Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: ЗАБ-100-65тш - зажигательная авиабомба  (Прочитано 2863 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Lans

  • Гость
ЗАБ-100-65тш - зажигательная авиабомба
« : Января 01, 2010, 03:13:20 pm »

ЗАБ-100-65тш
Зажигательная авиационная бомба
« Последнее редактирование: Января 01, 2010, 03:24:34 pm от Lans »
Записан

SNV

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 667

В мае 1940 года на Карельском перешейке работала комиссия УВВС, анализировавшая по итогам боевых действий в советско-финляндской войне эффективность действия авиабомб отечественного производства. Было отмечено, что в ходе бомбардировки объектов ЗАБ-1э ударялись о плоские крыши стальных нефтяных и бензиновых резервуаров, отскакивали и падали на землю рядом. Однако финляндские хозяева заводов содержали свои предприятия в образцовом состоянии, и прилегающую к емкостям территорию не окружал типичный для России ландшафт, навечно пропитанный пролитыми нефтепродуктами. Члены комиссии констатировали, что поразить такие склады возможно только комбинированным применением малокалиберных зажигательных и среднекалиберных осколочных авиабомб.
В дальнейшем эту мысль развили в Наркоматах авиационной промышленности и боеприпасов. Например, в 1940 году инженеры ОКБ-145 А.И.Флегонтов, А.Г.Колпаков и Л.Ф.Шевелкин под руководством И.И.Картукова – главного конструктора авиазавода № 145 имени С.М.Кирова – разработали крупнокалиберный зажигательный авиационный разовый прибор ЗАРП-100, который в том же году успешно прошел госиспытания на НИП АВ ВВС КА. Изначально создатели рассматривали опытный боеприпас как сбрасываемую кассету с принудительным пиротехническим раскрытием, поэтому выполнили его в тонкостенном корпусе химической авиабомбы ХАБ-100 с штатным разрывным зарядом. Просто вместо отравляющих веществ конструкторы предложили снаряжать авиабомбы либо термитными шарами разработки НИИ-6 НКБ, либо авиабомбами ЗАБ-1э или ЗАБ-2,5т со снятым оперением.
Боеприпасы обоих калибров со всеми вариантами боевого снаряжения на полигонных испытаниях получили достаточно высокую оценку, однако в серийное производство их не запустили. Дело в том, что химически стойкие корпуса ХАБ изготавливали из дефицитной нержавеющей стали, а столь непродуктивно расходовать ее на зажигательные авиабомбы считалось нецелесообразно. К тому же неиспользованным оставался объем в задней конической части корпуса. Поэтому в 1941 году Картукову предложили доработать свои боеприпасы, взяв за основу корпуса более дешевых авиабомб ФАБ-100св и ФАБ-500св.
Корпус боеприпаса калибром 100 кг сваривали из деталей, отштампованных и свальцованных из листовой стали толщиной 3 мм. В головной части приваривали трубу с отверстиями, в которую при подготовке боеприпаса к применению вкладывали заряд из 230 г черного пороха. Заряды обычно хранили и транспортировали отдельно от боеприпаса и вкладывали на место только после подвески авиабомбы на бомбодержатели. Боевое снаряжение ЗАРП-100 составляли прессованные термитные шары одного из трех калибров – 485 штук массой по 100 г, 141 штука массой по 300 г или 85 штук массой по 500 г. Снаружи к трубе с отверстиями крепили горловину с переходной втулкой для установки дистанционной трубки или головного взрывателя мгновенного действия. Стабилизатор коробчатого типа крепили к корпусу авиабомбы специальным прижимным кольцом.
При условии применения авиабомб с воздушным подрывом горящие термитные шары рассеивались в окружности радиусом 25-30 м. Наиболее выгодными для подрыва боеприпасов считались высоты 200-400 м. Время горения шаров составляло 15-20 с. При «раскрыве» авиабомбы на высоте 300 м термитные шары массой 300 и 500 г пробивали жестяные крыши и зажигали чердачные перекрытия. При контактном наземном подрыве в грунте образовывалась неглубокая воронка, где оставались и сгорали до двух третей всех термитных шаров. Остальные взрывом разбрасывало вокруг в радиусе 10-15 м. В принципе, авиабомбы ЗАРП-100 можно было сбрасывать и без взрывателя – черный порох разрывного заряда достаточно надежно детонировал в момент удара боеприпаса о грунт.
Когда в начале июня И.И.Картуков привез партию модернизированных ЗАРП-100 на проверочные испытания в Ногинск, то с удивлением обнаружил, что там уже испытывают зажигательные авиабомбы ЗАБ-100цк разработки ГСКБ-47. В итоге 18 июля 1941 года на основании постановления ГКО № 193 100-килограммовьий боеприпас конструкции Картукова с боевым снаряжением из термитных шаров приняли на вооружение ВВС под наименованием ЗАБ-100-65тш, а тонкостенной авиабомбе ЗАРП-100, снаряженной малогабаритными зажигательными авиабомбами, военные предпочли детище ГСКВ-47 проникающего типа.

ЗАБ-100-65тш черт. 3-0146

   Длина (без взрывателя), мм            1040...1062
   Диаметр корпуса, мм                     280
   Размах оперения, мм                      310
   Расстояние от центра тяжести
   до головного среза, мм                  335
   Масса, кг:
       - неокончательно снаряженной  60,05...66,50
       - боевого заряда                       42,50...48,50
   Используемые взрыватели (1 шт.)    АГДТ-Б, ТМ-24Б, АМ-Б

Источники: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.

Записан
"Исправи правды ради, писанья ж не кляни" А.К. Толстой

lindr

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 701
Re: ЗАБ-100-65тш - зажигательная авиабомба
« Ответ #2 : Июня 05, 2010, 11:56:34 pm »

Из немецкого справочника, чертеж


Записан
Страницы: [1]   Вверх