля), навигационные РЛС МР-212/201 «Вайгач-У» и «Волга».
ГАС – МГ-335 «Платина-С» (первые 5 кораблей) или МГК-335МС «Платина-МС» (с 6-го корабля), две опускаемые противодиверсионные МГ-7 «Браслет».
РЭБ – МП-401С «Старт», МП-407 «Старт-2» (САП), аппаратура госопознавания «Погоня», радиопеленгатор «Румб», комплекты ПК-10 (4 ПУ КТ-216) и ПК-2М (ПУ ЗИФ-121-02, 200 выстрелов, СУ «Терция»).
КРС – Р-785 «Тайфун» (первые 4) или Р-782 «Буран» (с 5 корабля), «Прицеп» (космическая связь).
 
 
Модификации:
проект 956Э – 2 ед., 1999-2000 гг., ВМС Китая.
проект 956ЭМ – 2 ед., 2005-2006 гг., ВМС Китая.
проект 956У - с усиленным ракетным вооружением, не реализован.



Когда в конце 1960-х гг., наконец, было признано, что корабельная артиллерия среднего калибра имеет свою перспективу — хотя бы в качестве средства уничтожения малоразмерных целей на берегу при решении задач огневой поддержки десанта, — находившиеся в составе ВМФ СССР корабли со 130...152-мм артиллерией (ЭМ пр.З0бис, 56 и 56А, крейсеры пр.68бис) уже достигли солидного возраста, и для их замены нужны были новые. Учитывая эти обстоятельства, в конце 1960-х — начале 1970-х гг. специалисты начали работы по исследовательскому проектированию ''корабля огневой поддержки десанта".
Специально для этого корабля началась разработка новой 130-мм автоматической башенной АУ. Сначала изготовили два варианта: одноорудийный и двухорудийный. Несмотря на большие габариты и сложность — очевидно, учитывая только большую огневую производительность, — ГК ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков дал указание дальнейшее проектирование корабля вести под двухствольную АУ, гшзже получившую обозначение АК-130. Одноорудийиый же вариант, превосходивший в то время все зарубежные аналоги, временно был отставлен.
 
 

ЭМ "Современный", СФ, 1989-1990гг.

