Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: проекты 627 и 627А "Кит" - атомные подводные лодки  (Прочитано 2614 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ura-k

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 138

Атомные подводные лодки проектов 627 и 627А "Кит"
 
Обозначение НАТО – NOVEMBER.
Построено: пр. 627 – 1 ед., пр. 627А – 12 ед.
Вступили в строй: пр. 627 – 30.12.1958 г., пр. 627А – 1959-1964 гг. Выведены в 1987-1991 гг.
Разработка с 1952 г. Разработчик – СКБ-143. Главный конструктор – В.Н. Перегудов.
Изготовитель – завод №402 (г. Молотовск, с 1957 г. - Северодвинск).

ТТХ:
Двухкорпусная. 9 отсеков. Материал корпуса – сталь.
Водоизмещение: надводное – 3118 т., подводное – 4069 т.
Размеры: длина – 107,4 м., ширина – 7,9 м. (по стабилизаторам – 11,5 м), осадка – 6,47 м.
Запас плавучести – 30,5%.
Глубина погружения: рабочая – 240 м., предельная – 300 м.
Энергетическая установка – ядерная:
- 2 реактора ВМ-А мощностью по 70 МВт,
- 2 парогенератора ПГ-13 производительностью по 90 т/час (71 т/час при 80% мощности ППУ),
- 2 ГТЗА-601 мощностью по 17000 л.с. (12700 л.с. при 80% мощности ППУ),
- 2 турбогенератора ГМП-21, мощностью по 1400 кВт.;
- 2 дизель-генератора М-820/ПГ-117, мощностью по 700/460 л.с./кВт.,
- 2 гребных электродвигателя ПГ-116, мощностью по 450 л.с.,
- 2 группы аккумуляторных батарей: всего 112 элементов 60СМ и 112 элементов 23МУ.
Движители - 2 6-и лопастных винта.
Скорость хода: надводная – 15,5 уз, подводная (при 80% ППУ) – 28 уз.
Дальность плавания (расчетная): подводная – 22000 км, надводная на электродвигателях – 400 км.
Автономность (по запасам) – 50 сут. Время непрерывного пребывания под водой – 1200 часов.
Экипаж – 104 человека, в т. ч. 24 офицера.

Вооружение:
8 533-мм носовых торпедных аппарата, боекомплект – 20 торпед.
Глубина стрельбы – до 100 м. Система управления торпедной стрельбой – «Торий».

Радиотехническое оснащение:
Гидроакустическая станция – МГ-200 «Арктика-М» (активная, в/ч, поиска и атаки).
Гидроакустическая станция – «Марс-16КП» (пр. 627, шумопеленгаторная) или МГ-10 «Кола» (пр. 627А).
Гидроакустическая станция – МГ-13М «Свет-М» (обнаружения гидроакустических сигналов и звукоподводной связи).
Гидроакустическая станция – МГ-15 «Свияга» (звукоподводной связи).
Гидроакустическая станция - «Луч» (обнаружения подводных препятствий).
Радиолокационная станция обнаружения надводных целей и торпедной стрельбы – «Призма».
Станция радиотехнической разведки – «Накат».
Радиолокационный ответчик системы опознавания – «Хром-К».
Навигационный комплекс «Плутон»: гирокомпас «Маяк» (2 шт.), гироазимут-горизонт «Сатурн», автопрокладчик «Терек», гидравлический лаг ЛР-8.
Магнитный комплекс КМД, эхолот «Айсберг», эхоледомер «Лед», автоматический радиопеленгатор – АРП-53.
Стабилизатор курса «Стрела», стабилизатор глубины на ходе «Кедр».

Модификации:
пр. П627 – в постройке с 1957 г, не достроена, носитель стратегической крылатой ракеты П-20.
пр. ПТ627А – проект переоборудования лодки пр. П627 в опытную ПЛ, 1960-1961 гг., для испытания новых 650-мм торпед, перспективного гидроакустического комплекса, а также отработки винтов регулируемого шага, с 1961 г., достроена по пр. 627А.

