Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Проект 667АТ «Груша» - атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами  (Прочитано 3862 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2225

Атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами проекта 667АТ «Груша».
 
Обозначение НАТО – YANKEE-NOTCH.
Атомные подводные крейсера 1-го ранга.
Переоборудовано – 3 ед., в 1986-1991 гг., по плану – 6 ед.
Разработчик – ЦКБМТ «Рубин». Главный конструктор – О.А. Марголин.
Изготовитель – СРЗ «Звездочка» (г. Северодвинск), на СРЗ «Звезда» (Владивосток) производилось переоборудование 2 ед., не завершено.
Базирование - Северный флот. Выведены из боевого состава ВМФ в 1993, 1994 и 2002 гг.
 
ТТХ:
Двухкорпусная, 11 отсеков.
Водоизмещение: надводное – 8890 (8700) т., подводное – 11400 (9684, 13800) т.
Размеры: длина – 141,7 м.,  ширина – 12,8 м.,  осадка – 7,8 (8,0-8,1) м.
Глубина погружения: рабочая – 320 м, предельная – 400 м.
Энергетическая установка – ядерная.
- 2 реактора ВМ-4-2 с ППУ ОК-700, мощность – по 89,2 мВт.;
- 2 ГТЗА-635 мощностью по 20000 л.с.;
- 2 автономных турбогенератора мощностью по 3000 кВт.;
- 2 электродвигателя экономичного хода ПГ-153 по 225 кВт.
Движители - 2 винта, 2 подруливающих устройства.
Скорость хода: надводная – 12 (15-16,5) уз, подводная – 26 (25-27) уз.
Источники электроэнергии: 2 ДГ-460, 2 группы АБ по 112 элементов 48СМ.
Автономность – 70 сут.
Экипаж – 121 (118) человек, в т. ч. 40 офицеров.
 
Вооружение:
Стратегический ракетный комплекс РК-55 «Гранат»: 8 533-мм бортовых торпедных аппарата, боекомплект – 32 СКР 3М10  «Гранат» (дальность пуска – до 3000 км).
4 533-мм носовых торпедных  аппарата, боекомплект – 12 торпед и ПЛУР.
2 400-мм носовых торпедных  аппарата, боекомплект – 6 торпед.
ПЗРК «Стрела-3»: боекомплект – 6 ЗУР.
 
Радиотехническое оснащение:
БИУС «Омнибус-АТ».
Гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон».
- ГАС миноискания класса МГ-519 «Арфа-М»;
- ГАС измерения скорости звука в воде МГ-553 «Шкерт»;
- ГАС определения начала кавитации гребных винтов МГ-512 «Винт»;
- эхоледомер МГ-518 «Север-М»;
- обнаружитель полыней во льдах НОК-1;
- обнаружитель разводий во льдах НОР-1.
Радиолокационная станция МРК-50  с приставкой МРК-57.
Станция обнаружения радиоэлектронных сигналов МРП-21А «Залив-П»
Радиопеленгатор «Завеса-П».
Радиолокационный ответчик системы госопознования «Хром-КМ».
Перископы – ПЗНС-8, ПЗНГ-8М.
Телевизионный  комплекс МТ-70.
Комплекс связи «Молния-А» (ПМУ «Ива-М», буксируемые антенны «Параван» и «Ласточка»).
Навигационный комплекс «Тобол-667АТ», система космической навигации АДК-3М «Шлюз» (ПМУ  «Синтез»).
 
Подводные лодки пр. 667АТ:
СРЗ «Звездочка»  (Северодвинск):
К-253 (вступила в строй в 1969 г., переоборудована по пр. 667АТ в 1988 г., в 1993 г. выведена из боевого состава ВМФ),
К-395 (вступила в строй в 1969 г., переоборудована по пр. 667АТ в 1991 г., в 2002 г. выведена из боевого состава ВМФ),
К-423 (вступила в строй в 1970 г., переоборудована по пр. 667АТ в 1987 г., в 1994 г. выведена из боевого состава ВМФ).
СРЗ «Звезда» (Владивосток):
К-408 (работы не производились, в 1988 г. выведена из боевого состава ВМФ),
К-236 (переоборудование не завершено, в 1990 г. выведена из боевого состава ВМФ),
К-399 (переоборудование не завершено, в 1990 г. выведена из боевого состава ВМФ).

