Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Проект 20120 «Сарган» - опытовая подводная лодка  (Прочитано 7457 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2120

Подводная лодка проекта 20120 «Сарган».

Построено – 1 ед., Б-90. Вступила в строй – 07.08.2008 г.
Является универсальным испытательным стендом.
Разработка с 1989 г. Разработчик – ЦКБ МТ «Рубин».  Главный конструктор - Ю.Н.Кормилицын.
Изготовитель – завод «Красное Сормово» и ФГУП «ПО Севмаш».
« Последнее редактирование: Апреля 25, 2017, 10:01:56 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4375
Re: проект 20120 "Сарган" - опытовая подводная лодка
« Ответ #1 : Апреля 14, 2012, 08:58:21 pm »

Проект 20120 "Сарган" - опытная большая дизель-электрическая подводная лодка, Б-90 "Саров".



ПЛ Б-90 "Саров"  проекта 20120 на СРЗ «Звездочка». г Северодвинск в 2009 г.

Проект 20120
Шифр: "Сарган"
Разработчик: ЦКБ МТ "Рубин.
Заложена: 1989 г.
Ззаводской № 137.
Завод-строитель: "Красное Сормово" им. А.Жданова в г. Горький, впоследствии недостроенная ПЛ была передана на ГУП "ПО "Севмаш", г. Северодвинск.
Тактический номер: Б-90, с 26.05.2007. - Б-90 "Саров"
Спущена на воду: 14 декабрь 2007 г.
Приёмный акт и поднятие флага ВМФ России: 7 августа 2008 г.

Информация.

Шеврон:

http://sammler.ru/index.php?showtopic=94289&st=80

Франчик (значок, жетончик):

http://www.aucland.ru/marktApi?item=292814

1. Власти нижегородского Сарова случайно рассекретили новейшую подводную лодку.
Источник: NEWSru.com // Новости России // Среда, 12 сентября 2007 г.

     6 сентября 2007 г. на официальном сайте Сарова появилось сообщение о визите в город командира подлодки "Саров" капитана первого ранга Сергея Крошкина. В заметке говорилось, что "Саров" пока находится на стапелях северодвинского завода, но "главнокомандующий ВМФ поставил задачу завершить работы до конца года". Был назван номер проекта субмарины - 20120 и приведены ее тактико-технические характеристики. Согласно этим данным, новая подлодка очень похожа на дизельные субмарины проекта 877 "Палтус", но имеет большее подводное водоизмещение (3950 тонн вместо 3050).
     Представитель пресс-службы ВМФ РФ Александр Смирнов сказал "Коммерсанту", что ему "ничего не известно" о проекте 20120. Беспрецедентная секретность вокруг этой лодки заставляет предположить, что речь идет об уникальном эксперименте российских ученых и военных. 11 сентября новость исчезла с сайта, но уже была перепечатана местными СМИ.
     На одном из интернет-форумов появилась версия, что экспериментальный проект 20120 предназначен для испытаний уникальной технологии - установки на дизельной субмарине атомного реактора в качестве вспомогательной энергетической установки. В СССР проводились подобные эксперименты: в 1985 году дизельная подлодка Б-68 была оснащена дополнительным ядерным реактором ВАУ-6 мощностью 600 кВт, который обеспечивал возможность более длительного плавания под водой.
     В нижегородском ОКБ машиностроения не удивились вопросу про проект 20120. Однако референт директора ОКБ Евгений Кусмарцев заметил, что "реакторы на подлодках могут интересовать разведку США, а не вас", и предложил обратиться в пресс-службу Росатома. Последняя также отказалась от комментариев.
     Засекречивание нового проекта вызвало удивление - ведь последние годы все, связанное с кораблестроением, широко освещалось в СМИ. В шумные мероприятия превращались не только закладки новых кораблей, но даже чисто технологические операции - типа перевода субмарины "Юрий Долгорукий" из цеха в док. Официальные лица охотно делились с журналистами номерами проектов, названиями и другими подробностями.
     На судостроительном заводе "Звездочка" заявили, что их завод не строит новых субмарин, а представители "Северного машиностроительного предприятия" отказались отвечать на вопросы, связанные с новой подлодкой. В ведущем разработчике подводной техники ЦКБ "Рубин" также отказались подтвердить или опровергнуть свое участие в проекте 20120.
     На заводе "Красное Сормово" (построившем первую советскую "дизельно-атомную" подлодку), заявили, что не имеют информации о "проекте 20120". Однако, по словам технического директора завода Александра Цепилова, в 2006 году на Северное машиностроительное предприятие был отправлен корпус недостроенной экспериментальной подлодки "Сарган", заложенной в конце 80-х годов.