Поисковые работы по исследованию облика атомной подводной лодки начались в СССР в 1949 году, когда были достигнуты первые реальные результаты в создании советского ядерного оружия и уже четыре года работал исследовательский ядерный реактор. В 1950 году об этих исследованиях в конфиденциальном порядке были оповещены некоторые командующие флотами (в частности, командующий СФ, где, в первую очередь, намечалось внедрение новой техники). 9 сентября 1952 г. И.В. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР "О проектировании и строительстве объекта 627". В соответствии с этим документом для проведения работ по созданию атомной подводной лодки (объект, а впоследствии - проект 627) в Москве были сформированы две группы конструкторов и ученых, одной из которых, руководимой В.Н. Перегудовым, было поручено проведение проектной проработки собственно корабля, а второй, возглавляемой Н.А. Доллежалем - его энергетической установки. Научным руководителем всех работ по созданию первой отечественной АПЛ был назначен директор института атомной энергии АН СССР академик А.П. Александров. Общую координацию работ осуществлял один из энтузиастов создания атомных подводных лодок - заместитель председателя СМ СССР В.А. Малышев.
Естественно, наиболее сложной проблемой была разработка ядерной энергетической установки, которую можно было разместить на борту подводной лодки. Первая советская чисто "земная" атомная энергетическая установка мощностью 5 мВт была введена в строй в Обнинске в 1954 году (она использовалась для электроснабжения города). Затем последовал первый корабельный реактор (самый мощный в мире для своего времени), предназначенный для установки на "мирном" атомном ледоколе "Ленин", который являлся, фактически, опытовым судном, служившим для отработки корабельной силовой установки.
Ответственным за разработку паропроизводящей установки для подводной лодки стал НИИ-8 Министерства среднего машиностроения, возглавляемый Н.А. Доллежалем. Проектирование паротурбинной силовой установки выполняло СКБ Кировского завода (главный конструктор М.А.Казак) совместно с СКВ-143. Электрооборудование создавалось заводом "Электросила". Забегая вперед, следует заметить, что, по оценке специалистов, существенным недостатком электро-энергетической установки первой советской АПЛ были навесные электрогенераторы, работавшие лишь совместно с главными турбозубчатыми агрегатами, что лимитировало продолжительность нахождения корабля на "стопе" или на заднем ходу емкостью резервных аккумуляторов.
Пуск опытного "лодочного" реактора, смонтированного в подмосковном Обнинске, состоялся 8 марта 1956 г. Однако "первый блин вышел комом" - из-за конструкционного недостатка крышки реактора сразу же возникла протечка радиоактивной воды. В дальнейшем конструкция крышки была изменена. Не сразу сформировались и требования к ядерной безопасности корабельных энергетических установок. Так, в начале 50-х годов высказывалось предложение, что перегрузку радиоактивного горючего можно будет проводить прямо в открытом море (разумеется, принятие подобных предложений привело бы к облучению каждого, принимающего участие в подобной операции).
Опытная атомная подводная лодка 627-го проекта предназначалась, в первую очередь, для всесторонних испытаний в морских условиях первого образца ядерной энергетической установки с водоводяным реактором. Однако она рассматривалась и как головной образец новой стратегической системы оружия, предназначенной для борьбы с основным "потенциальным противником" - США. Атомоход должен был наносить ядерные удары по военно-морским базам и другим стратегическим целям, расположенным на побережье противника. Для этого его предполагалось вооружить сверхмощной парогазовой торпедой Т-15 (калибр 1550 мм, длина 24 м, дальность хода 40-50 км), оснащенной ядерной боевой частью (габаритами последней и определялись столь чудовищные размеры торпеды). Работы групп проектантов велись в обстановке повышенной секретности, с привлечением крайне узкого круга участников. При этом к ним на первом этапе реализации программы практически не привлекались специалисты ВМФ, что негативно сказалось на формировании облика подводной лодки.
