Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Проект 10831 «Калитка» - атомная глубоководная станция  (Прочитано 3433 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2541

Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка».

Обозначение НАТО – NORSUB-5.
Неофициальное название - "Лошарик".

Атомная глубоководная станция 1 ранга. Входит в состав опытного глубоководного комплекса 1083К.
Разработчик - СПМБМ "Малахит". Главный конструктор - С.М.Бавилин, затем Ю.М.Коновалов.
Изготовитель - ПО "Северное машиностроительное предприятие".
Заводской номер - 01210. Заложена – 16.07.1990 г., спущена на воду – 16.08.2003 г., введена в опытную эксплуатацию в 2004 г., (предполагаемая дата пуска реактора - 29.04.2004 г.), испытания в 2004-2009 гг., вступила в строй в 2010 году.
Название (обозначение) - АС-12 или АС-31. Бортовой номер - 220.
Входит в состав Северного флота, находится в подчинении ГУГИ.

Состав глубоководного комплекса проекта 10830 (с мая 1992 г. - проект 1083К):
- атомная глубоководной станция проект 10831 (АС-12);
- носитель - АПЛ проекта 09786 "Оренбург" (БС-136).

ТТХ:
Водоизмещение: надводное – 1600 (1390) т., подводное – 2100 (2000) т.
Размеры: длина – 60,0 (69-79) м., ширина – 7,0 м., осадка – 5,1 м.
Корпус - полисферический. Материал корпуса - титан.
Глубина погружения – до 6000 м (фактически известно о погружениях на глубину до 3000 м).
Энергетическая установка – атомный реактор с паропроизводящей установкой Э-17 (КТП-7И "Феникс") и ТЗА мощностью не более 10000 л.с.
Движители – 1 основной гребной винт в кольцевой насадке (предположительно), несколько подруливающих колонок с электрическими двигателями.
Скорость хода: надводная – 10 уз, подводная – 30 уз.
Автономность - несколько месяцев.
Экипаж – 25 офицеров.

Вооружение – нет.

Проект 10831, известная также как «Лошарик» — российская атомная глубоководная станция, не несущая вооружения и способная погружаться, по некоторым данным, на глубину до 6000 метров (практически было продемонстрировано погружение аппарата на глубину до 3000 метров). Может использоваться для специальных операций различного характера.
Носителем станции могут являться атомные подводные лодки специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 667БДР «Кальмар», БС-64 «Подмосковье» проекта 667БДРМ «Дельфин» или К-329 «Белгород» проекта 949А «Антей».
Прочный корпус станции — полисферический, то есть собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы), изготовленных из титана и расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы. Благодаря этому прочный корпус способен выдерживать давление воды на очень больших глубинах. Силовой установкой является малогабаритный атомный реактор. О наличии вооружения в базовом проекте сведения отсутствуют.