Предполагаемый вид первоначального проекта "Сарган":

http://forums.airbase.ru/

      Возможно, именно на базе "Саргана" и сделали субмарину "проекта 20120" - ведь собственных корпусов дизельных подводных лодок на "Севмаше" не было (этот завод последние 45 лет специализируется на атомных подводных лодках, исключение составили сданные в 2005 году две дизельные подлодки проекта 636М для ВМС Китая).
      Факт работы над "Сарганом" подтверждает и годовой отчет "Красного Сормова" за 2005 г., в котором среди прочих работ указано "изготовление подъемно-мачтовых устройств для заказа 'Сарган'" со сроком сдачи 2006 г.

2. Субмарина рассталась с секретом. В 2008 году начнутся испытания опытной подлодки "Саров".
Источник: "Российская газета" - Федеральный выпуск № 4547, 19.12.2007.

      Громкий скандал, разразившийся в сентябре нынешнего года из-за разглашения сведений о некоей секретной подводной лодке, строящейся в России, три месяца спустя благополучно разрешился. Пресс-служба Севмаша официально уведомила о выводе со стапеля опытовой подводной лодки Б-90 "Саров", признав тем самым таинственное детище своим.
      Но и в Нижегородской области, откуда произошла утечка информации, теперь уже не скрывают, что с новой субмариной их связывает не только название "Саров", данное в честь ведущего российского ядерно-оружейного центра. В Нижнем, как известно, находится Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И.И. Африкантова (ОКБМ), где разрабатывались реакторы для большинства советских и российских атомных подводных лодок. И там же - еще более известное ПО "Красное Сормово", на стапелях которого долгие годы строили такие подлодки.
      Не получая более госзаказа на строительство серийных АПЛ, заводские инженеры и их давние партнеры из ОКБМ принялись искать себя, что называется, в малых формах. Тем более что еще в конце 1980-х на "Красном Сормово", по неофициальным данным, заложили экспериментальную подлодку под кодовым названием "Сарган". Одна из задач, которая при этом решалась, - установка на дизельной подводной лодке компактного ядерного реактора в качестве резервной двигательной установки. Цель - дать флоту сравнительно недорогой и надежный боевой корабль, способный автономно действовать в подводном положении как дорогостоящая АПЛ.
      - Опытовая подводная лодка является универсальным испытательным стендом, - сообщает руководитель пресс-службы Севмаша Михаил Старожилов.
      - Она предназначена, - вторят ему и коллеги из ВМФ, - для испытаний боевых и не боевых необитаемых подводных аппаратов, а также других видов морского вооружения и подводной техники, их прототипов и действующих моделей, включая опытные образцы...
      При этом подчеркивается, что подводная лодка Б-90 "как испытательный стенд рассчитан на длительную эксплуатацию и возможность неоднократных модернизаций". Из последующего диалога выясняется, что технический проект таинственного корабля разработан специалистами ЦКБ морской техники "Рубин" еще в 1989 году. Строительство было начато тогда же на "Красном Сормово" и продолжено на Севмаше. Заводские ходовые и государственные испытания планируется провести в 2008 году.
      Церемония вывода корабля из цеха в этом случае была не публичной - в ней приняли участие лишь руководители предприятия, представители проектных организаций и ВМФ. Командир подлодки - капитан 1 ранга Сергей Крошкин. Тот самый, кто имел неосторожность приоткрыть завесу тайны над кораблем во время сентябрьской встречи с шефами в городе ядерщиков Сарове.
      Каким чудом удалось ему избежать начальственного гнева, гадать не будем, а пожелаем лучше семь футов под килем.

3. Город Саров готов взять шефство над подводной лодкой «Саров».   
Текст "утечки" с официального сайта администрации г. Сарова. Дата: 06.09.2007.
Источник: Администрация г. Саров.

