Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: проект 667М "Андромеда" - атомная подводная лодка с крылатыми ракетами  (Прочитано 5864 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2213

Атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами проекта 667М «Андромеда»
 
Обозначение НАТО – YANKEE-SIDEKAR.
Атомный подводный крейсер 1-го ранга.
Переоборудован – 1 ед. проекта 667А (К-420), сдана в торпедном варианте (КС-420) в 1990 г.
Разработка с 1979 г. Разработчик – ЛПМБ «Рубин». Главный конструктор – О.Я. Марголин (с 1987 г. - Е.А. Горигледжан).
Изготовитель – завод №402. Переоборудование с 1979-1983 гг.
Испытания в 1983-1988 гг., ракетный комплекс «Метеорит-М» на вооружение не принят.
Базирование - Северный флот. Выведена из боевого состава 05.07.1994 г. Утилизирована в 2004 году.
 
ТТХ:
Двухкорпусная, 11 отсеков.
Водоизмещение: надводное – 10500 (9500) т., подводное – 13600 т.
Размеры: длина – 152 м.,  ширина (по ракетному отсеку) – 14,7 м., осадка – 8,7 м.
Глубина погружения: рабочая – 320 (380) м., предельная – 400 (450) м.
Энергетическая установка – ядерная.
- 2 реактора ВМ-2-4 с ППУ ОК-700, мощность – по 89,2 мВт.;
- 2 ГТЗА-635 мощностью по 20000 л.с.;
- 2 электродвигателя экономичного хода ПГ-153 по 225 кВт.
Движители – 2 винта фиксированного шага, 2 подруливающих устройства.
Скорость хода: надводная – 13 (16,5) уз, подводная – 23 (27) уз.
Источники электроэнергии: 2 автономных турбогенератора мощностью по 3000 кВт., 2 ДГ-460, 2 группы АБ по 112 элементов 48СМ.
Автономность – 70 сут.
Экипаж – 120 (112) человек, в том числе 45 офицеров.
 
Вооружение:
Стратегический ракетный комплекс 3К25 «Метеорит-М»: 12 наклонных ПУ СМ-290 СКР 3М25 (дальность пуска – до 5000 км, глубина пуска – до 40 м, скорость носителя – до 10 уз., угол старта – 45о), система управления ракетным комплексом "Андромеда", аппаратура предстартовой подготовки и пуска "Клевер", система управления лодкой "Бор" (для удержания в стартовом коридоре при залповом пуске),  аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания  "Коршун-44".
4 533-мм носовых торпедных аппарата, боекомплект – 12 ед. (торпеды, ПЛУР), глубина стрельбы до 100 м.
2 400-мм носовых торпедных аппарата, боекомплект – 4 торпеды, глубина стрельбы до 250 м.
 
Радиотехническое оснащение:
БИУС «Алмаз»
Гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон»:
- ГАС измерения скорости звука в воде МГ-553 «Шкерт»;
- ГАС определения начала кавитации гребных винтов МГ-512 «Винт»;
- эхоледомер  МГ-518 «Север-М»;
- обнаружитель полыней во льдах НОК-1;
- обнаружитель разводий во льдах НОР-1.
ГАС миноискания класса  МГ-519 «Арфа-М»;
РЛС РЛК-101 «Альбатрос» с  приставкой МРК-57 «Корма».
Станция обнаружения  радиоэлектронных сигналов МРП-21А «Залив-П»
Радиопеленгатор «Завеса».
Радиолокационный ответчик системы  госопознования «Хром-КМ».
Перископы – ПЗНС-8, ПЗНГ-8М.
Телевизионный  комплекс МТ-70-8.
Комплекс связи «Молния-ЛМ1» (ПМУ «Анис», «Ива-М», буксируемые антенны «Параван» и  «Ласточка»).
Навигационный комплекс «Тобол-АТ», система космической навигации АДК-3М «Шлюз» (ПМУ «Синтез»), астрокорректор «Волна».

Подводная лодка проекта 667М:
К-420, КС-420 (вступила в строй в 1970 г., переоборудована по пр. 667М в 1979-1983 гг., сдана в  торпедном варианте в 1990 г, выведена из боевого состава ВМФ в 1994 г., утилизирована в 2004 г.).

