Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: 8К68 (Р-56) - проект ракеты-носителя сверхтяжелого класса  (Прочитано 4298 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2389

8К68 (Р-56)
 
проект ракеты-носителя сверхтяжелого класса
 
   НЕЗАВЕРШЕННАЯ РАЗРАБОТКА КОСМИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ Р-56 (8К68).
   8 июля 1960г, 0KБ-586 представило технические предложения по разработке сверхтяжелой ракеты Р-56 с полезной нагрузкой до 40 т. Этому предшествовали проработки  сверхтяжелой ракеты РК--100 со стартовым весом 1200 тс. Предложение ОКБ -586 было принято правительством.
   В эскизном проекте ракеты Р-56 стартовый вес ракеты был увеличен до 1400 тс. Ракета получила  индекс 8К68 и предназначалась для решения как оборонных, так и научных задач. Для боевого оснащения ракеты был разработан только предэскизный проект, в котором рассматривались ярусные конструкции головной части, укомплектованные несколькими боевыми блоками. На этом - разработка боевого варианта ракеты и завершилась.
   Ракета Р-56 была предложена а качестве многоцелевого космического носителя, который мог  обеспечить пилотируемый облет Луны, посадку на поверхность Луны автоматических станций с массой около 3 т, а в составе двух или трехблочного пакета мог решать задачу высадки лунной экспедиции.   
   После того как правительством было принято решение разрабатывать сверхтяжелую уникальную ракету Н-1 и ракету УР-5OO (с более низкими по сравнению с ракетой Р-56 энергетическими возможностями), а разработку ракеты Р-56 прекратить - ОКБ-586 приняло предложение разрабатывать ракетный блок лунного корабля, входящего в комплекс Н1-ЛЗ(11А52).
   РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ТЯЖЕЛОГО КЛАССА Р-56 (8К68)
   Основные особенности и характеристики комплекса тяжелой РН Р-56 (8К68).
   Разработка эскизного проекта комплекса тяжелой ракеты-носителя была выполнена ОКБ-586  в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 мая 1963 года. Выбор уровня энергетических характеристик ракеты проводился исходя из анализа возможности решения таких задач как:
   - создание глобальных информационных систем связи на стационарной и суточных орбитах искусственных спутников земли;
   - исследование Луны и освоение дальнего космического пространства автоматическими станциями.
   В области космических исследовании комплекс планировался для решений задач освоения Луны и ближайших планет Солнечной системы, требующих систематических пусков ракет-носителей: 
   - пилотируемого облета Луны и крупномасштабного фотографирования ее поверхности;
   - организации автоматических станций «службы Луны» и их обслуживания;
   - доставки для экспедиций необходимых грузов;
   - запуска автоматических межпланетных станций.
   Исходя из этого ракета-носитель Р-56 должна была обеспечить запуск космических объектов:
   - на круговую полярную орбиту высотой 200 км - 40т;
    - на стационарную орбиту - 6,0 т;
   - на орбиту вокруг Луны - 12,0 т;
   - в район планет Марс и Венера - 6-8 т.
   Основными принципами при проектировании такого комплекса были приняты:
   - минимальные затраты средств на разработку;
   -обеспечение максимальной надежности полета;
   - создание комплекса в заданные правительством сроки.
   С целью реализации этих принципов большое внимание на стадии проектирования было уделено выбору принципиальной и конструктивной схемы РН. Исследования различных конструктивных и принципиальных схем РН показали, что вариант двухступенчатой ракеты, выполненной по моноблочной схеме, является и наиболее перспективным с точки зрения развития производственной  базы для созданий более мощных РН, в т.ч. с применением других источников энергии, обеспечивающих межпланетные полеты человека.
   При анализе конструктивно-компоновочной схемы РН рассматривались три принципиальные схемы:
   - четырехблочная с диаметром корпуса блока 3800 мм (близким к максимально допустимому при транспортировке по железной дороге без ограничений);
   - семиблочная с диаметром корпусе каждого блока 3000 мм (максимально освоенный в производстве;
   - моноблочный с диаметром 6500 мм. с обеспечением транспортировки иными нетрадиционными средствами.
   В качестве основных двигателей рассматривались двигатели разработки ОКБ-456 11Д43 и его модификация 11Д44 с высотным соплом.
   Несмотря на необходимость реконструкции основного завода-изготовителя – ЮМЗ, освоение нового вида транспортировки с применением нетрадиционных средств, комплексные исследования, выполненные с привлечением специализированных институтов (в том числе строительных) показали преимущества создания РН моноблочной схемы по всем показателям.
   Минимальная стоимость разработки моноблочного варианта РН обеспечивалась:
   -меньшей трудоемкостью изготовления и сборки;
   -использованием принципиальных схемных и конструктивных решений, разработанных для ракет Р-16, Р-36;
   -применением теоретически разработанной и апробированной динамической схемы,
   -существенно меньшим объемом экспериментальных и исследовательских работ;
   -меньшей стоимостью СК;
   -минимальным объемом работ на СК;
   Принятые решения ПОЗВОЛЯЛИ разработать проект мощной многоцелевой ракеты-носителя с высокой надежностью и тактико-техническими характеристиками на уровне боевых.
     ОСОБЕННОСТИ  РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ  Р-56
   РН могла быть выполнена двухступенчатой с последовательным расположением ступеней. На РН могли применяться две дополнительные ступени - орбитальная с однократным запуском двигателя и космическая с многократным запуском двигателя. Такое решение позволяло иметь унифицированный вариант РН для решения всех рассмотренных задач.
   Топливные баки 1 и 2 ступеней выполнены с передним расположением бака «О». На 2 ступени с целью снижения веса конструкции и уменьшения габаритов баки объединены в единый топливный отсек.
Топливные отсеки и двигатели орбитальной и космической ступеней защищены экранно-вакуумной изоляцией, обеспечивающей заданный температурный диапазон компо¬нентов топлива в условиях космического пространства.
   КА устанавливаются на переходной раме и защищены обтекателем от воздействия избегающего потока при полете на активном участке траектории и при аварийном спуске на Землю.
  СУ РН - автономная, разрабатывалась ОКБ-692 и НИИ-944 с учетом обеспечения выполнения задачи при отключении одного двигателя 1 ступени и пуска РН в любом направлении с неповоротной ПУ.
  СУ орбитальной и космической ступеней - комбинированного типа.
  ДУ 1 ступени состоит из 12 основных и 4 управляющих двигателей, выполненных качающимися в тангенциальной плоскости. На 2 ступени ДУ состоит из основного однокамерного двигателя (высотный вариант   двигателя 1 ступени) и четырехкамерного управляющего двигателя. На орбитальной ступени ДУ состоит из однокамерного основного двигателя и четырехкамерного управляющего, допускающих запуск в условиях невесомости.
  ДУ космической ступени состоит из однокамерного двигателя с четырехкратным запуском в условиях невесомости.
  Разделение 1 и 2 ступеней осуществляется по "холодной» схеме, при работающем рулевом двигателе 2 ступени и торможении отделяющейся части 1 ступени с помощью ПРД. Разделение орбитальной и второй, космической и орбитальной ступеней, а также отделение КА от ракетных частей осуществляется с помощью тормозных ПРД.
   Наддув бака "О" 1 ступени - скоростным напором воздуха с поднаддувом путем впрыска в бак НДМГ.
   Баки "Г», 1, 2 и орбитальной ступеней надуваются с помощью специальных газогенераторов Для наддува баков космической ступени предусматривалась газобаллонная система наддува. На всех ступенях устанавливались системы регулирования одновременно¬го опорожнения топливных баков.
   Для спасения космических объектов в случае возникновения аварийной ситуации на старте и активном участке полета 1 ступени РН предусматривалась система спасения КА, состоящая из блока ПРД и парашютного блока. Отделение системы спасения осуществлялось по команде при разделении ступеней.