    Командир подводной лодки «Саров», входящей в состав Северного Флота, капитан первого ранга Сергей Крошкин и капитан-лейтенант, командир БЧ-7 Юрий Губанов прибыли в Саров 6 сентября.
    Основная цель трехдневного визита – обсуждение с руководством города и градообразующего предприятия возможности установления дружеских шефских связей между Саровом и личным составом одноименной подводной лодки.
    – Пока «Саров» еще находится на стапелях Северодвинского завода, но главнокомандующий ВМФ поставил задачу завершить работы до конца года, – пояснил ситуацию Сергей Крошкин, вручая главе администрации Валерию Димитрову макет подводного корабля.
    Дата торжественного спуска на воду еще не определена, но команда – 52 офицера и мичмана – уже сформирована, и ее основу составляют офицеры, служившие четыре года под командованием Сергея Владимировича Крошкина на лодке «Липецк».
    – Думаю, что правильно будет к моменту торжеств, связанных с выходом новой лодки со стапелей, подготовить трехсторонний договор о шефстве Сарова и РФЯЦ-ВНИИЭФ над лодкой «Саров», – подытожил Валерий Димитров. – Нам выпала большая честь, ведь это первый случай, когда именем города, в котором проживает менее 100 тысяч человек, названа подводная лодка новейшего образца.

Для справки.
Торпедная подводная лодка проекта 20120 «Саров» имеет следующие характеристики:
 - размеры 72,6 х 9,9 м,
 - осадка 7 м,
 - водоизмещение 2300/3950 т,
 - глубина погружения 300 м,
 - скорость 10/17 узлов.
 - автономность 45 суток.

Историческая справка:
1989 г. - Заложена на стапеле судостроительного завода "Красное Сормово" им. А.Жданова в г. Горький как подводная лодка специального назначения (срок сдачи ВМФ по плану - 1993 г.);
1996 г. - Работы по строительству остановлены при 40% готовности;
Лето 2003 г. - Корпус ПЛ переведен по Мариинской водной системе на ФГУП ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) для достройки по скорректированному в ЦКБ МТ "Рубин" проекту;
19 марта 2006 г. - В день 100-летия подводного флота России, в одном из стапельных цехов "Севмаша" на ПЛ переустановили закладную доску;
26 мая 2007 г. - По ходатайству ядерного центра в г.Саров (РФЯЦ-ВНИИЭФ), приказом ГК ВМФ № 025 присвоено почетное наименование "Саров";
Сентябрь 2007 г. - Заключен договор о шефской взаимопомощи между командованием экипажа и администрацией г.Саров;
Декабрь 2007 г. - Выведена из цеха и спущена на воду;
Июль 2008 г. - Выполнила программу ходовых испытаний;
7 августа 2008 г. - Подписан приемный акт, вступила в строй, включена в состав 339-й бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок БелВМБ с базированием на г.Северодвинск;
Весна 2010 г. - Находилась в акватории ОАО "ЦС "Звездочка" (г.Северодвинск) для модернизации;
2012 г. - Используется в интересах ВМФ России в качестве универсального испытательного стенда, который рассчитан "на длительную эксплуатацию и возможность неоднократных модернизаций".
http://www.deepstorm.ru/

Вывод из цеха и спуск на воду, декабрь 2007 г.:


"Горбик" над энергетическим отсеком лодки:




В ограждении выдвижных устройств (ОВУ) явно видна всплывающая спасательная камера (ВСК). В отечественном подводном кораблестроении ВСК применялись только на АПЛ:






ПЛ Б-90 "Саров" проекта 20120, Северодвинск, 2008 г.:


ПЛ Б-90 "Саров" проекта 20120, Северодвинск, 2009 г.:


ПЛ Б-90 "Саров" проекта 20120, Северодвинск, июнь 2009 г.:

http://img-fotki.yandex.ru/
http://www.militaryphotos.net/


Ещё ПЛ "Саров". Предполагается, что в носовой части ПЛ установлена пусковая установка больших размеров. Корус "голый" - нет противогидроакустического покрытия. Вероятно, из-за того, что лодка "универсальным испытательным стендом, рассчитанным на длительную эксплуатацию и неоднократную модернизацию, и предназначенным для отработки и проведения испытаний новых и модернизируемых образцов вооружения, глубоководной техники и обеспечивающих их корабельных систем":










С ней в паре, обычно, в море на испытания выходит обеспечивающее судно - Спасательное буксирное судно "Звёздочка" проекта 20180:

Спасательное буксирное судно "Звездочка" проекта 20180 в день спуска на воду, СРЗ "Звездочка", г. Северодвинск, 20 декабря 2007 г.