ТТЗ на проектирование "корабля огневой поддержки десанта" ВМФ выдал Северному ПКБ в 1971 г. Проект получил номер 956 и шифр ''Сарыч". Главным конструктором проекта стал И.И.Рубис, главным наблюдающим от ВМФ —сначала капитан 1 ранга И.М.Стецюра, затем капитан 2 ранга В.Г.Басов.
Проектирование корабля оказалось весьма сложным, поскольку в процессе работы изменилось его целевое назначение. Здесь значительное воздействие оказала начатая в США программа создания новою поколения ЭМ типа DD963 "Rymond D.Spruancе" — первых многоцелевых кораблей американских ВМС (головной был заложен в 1972 г.). В пр.956, кроме артиллерийского вооружения, состоявшего из двух 130-мм АУ АК-130, значительно усилили компонент ПВО, приняв вместо плакировавшегося изначально ЗРК самообороны зональный комплекс "Ураган", а также более мощное УРО — новый комплекс "Москит" вместо ПКР П-15М.
Выйти на уровень иностранного аналога по возможностям ПЛО оказалось невозможным из-за весьма внушительных массо-габаритных характеристик ГАК "Полином" и отсутствия на корабле резервов, которые ранее израсходовали на установку мощного артиллерийского вооружения (масса двух АУ главного калибра с системой подачи боезапаса составила около 300т). Итак, по артиллерии и ЗРК корабль пр.956. безусловно, превосходил американский "Spruance", а противолодочное вооружение "Сарыча" получилось слабым: два РБУ-1000 и столько же двухтрубных 533-мм ТА, ВПП со сдвижным ангаром-укрытием для противолодочного вертолёта Ка-25 (позже— Ка-27) временного базирования и небольшая ГАС "Платина-С" с антенной в носовом бульбовом обтекателе. Таким образом, средства ПЛО обеспечивали лишь самооборону корабля от торпедных атак ПЛ. Учитывая эти обстоятельства, было принято решение о создании системы из двух кораблей. Корабль УРО и ПВО — пр.956, и специализированный корабль ПЛО, создаваемый в развитие БПК пр.1135 и получивший проектный номер 1155. По сути, планировались совместные действия пр.956 и БПК пр.1155 в составе соединений и групп. Первоначально предполагалось построить по 50 кораблей обоих проектов, но позже программа подверглась сокращению.
В качестве ГЭУ для корабля пр.956 сначала рассматривалась ГТУ. но ГК ВМФ после совещания с МСП В.Е.Бутомой принял решение о выборе КТУ. Его обоснования сводились к следующему: ЮТЗ — основной поставщик ГТУ для советского ВМФ — не сможет обеспечить турбинами всю программу строительства новых кораблей, а терять паротурбинный цех на Кировском заводе неразумно. Кроме того, в случае затруднений с дизельным топливом на флоте всегда будут корабли, использующие в качестве топлива мазут или даже сырую нефть. Решение, как видим, было вполне обоснованным, но реализовывалось оно без учета многих особенностей эксплуатации КТУ, в которой использовались ещё более напряжённые котлы, чем на ЭМ пр.56. ГЭУ пр.956 требовала в эксплуатации квалифицированного ухода, который на флотах не всегда имелась возможность обеспечить. В своё время, когда в ГЭУ кораблей пр.56 внедрили высокие параметры пара, была "закрыта" подача воздуха в котлы. Теперь, делая следующий шаг в направлении повышения напряжённости котлов, очевидно, необходимо было предпринять и соответствующий шаг в изменении схемы установки в целом, т.е. "закрыть" всю систему питательной воды. Но этого не произошло.
По последней классификации, принятой в ВМФ СССР в 1977 г., корабль стал именоваться ЭМ 1-го ранга. Окончательное его назначение определилось как нанесение ракетных ударов по НК противника, оказание огневой поддержки десанту, а также ПВО и ПКО кораблей и транспортов. Головной корабль пр.956. получивший наименование "Современный", был заложен на ленинградском ССЗ им.А.А.Жданова 3 марта 1976 г., спущен на воду 18 ноября 1978 г. к введён в строй 25 декабря 1980 г. Окончательные испытания корабль проходил на Чёрном море до августа 1982 г. До 1991 г. завод построил и сдал флоту 14 кораблей пр.956. Строительство продолжалось и после 1991 г.. серия была ограничена 19-ю единицами. До 1995 г. удалось сдать ещё четыре ЭМ, два последних достраивались на ССЗ "Северная верфь" (бывш. ССЗ им. А. А.Жданова) для КНР ***
По размещению основного вооружения корабль пр.956 в определённой степени повторяет схему, примененную в пр.61 и 61МЭ. Одно из компоновочных отличий заключается в том, что вертолетная площадка поднята на крышу надстройки и приближена к центру килевой качки, что позволило улучшить условия посадки вертолёта при значительном волнении. Однако из-за отсутствия системы принудительной посадки и транспортировки вертолета в ангар это преимущество теряется (по сравнению с пр. 1155). По словам вертолетчиков, им проще осущесгвлять посадку на кормовую площадку, чем в центр (в случае ошибки пилота вертолет не столкнется с надстройкой, а лишь "чиркнет" по воде). Поэтому вопрос, где оптимально размещать ВПП, остается открытым. Временный ангар — тоже не вынужденное решение. По заявлению проектантов корабля, после принятия решения использовать КТУ размещение вместо укрытия нормального ангара было вполне возможным, но этот вопрос никто не ставил.
Весь офицерский и мичманский состав размещается на корабле в двухместных каютах площадью по 10 кв.м., командир — в жилом блоке (каюта + санузел), расположенном рядом с блоком флагмана. Команда размещена в кубриках по 10-25 чел. Офицеры питаются в т.н. "большой кают-компании", расположенной в надстройке под ходовой рубкой (ГКП), а мичманы — в "малой кают-компании", находящейся под вертолетной площадкой. Для питания команды предназначены три столовых, размещенные в смежных отсеках. На корабле имеются носовое и кормовое бытовое устройства (гальюн плюс умывальня), для офицеров и мичманов — отдельные гальюны. Помывка личного состава осуществляются в душевой, мичманов — в отдельном помещении душа, а офицеров — даже в сауне.
Оценивая внутреннее расположение помещений корабля, следует отметить, что, несмотря на примерно равные размерения с БПК пр.1155, коридоры и проходы, а также ряд боевых постов на ЭМ пр.956 более тесные. Эта особенность обусловлена наличием на ЭМ более "габаритной" КТУ. нежели компактная ГТУ пр.1155. "заимствованная" почти без изменений у СКР пр.1135, а также более "объемного" вооружения (130-мм артиллерия вместо 100-мм и ЗРК "Ураган" вместо ''Кинжала").
Ударное ракетное оружие
 