Источники информации:
История отечественного  судостроения, т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.), 1996.
Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945-1991. СПб,  1996.
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nsrs/667AT/list.htm
http://www.submarine.id.ru/sub.php?667at   
« Последнее редактирование: Июля 21, 2019, 02:10:16 pm от Rotor15 »
Записан

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2225

В 70-е годы в США, опираясь на успехи, достигнутые в  области создания миниатюрных высокоэкономичных воздушно-реактивных двигателей,  приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет  воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из  стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные  цели ядерными БЧ на дальности до 2000-2500 км с относительно высокой точностью (КВО менее 200 м). Появление нового высокоэффективного оружия грозило  нарушить уже сложившийся между сверхдержавами баланс в области стратегических  ядерных вооружений. Это потребовало от Советской стороны поиска “адекватного”  ответа.
Перед отраслевой наукой и промышленностью была  поставлена задача провести оценку технической возможности и военной  целесообразности создания стратегических крылатых ракет, аналогичных американской  КР типа “Томагавк”. Анализ показал, что задача может быть решена в течение  пяти-шести лет, однако относительно целесообразности проведения подобных работ  мнения специалистов разделились, многие считали ненужным создание  стратегических КР, так как они будут значительно уступать баллистическим  ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом  значительных государственных ассигнований на создание и развитие  инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для КР нужно было  создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные  вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения  ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета.
В пользу КР говорили их относительная простота и  дешевизна, возможность использования различных (в том числе и не специально  созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за  счет маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности.
В результате руководство СССР в 1976 году приняло  принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного,  морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР  двух типов — малоразмерные дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных  лодок, и более крупные сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных  ПУ.
Создание дозвуковой крылатой ракеты 3М-10 (РК-55)  “Гранат”, являющейся аналогом американской ракеты “Томагавк”, было поручено  свердловскому НПО “Новатор”, возглавляемому Л.В. Люльевым. Разработка КР была  начата в 1976 году. В 1984 году, на четыре года позже, чем американский аналог  (“Томагавк”), ракета была принята на вооружение.
Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных  экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный  вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых  театров военных действий и выработке полетных заданий. Аппаратура системы  управления ракеты, подводной лодки и берегового вычислительного центра была  разработана НИИ авиационного приборостроения (директор и главный конструктор  А.С. Абрамов).
Технический проект по переоборудованию АПКР пр. 667А  (пр. 667АУ) в АПКРРК по пр. 667АТ (шифр «Груша») создавался ЦКБ  МТ «Рубин». Корабль данного типа предназначен для нанесения ударов по военным,  промышленным и административным объектам на территории противника дозвуковыми  стратегическими крылатыми ракетами ЗМ-10 (РК-55) комплекса «Гранат».
Стратегическая крылатая ракета РК-55 “Гранат” имеет  стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и  твердотопливным стартовым ускорителем. КР несет ядерную боевую часть мощностью  100 кТ. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность — 3000 км, система наведения — инерциальная, с экстремальной  корреляцией по рельефу местности.
Крылатая ракета ЗМ-10 запускалась из ТА, в котором она  находится со сложенными консолями крыльев, пристыкованным стартовым ускорителем  и с загерметизированным маршевым двигателем.
Перед пуском ТА заполняется водой кольцевого зазора, и  для открывания передней крышки давление воды в нем сравнивается с забортным.  После выхода ракеты из ТА запускается стартовый ускоритель, с помощью которого  она выносится на поверхность. При этом раскрываются консоли крыльев и  запускается маршевый ТРД, а стартовый ускоритель отделяется.
Первоначально в качестве носителей комплекса «Гранат»  предполагалось использовать ПЛА второго и третьего поколений, а также АПКР пр. 667А,  выведенные из состава МСЯС в соответствии с договором ОСВ-1. На последних  вместо вырезанных ракетных отсеков с шахтами для БР вставили блок из двух отсеков,  в кормовом из которых находились  восемь бортовых 533-мм ТА (по четыре на  борт, расположенных под углом к диаметральной плоскости корабля), стеллажами на  24 КР комплекса «Гранат» (при общем боезапасе в 32 ракеты, восемь из которых  находятся в ТА) и устройствами быстрого перезаряжания ТА. Компоновка механизмов  и оборудования в других отсеках прочного корпуса осталась без изменений, только  в носовом торпедном отсеке 400-мм ТА заменили на 533-мм ТА, доведя их общее  число до четырнадцати (в некоторых источниках говорится (скорее всего ошибочно)  о сохранении торпедного вооружения 667-го проекта — четыре 533-мм  торпедных аппарата с боекомплектом 12 торпед типа 53-65К и СЭТ-65, а также два  400-мм ТА (восемь торпед СЭТ-73)). Длина нового блока оказалась больше  вырезанных ракетных отсеков. В результате возросли длина и водоизмещение  корабля.
Одновременно с переоборудованием, было заменено РТВ. С  целью повышения боевой устойчивости лодки на ней реализовали комплекс  мероприятий, направленных на снижение уровня первичных акустических полей и  помех работе ГАК. В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный  навигационный комплекс “Тобол-667АТ” и ряд других новых или модернизированных  систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений. 
Изначально по проекту 667АТ предполагалось  переоборудовать шесть АПКР пр. 667А, в том числе по три на СРЗ «Звезда»  (г. Владивосток) и на МП «Звездочка» (г. Северодвинск). Причем новые блоки  должны были изготавливаться соответственно на ССЗ им. Ленинского комсомола  (Комсомольск-на-Амуре) и на СМП (г. Северодвинск). Головным АПКРРК проекта 667АТ  должна была стать К-236 (зав. № 153) со сдачей в 1985 г. Однако из-за неготовности СРЗ «Звезда» к столь  масштабным работам они велись крайне медленно, и головной стала К-423,  проходившая переоборудование на МП «Звездочка».
Одновременно с переоборудованием кораблей шли  испытания комплекса «Гранат» (на одной из ПЛА проекта 671РТМ СФ),  которые успешно завершились в 1984 г. Завод им. Ленинского комсомола изготовил два новых  средних блока для К-236 (зав. № 153) и К-399 (зав. № 151). На  первом корабле даже вварили средний блок и полностью сформировали корпус.
Однако из-за прекращения финансирования в марте 1990 г. работы свернули, а ПЛА передали ОФИ на долговременное хранение. К-408  (зав. № 416) - третью тихоокеанскую лодку, предполагавшуюся к переоборудованию  по проекту 667АТ, 17.07.1988 г. исключили из боевого состава флота. На ней  какие-либо работы не проводились вообще.