В марте 1953 г. группа В.Н.Перегудова завершила работу над предъэскизным проектом АПЛ. Первый советский атомоход должен был иметь двухкорпусную архитектуру с необычайно большим (более 13) удлинением и поперечным сечением, близким к круговому. Двухвальная силовая установка должна была обеспечить достижение максимальной подводной скорости не менее 25 узл. В формировании архитектуры корабля принимали участие гидродинамики ЦАГИ (К.К.Федаевский), а также ЦНИИ-45 (В.И.Першин). Лодка (впервые в нашей стране) получила "китообразную" форму носовой оконечности, оптимизированную для подводного плавания, но значительно снижающую характеристики корабля в надводном положении. Выбор формы носовой оконечности вызвал серьезную дискуссию среди создателей АПЛ (часть конструкторов настаивала на сохранении традиционной "корабельной" формы). Однако победила точка зрения В.Н.Перегудова, считавшего, что атомоход должен быть приспособлен, в первую очередь, для подводного плавания. В дальнейшем овальная форма носа была реализована на американских АПЛ типа "Скипджек" (головной корабль вступил в строй в 1959 году), а также на всех последующих атомоходах, спроектированных и построенных в США. Однако в СССР она окончательно утвердилась лишь на атомных подводных лодках 2-го поколения.
Максимальная глубина погружения АПЛ проекта 627 по сравнению с тогдашними отечественными и зарубежными дизель-электрическими подводными лодками возрастала в полтора раза (до 300 м). Это потребовало создания новой стали для прочного корпуса, разработку которой поручили ЦНИИ-48 Министерства судостроения (директор Г.И. Копырин). Новый сплав АК-25 был создан на основе одной из марок броневой стали.
Автономность подводного плавания АПЛ проекта 627 должна была составить 50-60 суток, что предъявляло новые, значительно более высокие требования к системе жизнеобеспечения корабля.
Проект первого советского атомохода создался на основе наиболее крупной отечественной дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) проекта 611. Было решено сохранить принципиальную компоновку этого корабля, использовав ряд элементов конструкции и бортовых систем.
Полномасштабная разработка опытной АПЛ 627-го проекта, получившей шифр "Кит", была весной 1953 года передана ленинградскому СКБ-143 (позже известному как ПКБ "Малахит"), главным конструктором которого был назначен В.Н.Перегудов, что обеспечило необходимую преемственность работ. Коллектив ПКБ уже имел опыт разработки подводных лодок с "нетрадиционными" энергетическими установками. В частности, в 1948-1953 гг. там была создана лодка проекта 617 с парогазотурбинной силовой установкой.
Велись работы и по созданию "главного калибра" корабля - торпеды Т-15. Однако испытания ядерной боевой части для торпеды, проводившиеся на Семипалатинском полигоне, закончились полной неудачей.
В мае 1954 г. завершились работы над техническим проектом АПЛ, а в июле к участию в программе, наконец, были привлечены военно-морские специалисты. Их заключение по проекту новой лодки было далеко не благоприятным: была отмечена проблематичность использования корабля по своему основному назначению - нанесению ядерных ударов по прибрежным объектам на территории потенциального противника. Кроме того, указывалось на недостаточную скорость полного хода, слабое торпедное вооружение, высокую шумность, низкие ресурс и ремонтопригодность, другие недостатки.
Это привело к внесению в проект ряда радикальных изменений: АПЛ лишилась "суперторпеды" Т-15, получив взамен усиленное обычное торпедное вооружение. В результате потребовалась почти полная переделка носовой части корпуса до второго отсека включительно. Повышалась максимальная подводная скорость корабля. Подводная лодка была переориентирована на борьбу с боевыми кораблями и транспортами противника. Компоновка помещений лодки (впервые в отечественном подводном кораблестроении) отрабатывалась на специальных деревянных натурных макетах, выполнявшихся для всех отсеков АПЛ.