ЭМ пр. 956Е, пуск ПКР "Москит"

Разработка ПКР "Москит", принятой на вооружение в 1984 г.; началась в МКБ "Радуга" в 1973 г. под руководством гл. конструктора И.Селезнёва. Предполагалось, что новая ракета заменит на катерах и кораблях среднего водоизмещения ПКР П-15. В двигательной установке ПКР применён ПВРД, совмещённый со стартовым РДТТ (по принципу ''матрёшки"). В первые 3-4 с. после пуска стартовый двигатель позволяет ракете сделать "горку", получить аэродинамическую устойчивость на траектории, затем он сгорает и выталкивается из маршевого ПВРД набегающим потоком воздуха. На высоте 10 м ПКР имеет маршевую скорость М=2,5. СУ ракеты состоит из ИНС и помехозащищённой активной РЛГСН. В зоне ПВО цели ПКР выполняет противозенитный маневр. Однако выдающиеся лётные характеристики, достигнутые при сохранении мощной БЧ (300 кг), привели к значительному росту массы и габаритов по сравнению с П-15 —в 2 раза, Стартовая масса ракеты — 3950 кг, масса БЧ — 300 кг. дальность полета — 120 км, маршевая скорость — 3000 км/ч. На ЭМ пр,956 ПКР "Москит" размещаются в двух защищенных противоосколочной броней счетвереных пусковых установках. КСУ позволяет выполнить восьмиракетный залп менее чем за 30 с.
Зенитное ракетное вооружение
ЗРК М-22 "Ураган", состоящий на вооружении кораблей пр.956, был создан в начале 1970-х гг. на базе комплекса сухопутных войск. Для его испытаний один из БПК пр.61 был модернизирован по пр.61Э с размещением одной ПУ в носовой части. После достаточно длительных испытаний, проходивших с 1976 по 1982 г., комплекс "Ураган" окончательно приняли на вооружение в 1983 г. Длительность испытаний обусловлена доработками комплекса для выполнения основного требования ВМФ: "ЗРК должен эффективно уничтожать групповые маловысотиые и малоразмерные воздушные цели типа ПКГ "Harpoon" или "Tomahawk". Окончательные испытания подтвердили выполнение этого требования: по рассказам участников испытаний, во время одного из испытательных пусков ЗУР поразила даже запущенную из РБУ-6000 реактивную глубинную бомбу РГБ-60, ЭПР которой в 5-6 раз меньше, чем у ПКР "Harpoon".
 

ЭМ проект 956, ЗРК "Ураган" - ПУ (слева) и пост управления
(справа).