Эта загадочная АПЛ получила свое наименование в честь героя советского мультфильма – игрушечной коняшки, состоящей из нескольких, соединенных друг с другом сфер.
Несмотря на то, что с тех самых пор прошло довольно много времени, мы практически ничего не знаем о данной АПЛ. Даже ее внешний вид был долгое время тайной (первую фотографию объекта 10831 по чистой случайности сделали журналисты Top Gear в 2015 году). Мы не имеем точной информации о подводной части «Лошарка» и можем строить свои гипотезы относительно нее, лишь на основании большого числа зернистых фотографий.
Внутреннее устройство корабля состоит из нескольких соединенных друг с другом сфер. Благодаря спутниковым снимкам доков Североморска мы можем предположить, что «Лошарик» состоит из 7 сфер. Сферы используются при создании глубоководных аппаратов, потому что они гораздо лучше выдерживают давление, чем цилиндры, применяющиеся при создании обычных АПЛ. Несмотря на то, что «Лошарик» имеет длину 70 метров, его внутреннее пространство минимально, из-за сфер, лежащих в основании конструкции. Есть предположение, что общий объем свободного места на субмарине равен 1000 кубических метров, внутри которых размещается экипаж, состоящий из 25 человек и изолированный ядерный реактор. Титановый корпус лодки обеспечивает погружение станции на глубину свыше 1000 метров. Предельная глубина погружения нам неизвестна, но в 2012 году, во время Арктического плавания, АПЛ погружалась на глубину свыше 2000 метров.
1 сфера (носовая) – Имеет люк. Вероятно обитаемая сфера корабля, поскольку у подводной лодки нет торпедных аппаратов.
2 сфера – Располагается в основании надстройки. Представляет собой камеру доступа, соединяющую носовые сферы лодки с надстройкой.
3 сфера – Возможно, содержит в себе перископ и систему выдвижных антенн.
4 сфера (центральная) – Находится под системой крепления субмарины. Возможно, используется в момент пристыковки «Лошарика» к материнской субмарине БС-136.
5 сфера – Имеет люк на основной палубе. Скорее всего, используется как обитаемое пространство.
6 сфера – Вероятно, здесь расположен атомный реактор АПЛ. Есть предположение,  что на лодке нет прямого перехода из 5-ой сферы в 6-ую. Возможно, верхняя часть корпуса над сферой снимается для обеспечения сервисных работ над реактором.
7 сфера – Двигательный отсек. Здесь должны располагаться электрические батареи и резервный дизельный двигатель. Обратите внимание, что над сферой есть еще один люк, который доказывает изолированность 6-го отсека.
Вероятным местом базирования сверхсекретного «Лошарика» является Оленья Губа – база,  расположенная в труднодоступном месте Кольского полуострова.

Атомная глубоководная станция проекта 10831, шифр «Калитка», заводской номер 01210, была разработана конструкторами КБ «Малахит» в 1980-е годы. Главный конструктор проекта — генеральный конструктор глубоководных технических средств, Герой России Ю. М. Коновалов. Проект 10831 стал дальнейшим развитием атомных глубоководных станций проектов 1910 «Кашалот» и 1851 «Палтус». Строительство станции велось с 1988 года. В 1990-е годы в связи с нехваткой финансирования и отказа от концепции проведения операций спецназначения строительство было законсервировано, а в начале 2000-х годов возобновлено.
Глубоководная станция, была выведена со стапеля цеха № 42 завода «Севмаш» 13 августа 2003 года. На торжественной церемонии, посвящённой этому событию, присутствовал Главком ВМФ В. И. Куроедов и представители КБ «Малахит». Спустя три дня был произведён спуск подлодки на воду.
Разработка и строительство станции велись в условиях повышенной секретности. Число занятых на строительстве  рабочих и инженеров жёстко регламентировалось на протяжении 15 лет, ушедших на её создание.
В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».

