Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Взрыватели семейства АДО (авиационный донный конструкции Орановского)  (Прочитано 1209 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

SNV

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 667

Взрывателями АДО – «Авиационный донный конструкции Орановского» - поступившими на вооружение ВВС РККА в 1920 г., снаряжали фугасные и осколочные авиабомбы (в основном «старого образца») в донное очко. Эти взрыватели относились к категории изделий непредохранительного типа. То есть у них жало ударника находится в непосредственной близости от капсюля-детонатора. Поэтому АДО со снятой предохранительной скобой, а тем более с удаленной крыльчаткой очень опасен, поскольку может сработать от любого толчка, удара или падения на землю.
Судя по клеймам на музейных образцах, взрыватели АДО находились в промышленном производстве вплоть до 1929 г. После 1930 г. для герметичности головную гайку на всех взрывателях АДО (с нее начинается полная разборка изделия) всегда затягивали на лаке. Установочная резьба взрывателя в очке авиабомбы имеет диаметр 36 мм.
Минимальные высоты бомбометания с применением АДО - 200-600 м в зависимости от калибра авиабомбы. При использовании авиабомб, окончательно снаряженных взрывателями АДО, бомбодержатели или кассеты оснащали механическими устройствами, фиксирующими крыльчатку взрывателя в подвешенной бомбе.
Опыт боевого применения показал, что бомбы, оснащенные взрывателями АДО, действовали безотказно, однако практика выявила их существенный недостаток. Оказалось, что они не обеспечивают мгновенности действия – времени, необходимого для взрыва авиабомбы на поверхности земли (задержка при этом необходима не более 0,001 с), а с другой сто-роны - достаточного времени замедления (0,15-0,3 с).
Взрыватели АДЗ – «Авиационный донный с замедлением» - поступили на вооружение ВВС РККА в 1929 г. Ими снаряжали фугасные и осколочные авиабомбы в (основном старого образца) в донное очко. Это доработка взрывателя АДО, направленная на устранение отдельных недостатков. Минимальные высоты бомбометания с применением АДЗ - 200-600 м по земной и водной поверхностям в зависимости от калибра бомбы.
Конструктивно взрыватель АДЗ схож с АДО, однако в его конструкция дополнена замедлительным механизмом из замедлительной втулки с капсюлем-воспламенителем, пороховой запрессовкой из трубочного пороха и пороховым усилителем из крупнозернистого пороха ДРП № 3. Втулка, установленная перед капсюлем детонатором, обеспечивала замедление в действии взрывателя на 0,15-0,3 с. Кроме того, в составе воспламенительно-детонаторной части дополнительно использовали и капсюль-воспламенитель в отдельном металлическом колпачке, закрытом оловянной фольгой для предохранения от отсыревания и выкрашивания.
По принципу действия АДЗ не отличался от АДО. Бомбометание с взрывателями АДО и АДЗ по наземным и морским целям допускалось с высот не ниже 200-600 м в зависимости от калибра бомбы. Применять такие взрыватели с малых высот было опасно из-за возможности поразить осколками собственный самолет. Поскольку капсюль-детонатор и промежуточный детонатор надежно изолировали от внешней среды, взрыватели прекрасно сохраняли свои боевые качества довольно продолжительные сроки. В качестве недостатков конструкции отмечали возможное заклинивание винта крыльчатки и отказ в действии взры-вателя при сбрасывании авиабомб с вертикальной подвески стабилизатором вниз.
Взрыватель АДП-7 - «Авиационный донный с постоянным семисекундным замедлением» - приняли на вооружение ВВС РККА в 1931 г. Его создали на основе АДЗ для бомбометания с малых высот. От прототипа АДП-7 отличался только конструкцией замедлительной втулки, пороховой состав которой обеспечивал время замедления на 7 с. Взрыватели АДЗ и АДП-7 унаследовали практически все эксплуатационные недостатки, присущие АДО.
Взрыватели АДЗУ – «Авиационный донный с замедлением упрощенный» - поступили на вооружение ВВС РККА также в 1931 г. Ими снаряжали фугасные и осколочные авиабомбы (в основном старого образца) в донное очко. Взрыватель АДЗУ также создали на основе очередной доработки взрывателя АДЗ, устранив отдельные недостатки прототипа и упростив технологию его производства. Минимальные высоты бомбометания 200-600 м в зависимости от калибра бомбы.
Упрощение затронуло в основном корпус - он стал целым (без головной гайки), что значительно облегчило его крупносерийное производство. Конструктивно АДЗУ практически не отличался от АДЗ за исключением  предохранительного механизма, поскольку взрыватель адаптировали к новым бомбодержателям и приборам управления сбросом авиабомб. Дело в том, что при размещении бомб на внешней подвеске были отмечены случаи преждевременного сворачивания крыльчатки в полете - как и у АДО, стопорную вилку на АДЗУ снимали на земле после установки взрывателя в подвешенную бомбу. В итоге единственную ступень предохранения составляла только пружина, удерживающая жало ударника перед капсюлем-воспламенителем и боеприпас мог взорваться под самолетом еще до раскрытия замков бомбодержателя.
К тому же, в это время появились кассетные держатели, электробомбосбрасыватели и прочие автоматические и полуавтоматические приборы управления сбросом бомб, что  потребовало от конструкторов провести дополнительные мероприятия по повышению безопасности боевого применения авиабомб с самолетов-бомбардировщиков. Решили проблему весьма оригинально - вместо стопорной вилки использовали проволочную чеку, которая и фиксировала крыльчатку взрывателя в полете, и позволяла автоматизировать процесс съема первой ступени предохранения взрывателя в момент сброса бомбы.
По принципу действия взрыватели АДЗУ были сильно схожи с АДЗ, «благодаря чему» также унаследовали все недостатки, присущие прототипу.

Источники: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.
« Последнее редактирование: Января 07, 2010, 08:15:14 pm от SNV »
Записан
"Исправи правды ради, писанья ж не кляни" А.К. Толстой
Страницы: [1]   Вверх