 
На ЭМ пр.956 размещен штатный вариант ЗРК с двумя ПУ, одна из которых находится в носу, на надстройке полубака, а вторая — на кормовой надстройке, за ВПП. Масса ЗРК — 96 т (КСУ — 36 т, ПУ — 60 т); масса ЗУР — 690 кг; боезапас — 2 x 24 ЗУР; темп стрельбы — 6 с; количество одновременно обстреливаемых целей — 4-6; дальность стрельбы — ок. 25 км. Расчетное количество поражаемых комплексом ПКР "Harpoon" на момент его проектирования определялось в 14-15 ед. Благодаря значительной простоте СУ, состоящей из вычислительного комплекса и небольших прожекторов подсвета цели (для работы полуактпвной радиолокационной ГСН ЗУР), ЗРК "Ураган" мог размещаться на кораблях стандартным водоизмещением 3000т.
Наличие простой и достаточно легкой СУ постоянно привлекало внимание специалистов ВМФ к вопросам модернизации комплекса с целью отказа от тяжёлой ПУ,* однако все предложения о скорейшем создании вертикально стартующей ЗУР в ТПК и "сотовых" УВП для них отклонялись, хотя не имелось принципиальной сложности во внедрении в ракете ИНС (для начального вывода в зону захвата цели ПАРЛГСН).
________________________________________
* — Из общей массы двухканального варианта ЗРК (без боезапаса) масса ПУ составляет 61%.
________________________________________
Причина кроется в традиционном подходе к модификациям ЗРК, когда на первое место всегда ставились работы но повышению эффективности, а снижение массо-габарнтных характеристик (т.е. вопросы распространимости) вообще не рассматривались, хотя именно распространимость комплексов существенно влияет на боевой потенциал ВМФ в целом. Одной из причин равнодушного отношения к этому ЗРК является его небольшое преимущество по дальности стрельбы и сравнении с последними типами ЗРК СО. Однако в них использовались сложные СУ с телеуправлением ЗУР, что, в принципе, вызывало сложности при модернизации с целью увеличений дальности стрельбы. Интересно отметить, что в авиационных ракетах воздушного боя во всех странах, в т.ч. и в СССР, уже в 1960-х гг. использовалось только самонаведение.
Так. в ОКБ М.Бисновата (позже—СКБ "Вымпел") в конце 1950-х гг. разрабатывался авиационный комплекс для вооружения дальнего истребителя ПВО Ту-128. Его основу составляла вееракурсная ракета Р-4РР с ПАРЛГСН. первоначально обладавшая дальностью стрельбы 12-16 км (в последующем ее довели до 40 км), и радиолокационная СУ ''Смерч". Отсюда следует, что при иной идеологии уже в 1960-х гг. имелась возможность создания многоканального ЗРК. превосходящего все зарубежные аналоги того времени. А на рубеже 1980-х гг., в условиях постоянного роста воздушной угрозы, обусловленного массовым вооружением ПКР кораблей ВМС стран NATO, от идеи дешёвой ЗУР с телеуправлением пришлось отказываться и внедрять значительно более сложные и дорогие ССН.
Однако очень много времени оказалось упущенными, и в вопросах создания высокоэффективных корабельных ЗРК наши "конкуренты" в США ушли далеко вперед (МФКС "Aegis", 1983). Это отставание явилось следствием личностных пли узковедомственных подходов, которые в конце 1950-х гг. сформировали идеологию развития корабельных ЗРК нашего флота. Возможно, сыграло свою роль и традиционное недоверие ко всем авиационным разработкам (как и к авиации и целом), имевшееся у командования ВМФ СССР.
Артиллерия среднего калибра
Разработка 130-мм одноорудийной автоматической АУ А-217 началась в КБ "Арсенал" в июне 1967 г. Позже КБ приступило к разработке двухорудийной А-218, обладавшей той же баллистикой. Обе АУ продемонстрировали на полигоне ГК ВМФ адмиралу флота Советского Союза С.Г.Горшкову, который и решил запустить в производство именно А-218. Выбор объяснялся желанием принять на вооружение АУ с большей скорострельностью (90 выстр./мин. у А-218 против 45 у А-217). Поскольку это было "куплено" значительно большей массой, выбор не бесспорен — тем более, что при стрельбе по берегу (а это основная задача А-218) скорострельность не столь важна, главным фактором является количество боезапаса (которое, как известно, не зависит от количестве стволов). Впервые АУ А-218 смонтировали на ЭМ "Современный" уже после завершения ходовых испытаний.
Вместе с СУ "Лев'' и механизмами погрузки и перезарядки погреба они вошли в состав артиллерийского комплекса АК-130. Масса А-218 — 98т, СУ "Лев" —12т, механизмов погреба — 40 т, снаряда — 32 кг, выстрела —- 53 кг. начальная скорость снаряда — 850 м/с, дальность стрельбы — до 23 км, темп стрельбы АК-130 — до 90 выстр./мин. Наличие механизмов погрузки и перезарядки позволяет вести огонь до полного исчерпания боезапаса практически без ручной перегрузки — в отличие от зарубежных АУ калибра 127-мм. В качестве СУ используется и специальный визирный пост, что наиболее эффективно для ведения огня по береговым целям. По своим параметрам (особенно по боевой скорострельности и массе снаряда) А-218 превосходит зарубежные аналоги, т.е. 127-мм АУ США и Италии. Однако куплено это значительной массой, что привело к возможности размещения АУ на кораблях водоизмещением более 6000 т.
Малокалиберная зенитная артиллерия
На ЭМ пр.956 установлены две батареи малокалиберных зенитных артиллерийских комплексов АК-630 (по одной с каждого борта) в составе двух AУ и одной СУ "Вымпел". 30-мм АУ АК-630 создана в 1974 г. на базе автомата АО-18 с вращающимся блоком из шести стволов, который, в свою очередь, был создан на основе авиационной пушки. Благодаря этому АУ обладает скорострельностью более 4000 выстр./мин. Для увеличения длины очереди стволы автомата непрерывно охлаждаются снаружи водой. Масса АК-630 (без боеприпаса) — 3,8 т, масса снаряда — 0,39 кг, выстрела — 0,83 кг, дистанция стрельбы — до 4 км. темп стрельбы — 4000 выстр./мин.