Источники информации:
История отечественного  судостроения, т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.), 1996.
Кузин  В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945-1991. СПб, 1996.
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nsrs/667m/list.htm
http://submarine.id.ru/sub.php?667m
http://www.ufleet.ru/csxhzj.html
« Последнее редактирование: Января 17, 2014, 10:19:58 am от Ракетчик »
Записан

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2213

В 70-е годы в СССР параллельно с работами по созданию  дозвуковых мало­габаритных стратегических крылатых ракет, предна­значенных для  пуска из стандартных торпедных аппаратов, в нашей стране, в соответствии с  правительственным по­становлением от 9 декабря 1976 г. началась разработка принципиально нового класса  морских стратегических вооружений — сверхзвуковых (М = 2,5-3,0) крылатых ракет  с дально­стью более 5000 км. Выбор дальности определялся стремле­нием избежать  захода подводной лодки — носителя в зону активной противолодочной обороны США.  Кроме того, требовалось поражать территорию противника на доста­точно большую  глубину.
Разработка сверхзвукового ракетного комплекса  «Метеорит-М» с КР ЗМ-25 была поручена КБ В. Н. Челомея. Парал­лельно с морским  вариантом «Метеорита» (отсюда и индекс «М» в названии комплекса)  разрабатывались варианты воз­душного (носитель — Ту-95) и наземного  базирования. Ракета «3М-25», созданная в 1980 г., на наземных и авиационных пусковых ус­тановках не  развертывалось, т.к. в соответствии с международным договором ракеты средней и  малой дальности наземного и авиационного базирования подлежали уничтожению.  Работы продолжались только по КР комплекса «Метеорит-М», предназначенной для  использования с кораблей и ПЛ. При создании ракеты было найдено много  оригинальных техни­ческих решений, обеспечивающих длительный полет КР на высоте  более 20 км со  скоростью более 3500 км/ч. Ракета ЗМ-25 «Гром», выполненная по аэродинамической  схеме «утка» со складным стреловидным крылом и двухки­левым складным  вертикальным оперением, оснащенная маршевым ТРД и двумя стартовыми жидкостными  ускорителями, имела стартовую массу 12 650 кг (6380 кг без уско­рителя), имела максимальную скорость полета 3500 км/ч и дальность стрельбы более 5000 км. Полет КР протекал на высотах 22 — 24 км, что в сочетании с большой сверхзвуко­вой скоростью,  малой радиолокационной заметностью и полностью автономной помехоустойчивой  системой наве­дения делало КР практически неуязвимой для современ­ных средств  ПВО и ПРО США.
Обеспечение КР «Метеорит» сверхзвуковой скорости  полета повлекло за собой существенное увеличение ее массогабаритных  характеристик по сравнению с КР «Гранат» и необходимость размеще­ния ракеты на  ПЛ не в ТА, а в контейнере.
Изначально в качестве носителя для морского варианта  предполагалось использовать АПКРРК пр. 949, модернизированный по пр. 949М.  Однако проектные проработки, которые выполнило ЦКБ МТ «Рубин», показали, что для  размещения КР ЗМ-25 на пусковой установке ПКРК «Гранит» необходимо радикальное  изменение конструкции последней, а для размещения второго комплекта АУ КСППО  комплекса «Метеорит» потребуется увеличить длину АПКРРК на 5-7 м. Попытки же создания унифицированной АУ КСППО для  комплексов «Гранит» и «Метеорит» не увенчались успехом. После этого корабельные  испытания комплекса предполагалось проводить с одной из подводных лодок пр.675,  но в дальнейшем, по предложению ЛПМБ «Рубин», приняли решение переоборудовать  для этой цели один из РПК СН пр.667А, выводимых из состава  стратегических сил по договору ОСВ-1, имея в виду не только проведение на этой  ПЛ испытаний, но и последующую эксплуатацию лодки как боевой единицы. Для  переоборудования выделили ПЛ К-420,  на которой были вырезаны и уничтожены ракетные отсеки и выполнен сопутствующий  ремонт. Заводом-строителем назначили Севмашпредприятие (генеральный директор Г.  Л. Просянкин).