О масштабах работ по созданию первой отечественной атомной подводной лодки говорит тот факт, что к участию в программе было привлечено 135 предприятий и организаций, расположенных, практически, на всей территории СССР, в том числе 20 КБ и около 80 заводов-поставщиков различного оборудования.
К разработке рабочих чертежей АПЛ проекта 627 приступили в марте 1954 г., еще до окончательного утверждения технического проекта, а в июне 1954 г. на заводе №402 в г. Молотовске (ныне Северное машиностроительное предприятие в г. Северодвинске) в обстановке чрезвычайной секретности, в специально отгороженном участке эллинга начались работы по постройке первого отечественного подводного атомохода.
Торжественная церемония официальной закладки лодки состоялась 24 сентября 1955 г., 9 августа 1957 г. АПЛ была спущена на воду, а 14 сентября 1957 г. была произведена загрузка ядерных реакторов.
Подготовка моряков-подводников для первого отечественного атомохода (а также для последующих атомных подводных лодок 1-го поколения) велась на натурном стенде, сооруженном в г.Обнинске. Первым командиром АПЛ был назначен капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко, а командиром электромеханической части, в ведении которого находилась и атомная энергетическая установка, стал инженер-капитан 2 ранга Б. П. Акулов.
С 3 июля лодка, получившая тактический номер К-3, вышла на ходовые испытания, проходившие в Белом море. 4 июля 1958 г. в 10 часов 3 минуты впервые в истории отечественного флота для движения корабля была использована атомная энергия.
Испытания завершились 1 декабря 1958 г. В ходе них мощность энергетической установки была ограничена 60% от номинальной. При этом была достигнута скорость 23,3 узла, что на 3 узла превысило расчетную величину. За успешное освоение новой техники, впервые после окончания Великой Отечественной войны, командиру К-3 Л.Г.Осипенко было присвоено звание Героя Советского Союза. В настоящее время его имя присвоено учебному центру по подготовке экипажей АПЛ в г.Обнинске.
В январе 1959 г. К-3 была передана ВМФ для опытной эксплуатации, которая завершилась в 1962 г., после чего АПЛ стала "полноценным" боевым кораблем Северного флота.
Двухкорпусная лодка с корпусом большого, почти "торпедного" удлинения (13,3) имела почти круглое поперечное сечение. Носовой оконечности была придана эллипсовидная форма, а корма имела "плоские" обводы, обусловленные двухвальной компоновкой.
Прочный корпус изготавливался из стали АК-25 и разделялся на девять водонепроницаемых отсеков:
1-й - носовой торпедный,
2-й - аккумуляторный и жилой,
3-й - отсек центрального поста,
4-й - отсек вспомогательного оборудования,
5-й - реакторный отсек,
6-й - турбинный отсек,
7-й - электромеханический отсек,
8-й и 9-й - жилые отсеки и отсеки корабельных систем.
Корабль был оснащен атомной энергетической установкой с номинальной мощностью 35.000 л. с., включающей два водоводяных реактора ВМ-А по 70 мВт (размещенных последовательно друг за другом в диаметральной плоскости корабля в средней части корпуса) с парогенераторами (побортно от них) и два турбозубчатых агрегата 60-Д суммарной мощностью 35.000 л.с. Для АПЛ были разработаны специальные малошумные винты регулируемого шага (ВРШ).
Реакторный отсек оснастили железоводной биологической защитой, обеспечивающей радиационную безопасность экипажа. Имелось два дизельгенератора постоянного тока ДГ-400 (с дизелями М-820). Вспомогательные гребные электродвигатели обеспечивали движение со скоростью до 8 узлов.
Для повышения акустической скрытности лодки основное оборудование амортизировалось, применялись вибродемпфирующие покрытия, легкий корпус корабля также (впервые в мире на АПЛ) получил противогидролокационное покрытие. Однако, несмотря на принятые меры, по уровню шумов первый советский атомоход значительно превосходил своих американских аналогов.