Вращение стволов осуществлялось не от внешнего привода, как это принято во всех зарубежных автоматах подобной конструкции (американский 20-мм "Vulcan" М-61 и др.), а за счет энергии пороховых газов, отводимых поочерёдно от каждого ствола, что позволило получить компактную и лёгкую АУ — при штатном количестве боезапаса 2000 патронов масса АУ оказалась меньше массы боезапаса. Наведение АК-630 осуществляется только дистанционно от РЛС СУ "Вымпел" или визирной колонки. Расчетное количество поражаемых одной батареей АК-630 ПКР "Harpoon" в середине 1970-хгт. оценивалось в 0,4-1.0 ед.
При своих выдающихся характеристиках батарея из двух АК-630 из-за худших возможностей РЛС и размещения её на значительном удалении от оси стрельбы уступала по точности стрельбы одной 20-мм АУ "Vulcan/Phalanx" Mk.15 (США, 1977).
Противолодочное вооружение
В качестве противолодочного вооружения на ЭМ пр.956 размещены два двухтрубных 533-мм ТА (в средней части корабля на верхней палубе, побортно), ич которых могут применятся различные торпеды калибра 533 мм. в т.ч. универсальная УСЭТ-80. По сравнению со своим аналогом — американской Mk.48 — отечественная торпеда имеет практически идентичные ходовые данные, но оснащена ЭСУ — следовательно, она сохраняет отличные ходовые качества на всех глубинах боевого применения.
Дополняют противолодочное вооружение корабля две РБУ-1000. размещенные в корме, на надстройке (в районе ВВП). Они предназначены для уничтожения ПЛ в ближней зоне на малых глубинах, а также для поражения идущих на корабль торпед.
Радиоэлектронное вооружение
На ЭМ пр.956 устанавливаются РЛС последнего поколения, созданные в конце 1970-х гг. с учетом возможности обнаружения малоразмерных низколетящих целей типа ПКР ''Harpoon". Это РЛС см-диапазона "Фрегат-M", "Фрегат-М2" и "Фрегат-МА" (с 1-го по 3-й корпус устанавливались РЛС "Фрегат-М", а далее—"Фрегат-М2", затем "Фрегат-МА").
В качестве средства целеуказания корабельному УРО используется комплекс "Минерал". Он имеет как активный радиолокационный канал с возможностью загоризонтного обнаружению НЦ, так и пассивный радиолокационный канал. Кроме того, существует канал приёма целеуказания от вертолётов и самолётов. Для обнаружения ПЛ и торпед на корабле установлена разработанная в 1970-х гг. ГАС "Платина-С". а для обнаружения подводных диверсантов — специальная станция МГ-7.
Энергетическая установка
ЭМ пр.956 является единственным в мире кораблем 3-го поколения с КТУ. Его двухзальная РЭУ размещения двух МКО. В каждом отсеке установлены два котлоагрегата и один ГТЗА с обслуживающими механизмами и системами. Длительное использование первых корабельных паровых котлов 2-го поколения КВ-76, рассчитанных на высокие параметры пара (64 атм, 450°С), подтвердило их высокие эксплуатационные качества. Для повышения экономичности КТУ, уменьшения ее массы и габаритов в установках 3-го поколения осуществлен переход на высоконапорные котлы, работающие со значительным подогревом воздуха. Как показал опыт интенсивной эксплуатации кораблей с высоконапорными котлами, переход к таким котлоагрегатам для отечественного ВМФ оказался технически и организационно неподготовленным. КТУ 3-го поколения является типовой для кораблей постройки 1960-х гг., однако каждая установка различных проектов кораблей имеет свои, присущие только ей особенности. Применение высоконапорных котлоагрегатов по сравнению с котлами КВ-76 установок 2-го поколения позволило получить ряд преимуществ: — удельная масса котлов сократилась в 1,4 раза: — КПД котлов на максимальной нагрузке увеличился на 11%; — теплонапряженность топочного объема увеличилась в 3 раза; — применение ТНА снижает температуру уходящих газов па 100-110°C.
Основные ТТЭ советских и американсжих кораблей *. Таблица 1
(* — Прим. ред. Водоизмещение, дальность плавания и численность экипажа указаны приближенно. )
   пр. 956    пр. 1155    "Sptuance"    "Kidd"
Водоизмещение полное, т    8000    8000    7800    8500
Скорость полного хода, уз    32    29    32    32
Дальность плавания, миль (уз)    4500(18)    5700(18)    6000(20)    8000(17)
Тип ГЭУ х мощность, л.с. х Кол-во валов    КТУ х 100000 х 2    ГГТУ х 62000 х 2    ГТУ х 80000 х 2    ГТУ х 80000 х 2
Экипаж, чел.    344    293    295    340
Вооружение
Авиационное    1 Ка-27    2 Ка-27    2 SH-2 или 1 SH-3    2 SН-2 или 1 SH-3
Ракетное: УРО    8 ПУ ПКР "Москит" ( 8)    —    8 ПУ ПКР "Harpoon" ( 8)    8 ПУ ПКР "Harpoon" ( 8)
ПВО кол-во ПУ (боезапас)    1 ЗРК "Ураган"
2 х 1 (48)    2 ЗРК СО "Кинжал"
8 x 8 (64)    ЗРК "Sea Sparrow"
1 x 8 (24)    2 ЗРК "Standard"
2 x 2
(52 ЗУР и 16 ПЛУР)
ПЛО и ПТЗ    2РБУ-1000    1 ПЛРК "Метель" 2 x 4 ПУ ( 8) 2РБУ-1000    1 ПЛРК ASROC 1 х 8 ПУ(24)    52 ЗУР и 16 ПЛУР ASRОС
Артиллерийское    2 x 2 130-мм АК-130 4 x 6 30-мм АК-630    2 x 1 100-мм AK-100 4 x 6 30-мм АК-630    2 x 1 127-мм Mk.45 2 x 6 20-мм "Vulcan Phalanx"    2 x 1 127-мм Mk.45 2 x 6 20-мм "Vulkan/ Phalanx"
Торпедное, бомбомёт ое    2x2 533-мм ТА    2x4 533-мм ТА    2x3 324-мм ТА    2x3 324-мм ТА
РЛС общего обнаружения    "Фрегат-М" или "Фрегат-МА"    "Топаз" и "Топаз-В" или "Фрегат-M А" и "Подкат"    SPS-40, SPS-55    SPS-48, SPS-55
ГАС    "Платина-С"    "Полином"    SQS-53    SQS-53A SQR-19