 Технический проект переоборудования АПЛ пр.667А  под ракетный комплекс «Метеорит-М» (проект 667М, шифр «Андромеда») ЛПМБ  «Рубин» разработало в 1 квартале 1979 г. Проектом предусматривалось размещение 12 пусковых  контейнеров с ракетами ЗМ-25, расположенных побортно вне прочного корпуса - в  междубортном пространстве под углом 45°. КР ЗМ-25 хранилась в контейнере со  сложенными консолями крыльев, на стартовом агрегате и с загерметизированным  маршевым двигателем. Пуск мог производиться с глубины 40 м и при скорости хода носителя до 10 уз. Перед стартом  контейнер заполнялся водой кольцевого зазора и для открывания крышки давление  воды в нем сравнивалось с забортным. Одновременно шел наддув самой ракеты (для  избежания ее деформации). Первые два двигателя стартового агрегата выносили  ракету на поверхность. После схода с направляющих ПУ раскрывались консоли  крыльев и запускался маршевый двигатель. На поверхности запускались два  оставшихся двигателя стартового агрегата, которые отделялись от ракеты после  достижения заданной скорости полета.
Значительные габариты КР и со­ответственно ракетных  контейнеров, а также их ко­личество (12 ракет) оказали существенное влияние на  архитектурно-конструктивный облик ПЛАРК. В районе размещения ракетных контейнеров  (по бор­там в средней, части ПЛ) была увеличена с 11,7 м до 15,0 м ширина наружного корпуса. Диаметр ПК в этом районе,  наоборот, был уменьшен против диаметра ПК демонтируемых отсеков БР.
Для этого потребовалось сформировать новый средний  блок корпуса (из трех отсеков) взамен вырезанных ракетных отсеков базовой ПЛ,  увеличить длину корабля примерно на 20 м и ширину до 15 м, что привело к изменению архитектурного облика ПЛ  после переоборудования. В новых 4 и 5 отсеках размещалась аппаратура предстартовой  подготовки и пуска «Клевер», аппаратура управления корабельными системами  повседневного и предстартового обслуживания (АУ КСППО) «Коршун-44»,  пневмогидросистемы КСППО, а в третьем (5-бис) - жилые и общественно-бытовые  помещения для экипажа. Некоторую перекомпоновку произвели и в центральном посту  в связи с установкой новой системы управления комплексом ракетного оружия,  нового навигационного комплекса «Тобол-АТ», комплекса средств радиосвязи  «Молния-ЛМ1» и гидроакустического комплекса «Рубикон». С целью удержания лодки  в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему управления «Бор».  Работы по переоборудованию и ремонту ПЛ велись Севмашпредприятием исключительно  быстрыми темпами.
Отработка ракет пусками с наземного стенда (полигон  Капустин Яр) и плавстенда ПСК на Черном море происходила параллельно с  переоборудованием корабля. Всего по программе летно-конструкторских испытаний  со стендов в 1982-1987 гг. было проведено более 30 пусков ракет ЗМ-25. Хотя уже  27 декабря 1983 г. были начаты летно-конструкторские испытания  комплекса с ПЛ, они продолжались по 1986 г. включительно (один пуск в 1984 г. и один пуск в 1986 г.).
Причин столь длительной отработки комплекса было  несколько, но, пожалуй, главным являлось большое количество принципиально новых  технических решений, принятых в проекте: «мокрый» подводный старт крылатой  ракеты под стартовоазгонной ступенью, инерциальная система наведения с  коррекцией по радиолокационным картам местности, многофункциональный комплекс  защиты и др. Все эти прогрессивные решения требовали тщательной  экспериментальной отработки, что приводило к многократным повторным испытаниям  и, соответственно, к многочисленным переносам сроков сдачи. В результате  совместные (государственные) испытания комплекса «Метеорит-М» начались только в  1988   г., сначала с  наземного стенда (4 пуска), а затем с ПЛ (3 пуска).
Подводный старт ракет производился из заполнен­ных  водой кольцевого зазора ракетных контейне­ров с «глухим» задним днищем. При  этом выход КР на поверхность воды и движение на начальном воз­душном участке  траектории полета происходили при работе стартовых ускорителей до запуска и вы­хода  на рабочий режим маршевого ТРД. В полете, траектория движения ракеты к цели  могла кор­ректироваться путем радиолокационной системы считывания рельефа  местности.
К сожалению, количество успешных пусков на всех этапах  испытаний примерно соответствовало числу неудачных, так как комплекс все же не  был доведен до «ума». Кроме того, стоимость переоборудования под комплекс  «Метеорит-М» РПКСН проекта 667A, выводимых по договору ОСВ-1, оказалась слишком  высокой. В резуль­тате по совместному решению промышленности и ВМФ  работы  по программе в конце 1989 г. были прекраще­ны и пе­реоборудование РПКСН проекта 667А  как и АЛЛ других проектов в ПЛАРК с КР «Метеорит-М» не производилось.
Корабельную часть комплекса передали на ответственное хранение личному составу ПЛ, а саму лодку в 1990 г. сдали флоту в торпедном варианте.
 