     ЭКСПЛУАТАЦИЯ РН
   Пуски РН были рассмотрены с существующих полигонов Капустин Яр, Байконур и Плесецк. С точки зрения транспортировки наиболее предпочтителен был Капустин Яр.
   Транспортировка РН на полигон планировалась водным путем на доработанной   самоходной барже СТ-600 с доставкой РН от завода-изготовителя до места погрузки на водный транспорт и от конечного пункта водного пути до места старта – на грунтовых транспортных средствах. В качестве тягача грунтовых транспортных средств предусматривался МАЗ- 537.
   Транспортировка в район полигона Капустин Яр была возможна по реке Днепр, Черному и Азовскому морям, Волго-Донскому каналу, по реке Волге до г. Волгограда. Затем до места старта на грунтовых транспортных средствах. Общая протяженности пути 2030 км, в том числе по грунту - 30 км.
   Транспортировка в район полигона Байконур была возможна тем же водным путем  до реки Волга. По реке Волга - в Каспийское море, затем по реке Урал - до г. Индерборский, откуда на транспортных средствах - до места старта. Общая протяженность пути - 4270 км, из них по грунту – 1200 км.
   На полигон Плесецк общая протяженность пути - 6200 км, из них по грунту -100 км. Транспортировка с реки Волга - в Рыбинское водохранилище, затем по рекам Сухона и Се верная Двина - до станции Сия, откуда на грунтовых средствах - до полигона.
« Последнее редактирование: Мая 12, 2012, 10:01:29 pm от Yary »
Записан
Страницы: [1]   Вверх