Все это позволило уменьшить объем МКО, отнесенный к 1 т производимого пара, в 2 раза и сократить время ввода котла в действие до 15 мин. К недостатком высоконапорных котлов относятся: — снижение температуры перегретого пара на частичных нагрузках, что ухудшает экономичность ЭУ; — интенсификация коррозионных процессов и снижение ресурса поверхностей нагрева вследствие высокой тепло-напряженности топочного объема; — относительно высокие значения коэффициента избытка воздуха на малых и средних нагрузках котла, что снижает экономичность ЭУ. Двухкорпусные ГТЗА включают турбины высокого и низкого давления. Турбина заднего хода расположена в корпусе ТНД. На переднем ходу пар из ТВД через ресивер поступает в ТНД и далее отводится в главным конденсатор.
Для обеспечения электроэнергией на корабле имеются два паротурбогенератора мощностью по 1200 кВт и четыре резервных дизель-генератора по 600 кВт. Генераторы обеспечивают всех потребителей корабля переменным трехфазным током частотой 50 Гц и напряжением 400 В. Для восполнения утечек питательной воды, а также для приготовления питьевой и мытьевой воды на ЭМ имеются две опреснительные установки. Для обеспечения работы системы кондиционирования воздуха установлены четыре пароэжекторные холодильные машины холодопроиз-водительностью по 300 тыс. ккал/ч. Для обеспечения стояночного режима и приготовления ЭУ к действию имеется вспомогательная котельная установка, включающая один вспомогательный котел наропромзводитсльностью 12 т/ч.
Общая оценка корабля
Оценивая корабль пр.956 в сравнении с американским ЭМ "Spruance" — кораблем, в ответ на которой наш ЭМ, согласно откорректированному ТТЗ, создавался, можно заключить (табл. 1 и 2), что ЭМ пр.956 значительно превосходит "Spruance" как по решению задачи ПВО, так и ударной, уступая в ПЛО (которую, как уже говорилось, должен был решать ВПК пр. 1155). При сравнении корабля пр.956 с американским ЭМ "Kidd" превосходство сохраняется, но несколько сглаживается в решении задач ПВО и УРО. Но следует помнить, что "Kidd" создавался в свое время для ВМС Ирана и попал в ВМС США ''случайно'' (после расторжения контракта из-за произошедшей в Иране исламской революции), поэтому они представлены серией всего из 4 ед.* (ЭМ типа "Spruance" — 31 ед.).
________________________________________
* —Прим.ред. В 1999 г. США намеревались передать все четыре ЭМ типа "Kidd" в аренду ВМС Греции.
________________________________________
Сравнивать же наш корабль с английскими, французскими и итальянскими ЭМ постройки 1970-1990-х гг. бесполезно, т.к. боевые возможности ЭМ пр.956 здесь вне конкуренции (по меткому выражению специалистов, "это просто щенки по сравнению с волкодавом").
Конечно, по ряду боевых возможностей "Сарыч" уступает последним американским ЭМ типа "Arleigh Burke", но незначительно. Так, возможности ЗРК ''Aegis" проверялись на отражение атаки ПКР "Москит" (США закупили несколько ПКР), и они оказались довольно печальными для американцев — большинство ракет "прошло через "Aegis".
 