Продольный разрез АПКРРК  пр. 667М:
1 — основные антенны ГАК  «Рубикон»; 2 — навигационный обнаружитель круговой (НОК-1); 3 — цистерна безпузырной  торпедной стрельбы; 4 — 533-мм ТА; 5 — цистерна кольцевого зазора; 6 — торпедозаместительная  цистерна; 7 — носовой люк; 8 — носовой аварийный буй; 9 — запасные 533-мм торпеды;  10 — торпедопогрузочный люк; 11 — носовой (торпедный) отсек; 12 — носовая группа АБ; 13 —  гидродинамический лаг; 14 — ЦГБ; 15 — шпиль и шпилевая машина; 16 — баллоны  ВВД; 17 — второй (жилой) отсек; 18 — кормовая группа АБ; 19 — антенна навигационного  обнаружителя разводий (НОР-1); 20 — закрытый ходовой мостик; 21 — репитер гирокомпаса; 22  — перископ системы МТ-70-8; 23 — перископ ПЗНГ- 8; 24 — боевая рубка; 25 —  третий (центральный) отсек; 26 — центральный пост; 27 — перископ  астрокорректора «Волна»; 28 — антенна РЛК; 29 — антенна радиопеленгатора  «Завеса»; 30 — антенна СОРС «Залив-П»; 31 — РДП; 32 — антенна комплекса связи  «Анис»; 33 — четвертый (носовой  ракетный) отсек; 34 — ракетные контейнеры с ПУ РК «Метеорит-М»; 35 — пятый (кормовой  ракетный) отсек; 36 — кладовая сухой провизии; 37 — пятый-бис (жилой)  отсек; 38 — ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 39 — шестой (вспомогательных  механизмов) отсек; 40 — цистерны дизельного топлива; 41 — седьмой (реакторный)  отсек; 42 — реактор; 43 — парогенератор; 44 — тепло-обменный блок; 45 —  рессиверные баллоны; 46 — восьмой (носовой турбинный) отсек; 47 — паровая  турбина; 48 — конденсатор; 49 — муфта  эластичная; 50 — планетарный редуктор; 51 — главный упорный  подшипник (ГУП); 52 — маслоохладитель; 53 — девятый (кормовой  турбинный) отсек; 54 — электронасос конденсаторный;
55 — автономный  турбогенератор (АТГ); 56 — всплывающая камера (ВСК); 57 — кормовой люк; 58 — гребной ЭД (ГЭД); 59 —  муфта эластичная; 60 — десятый (кормовой) отсек;
61 — кормовой аварийный буй;  62 — приводы кормовых рулей.

Схема расположения выдвижных и антенных устройств
1 - ПМУ «Анис»; 2 - ПМУ РДП;  3 - АП СОРС «Залив-П»; 4 - АП радиопеленгатора  «Завеса-П»; 5 - АП РЛК «Альбатрос»; 6 - ПМУ «Ива-М»; 7 - перископ астрокорректора  «Волна»; 8 - перископ ПЗНГ-8М; 9 - перископ ПЗНС-8; 10 - перископ МТ-70-8; 11 -  ПМУ «Синтез»; 12- обтекатель AП НОР-1.
   
Источники информации:
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nsrs/667m/list.htm   
Записан

ponab

  • Редактор
  • Опытный
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 482

фото лодки и ее утилизация:
Взято здесь http://www.air-defense.net/forum/index.php?topic=10890.510
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4507

фото лодки и ее утилизация:
Взято здесь http://www.air-defense.net/forum/index.php?topic=10890.510
Девятый (кормовой турбинный) отсек АПЛ "К-253" пр. 667АТ ("Груша" 32 ракеты комплекса "Гранат")
Вид на корму:

http://tsushima.su/


http://proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=1813

 2004 г., утилизация АПЛ "К-253" на заводе "Нерпа" в Снежногорске...
Записан
Страницы: [1]   Вверх