Лодка оснащалась гидроакустическим вооружением, основу которого составляла гидроакустическая станция (ГАС) МГ-200 "Арктика-М", работающая в режиме шумо- и эхопеленгования. Антенна станции располагалась в передней части ограждения рубки. Кроме того, имелись ГАС обнаружения гидроакустических сигналов и звукоподводной связи "Свет", шумопеленгаторная станция "Марс-16КП" и гидролокационная станция обнаружения подводных препятствий "Луч".
Радиолокационное вооружение включало РЛС обнаружения надводных целей и управления торпедной стрельбой "Призма" и станцию радиолокационной разведки "Накат".
Средства радиосвязи были аналогичны использованным на ДЭПЛ проектов 611 и 613. Состав штурманского вооружения был дополнен навигационной системой "Плутон", обеспечивающей кораблевождение и использование оружия при плавании в пределах 80° северной и южной широт.
Торпедное вооружение размещалось в носовой части лодки. Оно включало восемь 533-мм ТА. Боекомплект - 20 торпед СЭТ-53 или 53-61 МА. В зависимости от выполняемых задач существовали варианты загрузки. Впервые в советском подводном флоте обеспечивалась возможность торпедной стрельбы на глубинах до 100 м. Выработка данных для торпедной стрельбы обеспечивалась автоматом "Торий".
Корабль имел систему кондиционирования и вентиляции, обеспечивающую требуемый уровень температурно-влажностного режима при нахождении в подводном положении (разработанную ГИПХ под руководством В.С.Шпака). В системе был использован химический способ поглощения углекислого газа и пополнения кислорода (следует заметить, что подобное решение, увеличивающее опасность возникновения на борту корабля пожара, привело в 1970 году к гибели АПЛ К-8).
Первый подводный атомоход практически сразу же приступил к освоению арктического района. В 1959 году К-3 под командованием капитана 1 ранга Л.Г.Осипенко прошла под арктическими льдами 260 миль. 17 июля 1962 г. эта АПЛ выполнила переход к Северному полюсу, однако всплыть на поверхность помешал плотный ледовый покров, толщина которого достигала 12 м.
Вскоре после арктического похода подводной лодке К-3 было присвоено название "Ленинский комсомол".
В дальнейшем К-3 прошла модернизацию, заключавшуюся в проведении ряда доработок, повысивших надежность паропроизводительной установки, замене некоторого оборудования, установке новой системы торпедной стрельбы, усовершенствовании радиоэлектронного оборудования. Антенну ГАС "Арктика-М" перенесли из ограждения рубки в носовую оконечность лодки, где был сформирован выступающий за обводы корпуса наплыв, а над торпедными аппаратами была размещена антенна новой шумопеленгаторной станции МГ-10.
По своим основным характеристикам АПЛ проекта 627 значительно превосходила первенца американского атомного подводного флота - лодку SSN-571 "Наутилус", вступившую в строй в сентябре 1955 г. (на 3,5 года раньше, чем К-3). В частности, советская субмарина имела значительно большую подводную скорость (около 30 уз против 22 уз у американского аналога) и предельную глубину погружения (соответственно, 300 и 210 м).
Эксплуатация АПЛ "Ленинский комсомол" продолжалась до 1991 года, при этом лодка несла службу наравне с другими атомоходами. В августе 1967 г., во время возвращения с боевой службы, в Норвежском море на борту лодки возник пожар, вызванный возгоранием гидравлики. В результате аварии погибло 39 человек.
После списания "Ленинского комсомола" существовали планы переоборудования его в корабль-музей (соответствующий проект был разработан КБ "Малахит"). Однако по ряду причин этого не случилось.

Источник
В.ИЛЬИН, А.КОЛЕСНИКОВ, ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
История отечественного судостроения, т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.), 1996.
Широкорад А.Б. Советские подводные лодки послевоенной постройки. - М.: Арсенал-Пресс, 1997.
« Последнее редактирование: Сентября 26, 2010, 07:15:53 pm от Ракетчик »
Записан
Страницы: [1]   Вверх