ЭМ "Безупречный", пр. 956, СФ, во время официального визита в Портсмут, Великобритания, июль 1990г.

 
Напомним, что наш ЗРК может поражать малоразмерные сверхзвуковые цели, поэтому и в сравнении с новыми американскими ЭМ наш корабль смотрится достаточно надежно, Однако подобное сравнение будет не вполне корректным. Дело и том. что все созданные после Второй мировой войны (во всяком случае, до середины 1980-х гт.) крупные иностранные боевые НК более соответствуют нашим БПК, а неЭМ. Основной их задачей является оборона "последнего рубежа" (особенно ПЛО) авианосца, все прочие должна была решать палубная авиация.
Наш же ЭМ создавался прежде всего именно как "контр-ЭМ". Поэтому если бы в конце 1970-х гг. командование ВМФ СССР решило приступить к созданию сбалансированного океанского (т.е. авианосного) флота, то место для кораблей пр.956 в таком флоте не нашлось бы, и ВМФ ограничился пр.1155.
Следует добавить еще одну "ложку дегтя в бочку меда". ЭМ пр.956 создавался как бы вдогонку США, без должного опережения в научно-техническом плане. В результате уже через 10 лет американцы не только сократили свое отставание. но и превзошли нас, введя в состав своего флота многоцелевой ЭМ "Arleigh Burke".
Свое превосходство в решении задач ПВО и УРО наши корабли пр.61М держали почти 20 лет — вплоть до появления ЭМ типа "Kidd". И это несмотря на то, что у нас имелась возможность, создать вместо "956-го" многоцелевой корабль, соизмеримый по возможностям с "Arleigh Вurke", на 11 лет раньше США! Таким кораблем должен был стать газотурбинный "гибрид" — "956+1155", но с несколько "урезанным" ГАК и с ЗРК типа "Форт" (т.н. "Фал").
А если бы тогда решились разместить вместо барабанных ПУ сотовые (к чему пришли в конце 1990-х гг.). то уже могли бы вести разговор и об унифицированных ПУ (аналог Mk.41). Т.е., уже тогда имелась вочможность создать "как бы" БПК "Адмирал Чабаненко", но с более сильной ПВО. Проработка подобного корабля (пр. 11560) велась в конце 1970-х гг. параллельно с пр.956 и 1155. Однако такой корабль никак не вписывался в "идеологию" советского флота, где все корабли были сугубо специализированными.
Ошибку осознали спустя 15 лет, но время оказалось упущенным... Замечу, что "негатив" следует отнести на счет тогдашней идеологии или, вернее, МОРСКОЙ СТРАТЕГИИ ВМФ СССР.
Северное же ПКБ справилось со своей задачей прекрасно: ему не только удалось создать хорошо вооруженный и превосходящий все зарубежные аналоги по ряду решаемых задач (кроме ПЛО) корабль, но и единственный в мире котлотурбинный корабль 3-го поколения с великолепной мореходностью.