В конце сентября 2012 года глубоководная станция приняла участие в исследовательской экспедиции «Арктика-2012», в ходе которой на протяжении 20 суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубине 2500—3000 метров.
Целью экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике. На глубине 2-2,5 километра были взяты три керна длиной 60, 30 и 20 сантиметров соответственно. Сбором образцов занимался "Лошарик".
Глубоководная станция первого ранга АС-12 ("Лошарик", заводской номер 01210, обозначение НАТО - NORSUB-5) приписана к Северному флоту России, но не подчиняется его командованию. Корабль входит в состав Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны России, более известного как "Подводная разведка", и подчиняется только министру обороны. Корпус станции собран из высокопрочных титановых шарообразных отсеков, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки соединены между собой проходами и расположены внутри легкого корпуса.
Именно из-за особенности конструкции судостроители северодвинского предприятия "Севмаш" прозвали АС-12 "Лошариком" по аналогии с советским мультипликационным персонажем - лошадкой, собранной из шариков. Технические характеристики АС-12 засекречены. Предположительно, "Лошарик" имеет в длину 79 метров, в ширину - семь метров, а его полное водоизмещение составляет около двух тысяч тонн. Станция может погружаться на глубину до шести километров и развивать скорость до 30 узлов.
Одна из сфер глубоководной станции занята атомным реактором с паропроизводящей установкой Э-17 и турбозубчатым агрегатом с мощностью на валу в 10-15 тысяч лошадиных сил. Предположительно, корабль оснащен одним гребным винтом в кольцевом обтекателе. Вооружения на "Лошарике" нет. Станция оснащена манипуляторами, драгой (система очистки породы), телегрефейром (ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой. В состав экипажа станции входят 25 офицеров.
"Лошарик" способен находиться в погруженном состоянии несколько месяцев. Глубоководная станция имеет отсеки для отдыха экипажа, рабочие помещения и камбуз. В феврале 2012 года корабль прошел ремонт и подготовку к походу на Северный полюс. В частности, станция АС-12 получила дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна, включая профилограф (устройство измерения глубины донных отложений) и гидролокатор бокового обзора.
Проектированием корабля в 1988-1990-м годах занималось петербургское Морское бюро машиностроения "Малахит". Окончательный технический проект 10831 (1083К) был представлен и защищен в мае 1992 года. Строительство "Лошарика" велось в 42-м цехе "Севмаша", предположительно, с 1990-го по 2003 год. В середине 1990-х годов реализация проекта столкнулась с нехваткой финансирования. Российское руководство пыталось привлечь к проекту США. При американском финансировании "Лошарик" стал бы спасательным кораблем, однако США от участия в проекте отказались.
Для глубоководной станции АС-12 производилась и переделка стратегической атомной подводной лодки проекта 667БДР "Кальмар" К-129, которая стала носителем "Лошарика". Все работы по переделке К-129 производились судоремонтным заводом "Звездочка" в 1994-2002 годах. В частности, на атомной подлодке были демонтированы шахты баллистических ракет. Кроме того, была укреплена и конструкция подлодки, которая, по неподтвержденным официально данным, может погружаться на глубину до тысячи метров. Глубоководная станция "Лошарик" крепится к носителю снизу. К-129 в настоящее время числится в составе Северного флота России как БС-136 "Оренбург".
Внешний вид "Лошарика" засекречен, достоверных фотографий глубоководной станции в открытом доступе нет. Глубоководных станций, подобных АС-12, в распоряжении других стран мира не имеется.
В ходе экспедиции в Арктическую зону у глубоководной станции были повреждены манипуляторы и система внешнего освещения. Техническое обслуживание "Лошарика" будет производиться в 42-м цехе "Севмаша". Помимо незначительного ремонта, на корабле будет выровнен корпус, деформированный большим давлением на глубине трех километров. По словам источника "Известий", устранить деформацию корпуса АС-12 намного сложнее, чем у обычной подлодки. Кроме того, в ходе ремонта будут проверены различные узлы и механизмы, в первую очередь, валы и гребные винты.
Помимо "Лошарика" работать на глубине нескольких километров могут только глубоководные станции "Мир", однако они не приспособлены для длительного нахождения под водой. В частности, аккумуляторные батареи "Миров" обеспечивают работу станций только на протяжении 72 часов. Кроме того, манипуляторы "Мира" не могут обеспечить подъем со дна тяжелых предметов. За счет атомной силовой установки "Лошарик" может находиться под водой несколько месяцев. Во время экспедиции "Арктика-2012" станция АС-12 подняла со дна Северного Ледовитого океана около 500 килограммов образцов.

1 июля 2019 года на атомной глубоководной станции, находившейся на полигоне боевой подготовки Северного флота в районе Кольского залива Баренцева моря, в ходе проведения батиметрических измерений произошло возгорание, которое привело к гибели 14 моряков-подводников в результате отравления продуктами горения.
По данным министра обороны генерала армии Сергея Шойгу, возгорание произошло в аккумуляторном отсеке. Ядерная энергетическая установка не пострадала, а саму подлодку отремонтируют в кратчайшие сроки.

Источники информации:
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/on_1992/10831/list.htm
http://www.ufleet.ru/yujymg.html
« Последнее редактирование: Июля 21, 2019, 03:06:37 pm от Rotor15 »
Записан

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2541
Re: проект 10831 - атомная глубоководная станция
« Ответ #1 : Июля 10, 2019, 02:52:48 pm »

1 июля 2019 года на атомной глубоководной станции АС-31, находившейся на полигоне боевой подготовки Северного флота в районе Кольского залива Баренцева моря, произошло возгорание.
В борьбе за живучесть корабля погибли четырнадцать старших офицеров.