Продольный разрез АПКРРК пр. 667АТ:
1  — основные антенны ГАК «Рубикон»; 2 — навигационный обнаружитель круговой (НОК-1); 3 - цистерна безпузырной торпедной стрельбы; 4 - 533-мм ТА; 5 - цистерна  кольцевого зазора; 6  — торпедозаместительная цистерна; 7 — носовой люк; 8 — носовой аварийный буй; 9  — запасные 533-мм торпеды; 10 — торпедопогрузочный люк; 11 — носовой  (торпедный) отсек; 12  — носовая группа АБ; 13 — гидродинамический лаг; 14 — ЦГБ; 15 — шпиль и  шпилевая машина; 16  — баллоны ВВД; 17 — второй (жилой) отсек; 18 — кормовая группа АБ; 19  — антенна навигационного обнаружителя разводий (НОР); 20 — закрытый ходовой  мостик; 21  — репитер гирокомпаса; 22 — перископ системы МТ-70-8; 23 — перископ ПЗНГ-8; 24  — боевая рубка; 25 — третий (центральный) отсек; 26 — центральный пост; 27 —  антенна РЛК; 28  — антенна радиопеленгатора «Завеса»; 29 — антенна СОРС «Залив-П»; 30 — РДП; 31  — четвертый (жилой) отсек; 32 — 533-мм ТА для запуска КР «Гранат»; 33  — запасные КР «Гранат»; 34 — пятый (ракетный) отсек; 35 — ВВАБТ «Параван» и ее  лебедка; 36  — шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 37 — цистерны дизельного топлива; 38  — седьмой (реакторный) отсек; 39 — реактор; 40 — парогенератор; 41 —  теплообменный блок; 42  — рессиверные баллоны; 43 — восьмой (носовой турбинный) отсек; 44 — паровая  турбина; 45  — конденсатор; 46 — муфта эластичная; 47 — планетарный редуктор; 48  — главный упорный подшипник (ГУП); 49 — маслоохладитель; 50  — девятый (кормовой турбинный) отсек; 51 — электронасос конденсаторный; 52  — автономный турбогенератор (АТГ); 53 — всплывающая камера (ВСК); 54 — кормовой  люк; 55  — гребной ЭД (ГЭД); 56 — муфта эластичная; 57 — десятый (кормовой) отсек; 58 — кормовой аварийный буй; 59 — приводы кормовых рулей.

Схема размещения выдвижных устройств АПКРРК проекта 667АТ:
1 - ПМУ РДП; 2 - АП СОРС «Залив-П»; 3  - АП радиопеленгатора «Завеса»; 4 - АП РЛК «Альбатрос»; 5 - перископ ПЗНГ-8М; 6 - ПМУ  «Ива-М»; 7 - перископ ПЗНС-8; 8 - ПМУ «Синтез»;  9 - обтекатель АП НОР-1 (навигационного  обнаружителя разводий).

Источники информации:
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nsrs/667AT/list.htm
http://www.navy.su/navysub1945/667at/index.htm
« Последнее редактирование: Октября 10, 2010, 12:39:14 pm от Ракетчик »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4512

« Последнее редактирование: Июля 21, 2019, 02:07:50 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4512

Проекции АПКРРК проекта 667АТ (шифр «Груша»):

vk.

АПКРРК проекта 667АТ (шифр «Груша»):


Фото: Михаила Очеретина. https://vk.com/albums-161930
« Последнее редактирование: Июля 21, 2019, 04:02:54 pm от Rotor15 »
Записан
Страницы: [1]   Вверх