Названия и даты
Название   Место постройки   Дата 
закладки   Дата 
спуска   Вступил 
в строй   Дальнейшая судьба
"Современный"    Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    03.03.1976     08.11.1978    25.12.1980     Включен состав КСФ. 06.12.1989 г. поставлен в Мурманске на капитальный ремонт. 
"Отчаянный"    Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    04.03.1977    29.03.1980    30.09.1982    Включен в состав КСФ. 02 - 06.05.1985 г. нанес визит в Алжир. 26.06.1992 г. поставлен в Мурманске на капитальный ремонт.
"Отличный"    Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    22.04.1978    21.03.1981    30.09.1983    Включен в состав КСФ. 08.12.1984 - 02.01.1985 г. нанес визит в Гавану (Куба) и 21.06 - 05.07.1989 г. - в Норфолк (США). 
"Осмотрительный"    Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    27.10.1978    24.04.1982    30.09.1984    Включен в состав ТОФ. В период с 21.08 по 22.11.1985 г. совершил переход из Балтийска во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Анэла), Аден (Южный Йемен) и Камрань (Вьетнам).
"Безупречный"    Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    1980   08.1983   06.11.1985   Включен в состав КСФ. 11.1993 г. поставлен в Пала - Губе на капитальный ремонт.
"Боевой"    Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    26.03.1982   04.08.1984   28.09.1986   Включен в состав КТОФ.
25.11.1993 г. поставлен на “Дальзаводе” во Владивостоке на капитальный ремонт.
"Стойкий"    Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    28.09.1982   27.07.1985   31.12.1986   Включен в состав КТОФ. 12.10.1993 г. поставлен на “Дальзаводе” во Владивостоке на капитальный ремонт.
"Окрылённый"    Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    16.04.1983   31.05.1986   31.12.1987   Включен в состав КСФ.
"Бурный"    Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    16.04.1984    02.1987   30.09.1988   Включен в состав КТОФ.
"Ведущий"
(впоследствии переименован в "Гремящий")    Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    23.11.1984   30.05.1987   30.12.1988    Включен в состав КСФ
"Быстрый"    Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    29.10.1985    28.11.1987   30.9.1989   Включен в состав КТОФ.
"Расторопный"    Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    15.08.1986   04.06.1988    30.12.1989   Включен в состав КСФ.
"Безбоязненный"    Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    1987   03.1989   28.11.1990   Включен в состав КТОФ.
"Безудержный"    Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    1987    06.1990   25.06.1991   Включен в состав КСФ.
"Беспокойный"    Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    1988   1990    28.12.1991   Включен в состав ДКБФ.
"Московский Комсомолец" (с 15.02.1992г. - "Настойчивый")    Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    1989   1991   30.12.1992   Включен в состав ДКБФ
"Бесстрашный"   Завод имени А.А.  Жданова (Северная верфь), г.Ленинград    1990    1992   30.12.1993   Включен в состав КСФ.
"Внушительный"   Завод имени 61 коммунара, г.Николаев   30.8.1983   17.10.1987   ...   Снят со строительства, спущен и превращен в плавсклад при заводе.
"Екатеринбург"   ПО "Северная верфь" (Завод имени А.А.  Жданова №190), г.Ленинград   1989   15.02.1999   2000   Перепроектирован по проекту 956Е, продан Китаю. Получил название "Гуанчжоу". Вступил в строй в январе 2000г.
"Александр Невский"   ПО "Северная верфь" (Завод имени А.А.  Жданова №190), г.Ленинград   1990   16.04.1999   2000   Перепроектирован по проекту 956Е, продан Китаю.




ИСТОЧНИК
Википедия
http://russianships.info/boevye/956.htm
А.Никольский, инженер // Военно-технический альманах "Тайфун" №7-2000
« Последнее редактирование: Апреля 19, 2018, 05:04:54 pm от Ракетчик »
Записан

ura-k

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 138
Проект 21956 - эскадренный миноносец
« Ответ #1 : Ноября 13, 2009, 01:52:42 am »

На Международном военно-морском салоне (МВМС) в Санкт-Петербурге Северное проектно-конструкторское бюро демонстрирует модель эсминца проекта 21956. Этот корабль имеет полное водоизмещение около 9000 т. Его длина – 163 м, ширина 19 м, осадка – 4,8 м. Эсминец оснащается газотурбинной энергетической установкой мощностью 54 420 кВт, что позволяет ему развивать скорость полного хода в 29,5 узла. Автономность – 30 суток. Вооружение включает две счетверенные наклонные пусковые установки противокорабельного и противолодочного комплекса Club-N (есть вариант размещения этого комплекса в вертикальных пусковых установках с количеством боекомплекта 16 единиц), одну универсальную 130-мм артиллерийскую установку А-192, два ракетных комплекса ПВО «Клинок» и один зенитный ракетно-артиллерийский «Каштан», противоторпедную систему «Пакет-Е/НК», два четырехтрубных торпедных аппарата, предназначенных  для стрельбы противолодочными торпедами.
« Последнее редактирование: Мая 08, 2010, 11:32:25 pm от Lans »
Записан
Страницы: [1]   Вверх