ПЕРСОНАЛИИ > Люди Военно-Промышленного Комплекса

Академик Глушко Валентин Петрович - главный конструктор ракетных систем

(1/1)

Актинометр:
   2 сентября (20 августа по старому стилю) 2010 года исполнилось 102 года со дня рождения Валентина Петровича Глушко.
   Для тех, кому лень залезать в справочники или освежать память всякими выборками, просто напомню наиболее известные, официальные  факты его жизни и биографии.   
   Перечисление его титулов и званий займет несколько строк в любой энциклопедии.
   Если говорить просто, то это: инженер, крупный советский учёный в области ракетно-космической техники; один из пионеров ракетно-космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения.
   А если по большому счету то он: Главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран», академик Академии наук СССР (1958; член-корреспондент с 1953), действительный член Международной академии аэронавтики, член КПСС с 1956 года, депутат Верховного Совета СССР 7—11-го созывов, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961).
   Валентин Петрович Глушко родился в г.Одессе. В 1919 году он поступил в Реальное училище имени св. Павла (переименованное в IV Профтехшколу «Металл» им. Троцкого), которое закончил в 1924 году. Одновременно с учебой в училище руководил Кружком общества любителей мироведения при одесском отделении Русского общества любителей мироведоведения (РОЛМ).
В эти же годы (с 1920 по 1922) занимался в консерватории по классу скрипки у профессора Столярова, а затем был переведен в Одесскую музыкальную академию. (Это факт малоизвестный) – выделено мной.
   С 1923 по 1930 годы состоял в переписке с К. Э. Циолковским.
   В 1924 году получает диплом об окончании Профтехшколы. В это же время он закончил работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет», в газетах и журналах публикуются его научно-популярные статьи о космических полетах «Завоевание Землей Луны» в 1924 году, «Станция вне Земли» в 1926 году и другие.
   По путевке Наркомпроса УССР он был направлен на учебу в Ленинградский государственный университет. Параллельно с учебой он трудился в качестве рабочего (сначала по вопросам оптики, а затем механики) в мастерских Научного института им. П. Ф. Лесгафта, а в 1927 году — геодезистом Главного геодезического управления Ленинграда.
   В качестве дипломной работы, состоящей из трех частей, Глушко предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплана» с электрическими ракетными двигателями. 18 апреля 1929 года третья часть, посвященная электрическому ракетному двигателю, была сдана в отдел при Комитете по делам изобретений.
   15 мая 1929 года Глушко был зачислен в штат Газодинамической лаборатории. В 1930 году разработана конструкция и начато изготовление первого отечественного жидкостного ракетного двигателя ОРМ-1. Одновременно Глушко в качестве компонентов ракетных топлив предложил азотную кислоту, растворы в ней азотного тетроксида, перекись водорода и др. Им было разработано и испытано профилированное сопло, разработана теплоизоляция камеры ракетного двигателя двуокисью циркония и другими составами.
   За время работы в ГДЛ были разработаны конструкции и испытаны двигатели серии ОРМ: ОРМ-1—ОРМ-52 на азотнокислотном-керосиновом топливе. Кроме того, разработаны конструкции ракет серии РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100.
   В январе 1934 года Глушко был переведен в Москву и назначен начальником сектора РНИИ Наркомата Обороны.
В 1933—1934 годах Глушко читал курсы лекций в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского. В декабре 1935 года вышла в свет книга «Ракеты их устройство и применение» под редакцией Г. Э. Лангемака и В. П. Глушко.
   Это было интересное время. 5 ноября 1936 года были проведены официальные стендовые испытания ЖРД ОРМ-65 тягой до 175 кг на азотнокислотно-керосиновом топливе для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С. П. Королёва. 16 декабря 1936 года проведено первое огневое наземное испытание ЖРД ОРМ-65 на ракетоплане РП-318.
   В 1937 году Глушко опубликовал 7 своих статей в сборниках научных работ РНИИ «Ракетная техника» и стал членом научно-технического совета РНИИ.
   Ну а дальше всё было в в стиле того хотя и интресного, но нелегкого времени.
   В марте 1938 года Глушко был арестован и по август 1939 года находился под следствием внутренней тюрьмы НКВД на Лубянке и в Бутырской тюрьме.
   15 августа 1939 года он был осуждён Особым совещанием при НКВД СССР сроком на 8 лет и, впоследствии. оставлен для работы в техбюро. До 1940 года он работал в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД (шарашке) при Тушинском авиамоторостроительном заводе № 82. За это время им был разработан проект вспомогательной установки ЖРД на самолетах С-100 и Сталь-7.
   В 1940 году Глушко был переведён в Казань, где он продолжал работать в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе № 16 по разработке вспомогательных самолетных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3. 
   27 августа 1944 года по решению Президиума Верховного Совета он был досрочно освобождён со снятием судимости. (Реабилитирован в 1956 году).
   В декабре 1944 года Глушко был назначен главным конструктором ОКБ-СД (Опытно-Конструкторское Бюро Специальных Двигателей), г. Казань.
   В 1944—1945 годах под его руководством были проведены наземные и летные испытания ЖРД РД-1 на самолетах Пе-2Р, Ла-7, Як-3 и Су-6. Им был разработан трехкамерный азотнокислотно-керосиновый ЖРД РД-3 тягой 900 кг, проведены официальные стендовые испытания ЖРД РД-1ХЗ с химическим повторным зажиганием.
   С июля по декабрь 1945 года и с мая по декабрь 1946 года Глушко находился в Германии, где изучал трофейную немецкую ракетную технику (в основном — Фау-2) в институте «Нордхаузен».
   3 июля 1946 года приказом МАП авиазавод № 456 в Химках был перепрофилирован под производство жидкостных ракетных двигателей с одновременным перебазированием на него коллектива ОКБ-СД из Казани.  Этим же приказом Глушко был назначен главным конструктором ОКБ-456 (ныне — НПО «Энергомаш»).
   10 октября 1948 г. произведен успешный пуск ракеты Р-1 с РД-100 (копия немецкой Фау-2). Проводятся работы над модификацией двигателя РД-100 (РД-101—РД-103). 19 апреля 1953 года осуществлен успешный пуск ракеты Р-5 с РД-103.
   По результатам испытаний 2 февраля 1956 года ракеты Р-5М с боевым ядерным зарядом В. П. Глушко получил звание Герой Социалистического Труда.
   В дальнейшем под руководством Глушко разработаны мощные ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, используемые на первых ступенях и в большинстве вторых ступеней советских ракет-носителей и многих боевых ракет. Неполный список включает: РД-107 и РД-108 для РН «Восток», РД-119 и РД-253 для РН «Протон», РД-301, РД-170 для «Энергии» (самый мощный ЖРД в мире) и многие другие.
   22 мая 1974 года Глушко был назначен назначен директором и генеральным конструктором НПО «Энергия», соединившем ОКБ, основанное В. П. Глушко, и КБ, руководимое ранее С. П. Королевым. По его инициативе были свёрнуты работы по ракете-носителю Н-1, вместо которой, по его предложению и под его руководством, была создана многоразовая космическая система «Энергия — Буран». Он возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз», грузового корабля «Прогресс», орбитальных станций «Салют», созданию орбитальной станции «Мир».
   Умер Валентин петрович 10 января 1989 года. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище в Москве.