Список погибших членов команды научно-исследовательского глубоководного аппарата:
1. Герой Российской Федерации, капитан первого ранга Денис Владимирович Долонский;
2. Герой Российской Федерации, капитан первого ранга Николай Иванович Филин;
3. Капитан первого ранга Владимир Леонидович Абанкин;
4. Капитан первого ранга Андрей Владимирович Воскресенский;
5. Капитан первого ранга Константин Анатольевич Иванов;
6. Капитан первого ранга Денис Александрович Опарин;
7. Капитан первого ранга Константин Юрьевич Сомов;
8. Капитан второго ранга Александр Валерьевич Авдонин;
9. Капитан второго ранга Сергей Петрович Данильченко;
10. Капитан второго ранга Дмитрий Александрович Соловьёв;
11. Подполковник медицинской службы Александр Сергеевич Васильев;
12. Капитан третьего ранга Виктор Сергеевич Кузьмин;
13. Капитан третьего ранга Владимир Геннадьевич Сухиничев;
14. Капитан-лейтенант Михаил Игоревич Дубков.
"Моряки-подводники экипажа научно-исследовательского глубоководного аппарата ВМФ России были истинными патриотами Родины, высочайшими профессионалами, неоднократно удостоенными государственных наград за исполнение воинского долга и задач вышестоящего командования.
Все они не раз принимали участие в сложнейших подводных экспедициях по исследованию Арктики c погружением на предельные глубины.
Благодаря своевременным, самоотверженным и грамотным действиям подводники ценой своих жизней ликвидировали очаг возгорания, спасли своих товарищей и глубоководный аппарат".

Все погибшие были приписаны к войсковой части 45707 в Петергофе.
Указом президента РФ о посмертных званиях и наградах погибшим звание Героя Российской Федерации присвоено А. В. Воскресенскому, Д. А. Опарину, Д. А. Соловьёву и К. Ю. Сомову.
Орденом Мужества награждены В. Л. Абанкин, А. В. Авдонин, А. С. Васильев, С. П. Данильченко, Д. В. Долонский, М. И. Дубков, К. А. Иванов, В. С. Кузьмин, В. Г. Сухиничев и Н. И. Филин.
Имена погибших будут увековечены в Кронштадтском Морском соборе.
Погребение прошло 6 июля 2019 года в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

По данным министра обороны генерала армии Сергея Шойгу, возгорание произошло в аккумуляторном отсеке. Ядерная энергетическая установка не пострадала, а саму подлодку отремонтируют в кратчайшие сроки.
Расследованием происшествия занимается оперативно-следственная группа в составе сотрудников из Департамента военной контрразведки ФСБ и Главного военного следственного управления СКР.
« Последнее редактирование: Июля 10, 2019, 03:06:13 pm от Ракетчик »
Записан

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2541
Re: проект 10831 - атомная глубоководная станция
« Ответ #2 : Июля 10, 2019, 02:54:17 pm »

Литий-ионная аккумуляторная батарея стала причиной пожара на атомной глубоководной станции АС-31

На сверхсекретном батискафе [атомной глубоководной станции АС-31 проекта 10831], который загорелся в Баренцевом море [1 июля 2019 года], был установлен литиевый аккумулятор. Новую для подводного флота технологию внедрили в ходе последнего ремонта.
То, что у берегов Североморска взорвалась именно литиевая батарея, «Фонтанке» подтвердили пять структурно между собой не связанных источников. К объемному пожару, по нашим данным, привел тепловой разгон аккумулятора, за которым последовала серия взрывов. Погиб личный состав носовых отсеков. Ударная волна была такой силы, что ее почувствовали на лодке-носителе. Аппарат в момент взрыва находился в процессе стыковки с нею. Выжившие задраили центральный отсек, завершили стыковку, заглушили ядерный реактор и эвакуировались на БС-136 «Оренбург». Опасаясь дальнейших взрывов и распространения огня на носитель, экипаж материнской лодки затопил аппарат, именно по этой причине по прибытии на базу в Североморск батискаф был полностью заполнен водой.

Как пояснил «Фонтанке» источник в главкомате ВМФ, помимо атомного реактора на глубоководном аппарате установлены электрические движители. Они используются для точного маневрирования и динамического позиционирования под водой. Подобная меткость важна при стыковке с лодкой-носителем. Эти самые движители запитываются не от реактора, а от аккумуляторной батареи. Общеизвестно, что на подводном флоте эксплуатируют свинцово-кислотные батареи. По данным нашего издания, литиевый аккумулятор был установлен сравнительно недавно. Во всяком случае, точно после упомянутого в открытых источниках ремонта в 2012 году.

По информации собеседников «Фонтанки», ситуация вышла из-под контроля, когда аппарат «крепился» к лодке-носителю. Короткое замыкание в момент стыковки привело к мгновенной разрядке батареи и ее тепловому разгону. Электрохимические процессы спровоцировали взрыв (по данным другого источника, их было несколько) и самовозгорание.

По словам специалистов, высота форса пламени в момент взрывной разгерметизации батареи такой мощности достигает нескольких метров, а обезвреживание литиевой батареи системами объемного химического тушения или водой неэффективно, так как батарея сама выделяет и горючие вещества, и кислород. «Горящую литиевую батарею можно только охлаждать», – пояснили «Фонтанке» на условиях анонимности.

В открытых источниках нет упоминаний о том, что литиевые аккумуляторы стали устанавливать на подводные лодки с ядерным реактором. В октябре 2018 года Япония объявила о спуске на воду первой в мире не атомной субмарины Oryu, оснащенной литий-ионными аккумуляторными батареями. На научной конференции в Сингапуре отставной вице-адмирал Масао Кобаяси говорил тогда, что эти батареи имеют больший срок службы по сравнению со свинцово-кислотными и обеспечивают высокую продолжительность подводного хода на больших скоростях. Через полгода южнокорейская компания Daewoo заявила о схожей разработке. Уточнялось, что к сборке лодки приступят во второй половине 2019 года.

Представители российской оборонки в один ряд литий-ионные батареи и подводные лодки публично никогда не ставили. Примерно год назад в профильных изданиях стали появляться статьи о грядущей революции в судостроении. В прессе начали продвигать тренд о неприхотливости в обслуживании, превосходящей энергоемкости и почти в полтора раза меньшей стоимости этого типа источников бесперебойного питания. Последний тезис, к слову, идёт вразрез с японцами, которые признавали, что литиевые батареи и сопутствующая энергосистема примерно на 100 миллионов долларов удорожают проект.

«Кроме того, у литий-ионных технологий есть преимущества и в другом, не самом последнем, вопросе – пожарной безопасности. Как уже было сказано, в ЛИА не выделяется водород, что отличает этот тип аккумуляторов от свинцово-кислотных и никель-кадмиевых. А значит, ЛИА не требуют специальных систем газоотведения, вентиляции и обслуживания. Тем самым они безопасны и удобны для использования», – писал в прошлом июне «Корабел.ру».

Единственным российским производителем литий-ионных батарей называет себя новосибирская компания «Лиотех». Создателями в системе СПАРК значатся Роснано и Росимущество. Именем обязаны аббревиатуре термина «Литий-ионные технологии», говорится на официальном сайте компании. Масштаб солидности подкрепляется релизами о троллейбусах с батареями «Лиотех», которые «с 2014 года возят пассажиров по улицам Санкт-Петербурга, Тулы, Барнаула, Новосибирска, по всей Республике Крым и в Аргентине».

В феврале 2019-го коммерческая служба Роснано разместила в бизнес-изданиях сообщение о получении своей «дочкой» свидетельства Российского морского регистра судоходства.