Актинометр:
   Кстати - в  качестве небольшого лирического отступления в привязке к биографии знаменитого конструктора.
   Наверное не все знают, что внуком В.П. Глушко является известный ныне 40-летний стриптизёр Сергей Глушко он же «Тарзан», нынешний муж певицы Наташи Королёвой.
   Школу он окончил в г. Мирный Архангельской области, куда потом и попал в части ВКС после окончания института им. Можайского.
   На космодроме Плесецк он служил на 16-площадке, где работал (а может быть и числился) инженером-энергетиком по обеспечению работы космических комплексов при подготовке стартовых площадок к пускам ракет.
   В свободное время «качался» на спортгородке. В Мирном в те годы это было повальным увлечением молодых лейтенантов.
   По воспоминаниям его сослуживцев по Мирному и соседей по лейтенантскому общежитию в гостинице «Орион»  – в армии он был разгильдяем, однако имел хорошие возможности по службе, и всё же, с началом 90-х годов -  покинул Вооруженные Силы.
   Ну а после – модельная и стриптиз карьера (думаю, что не без влияния известной фамилии).
   Сейчас он живет в Москве, а Наташа Королева с сыном живут в элитном подмосковном поселке "Лесное озеро", недалеко от Крекшино в Наро-Фоминском районе.
Наташин дом куплен конечно не на деньги Тарзана (откуда бы у него взялись в 1995 году 100 тыс. долл? Как собственно и у оборванки Наташи Порывай тоже).
   Это естественно дом очередного русского наивняка И.Николаева.


Навигация

[0] Главная страница сообщений

Перейти к полной версии