«Лиотех», являясь пионером рынка электрификации наземного транспорта, надеется стать первыми и на новом, только зарождающемся рынке. В течение ближайших четырех лет в рамках госпрограммы «Развитие судостроения 2013 – 2030 годов» будет построено до 1325 гражданских судов и до 652 военных кораблей. По нашим оценкам, рынок может составить только в текущем году около 0,5 млрд рублей, с ростом до 0,7 млрд рублей в 2020 году», – на правах рекламы цитировали «Ведомости» директора по проектным продажам (морской флот) компании «Лиотех» Алексея Орешина.

Как пояснил «Фонтанке» управляющий директор проекта «Лиотех» Валерий Ярмощук, по состоянию на 9 июля, февральские планы о покорении судостроительного рынка не осуществлены. «Пока контрактов нет, идет проработка возможной конструкторской документации с применение литий-ионных батарей, накопителей для гибридной системы движения на судах», – сказал он, оставив без комментария вопрос, о гражданском или военно-морском флоте идет речь.

Коммерческое производство литиевых батарей началось в 1991 году. Сегодня подобного типа аккумулятор установлен в каждом мобильном телефоне. Обычное дело – фотовидеоаппаратура и ноутбуки. Уже трудно удивить электротранспортом на литий-ионных аккумуляторах, технологии применяются при создании источников питания для серверных. На профильных ресурсах многостраничные дискуссии начинаются с тезиса: «Взрывоопасность литиевых батарей – миф или реальность». На запрос о самовозгорании литий-ионного аккумулятора глобальная сеть отвечает десятками видеороликов. Самый зрелищный – из лаборатории реактивного движения NASA, где в 2016-м был утрачен робот-спасатель RoboSimian.

На специализированных ресурсах в качестве возможных причин самовозгорания литий-ионной батареи выделяют физическое повреждение ячейки и нарушение производственной технологии. Кроме короткого замыкания в электрохимической ячейке, к самовозгоранию и взрыву литиевой аккумуляторной батареи способны привести: перегрев, зарядка на повышенных токах, превышение предельного значения напряжения и чрезмерно глубокая разрядка. «Все эти факторы провоцируют тепловой разгон и разложение электролита в процессе его реакции с электродами», – пишет автор популярного среди технических специалистов форума Habr. Отдельно он отмечает, что «тушение водой крупных Li-ion батарей, которыми оснащены электромобили, крайне опасно из-за бурной реакции лития с водой». Вступаясь за безопасность Li-ion батарей, инженер-конструктор Олег Куликов приводит блок-схему рисков, где самые мрачные сценарии приводят к возгоранию или разгерметизации литий-ионной ячейки, а далее – внешний огонь, дым, газ.

О пожаре «в аккумуляторном отсеке» научно-исследовательского глубоководного аппарата министр обороны Сергей Шойгу 4 июля публично доложил президенту Путину. «Далее он (огонь) получил некое распространение, – приводятся слова генерала в стенограмме на сайте Кремля. – Ядерная энергетическая установка на данном аппарате полностью изолирована и безлюдна». Сама лодка, по его словам, тотально не пострадала. Для оценки объема и сроков ремонта «привлечены конструкторы лодки, промышленность».

https://www.fontanka.ru/2019/07/08/098/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4663

Изготовитель - ПО "Северное машиностроительное предприятие".
Заводской номер - 01210. Заложена – 16.07.1990 г., спущена на воду – 16.08.2003 г.
Вымпел:

http://forums.airbase.ru/2015/12/t28094_5--proekt-210-losharik.html

Галстучная заколка для членов экипажа «Лошарика»:

http://forums.airbase.ru/2016/03/t28094_6--proekt-210-losharik.6959.html

Пишут, что АПЛСН БС-136 «Оренбург» проекта 09786 после аварии на «Лошарике», Североморск, Мурманская обл., июль 2019 г.:

https://tsargrad.tv/news/opublikovany-fotografii-as-31-srazu-posle-gibeli-14-morjakov-tragedii-nichto-ne-vydaet-rjadom-malenkij-korabl_206788
Фото ТАСС.

Список погибших моряков.
« Последнее редактирование: Июля 24, 2019, 09:52:41 am от Rotor15 »
Записан
Страницы: [1]   Вверх