Спасательное буксирное судно "Звездочка", проекта 20180, г. Северодвинск, 2010 г.   


Спасательное буксирное судно "Звездочка". После возвращения с моря 2 июня 2011 г. в Оленьей.
http://www.russiannavy.ru/
http://img-fotki.yandex.ru/
http://forum.33b.ru/
http://www.klubsmi.ru/
« Последнее редактирование: Апреля 25, 2017, 10:02:48 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4375

Подводная лодка "Саров" проекта 20120 с открытым загрузочным люком, контейнером и грузозахватным устройством контейнера.




Массо-габаритный макет?:


Захват для подъёма полезной нагрузки?:

http://kuleshovoleg.livejournal.com/56148.html
http://forums.airbase.ru/
« Последнее редактирование: Ноября 27, 2017, 02:03:47 am от Rotor15 »
Записан

step

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1326
Re: проект 20120 "Сарган" - опытовая подводная лодка
« Ответ #3 : Апреля 25, 2017, 06:57:56 pm »

Модель "Сарова"

Записан

Draft

  • Редактор
  • Участник
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 130
Re: Проект 20120 «Сарган» - опытовая подводная лодка
« Ответ #4 : Апреля 25, 2017, 10:46:04 pm »

Ещё модель. Видна наклейка с краткими ТТХ, но, увы, всю цифирь не разобрать  :'(
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4375
Re: Проект 20120 «Сарган» - опытовая подводная лодка
« Ответ #5 : Ноября 27, 2017, 01:38:47 am »


Первое заявление про "Скиф":

"На сегодняшний день мы имеем в своем арсенале уникальные стратегические бомбардировщики (Ту-160), ОТРК с мощными баллистическими и крылатыми ракетами (семейство "Искандер"), ТРК "Сармат", комплексы ПВО (С-400), межконтинентальные баллистические ракеты, атомные ракетные крейсеры с мощными противокорабельными ракетами (гиперзвуковая ракета "Циркон"), ракеты донного базирования "Скиф", — сказал экс-главком ВКС России, глава комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Бондарев.
ТАСС


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- http://tass.ru/armiya-i-opk/4746647
« Последнее редактирование: Ноября 27, 2017, 04:27:47 pm от Вадим Степанов »
Записан

PXL

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1463

Из книги "Машиностроитель. 50 лет", Пермь, 2017. Упоминаются работы по некоему "комплексу "39", который проходил испытания на опытовой ПЛ "Саров" в 2009 г.
Записан
С уважением,
дикий житель глухих мест.

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4375
Re: Проект 20120 «Сарган» - опытовая подводная лодка
« Ответ #7 : Сентября 23, 2018, 07:59:01 pm »

Подводная лодка Б-90 «Саров» - первая российская подлодка на водородном топливе. Лодка оснащена экспериментальным двигателем на водороде. Он относится к типу воздухонезависимых силовых установок (ВНЭУ). Смысл установки в том, что электрический двигатель лодки получает ток не от аккумулятора, а от топливных элементов на базе водорода. Все поколения неатомных подлодок использовали аккумуляторы, заряжающиеся от дизельного двигателя. По истечении зарядки требовалось всплыть и запустить двигатель, что делало лодку уязвимой. «Саров» на водородном топливе получает практически неограниченный ресурс подводного хода, сопоставимый с атомными субмаринами. Неатомные подлодки на электрическом двигателе практически не слышны. А в атомных подлодках постоянно работают насосы системы охлаждения реактора, и шум демаскирует их. К тому же они сложнее в эксплуатации, ремонте, требуют обученного личного состава. ВНЭУ предполагается оснастить российские перспективные неатомные подводные лодки (НАПЛ).

http://www.i-mash.ru/news/nov_otrasl/27396-vmf-rossii-ispytaet-podlodku-b-90-sarov-na.html
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4375
Re: Проект 20120 «Сарган» - опытовая подводная лодка
« Ответ #8 : Апреля 24, 2019, 09:53:27 pm »

« Последнее редактирование: Апреля 24, 2019, 10:24:03 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4375
Re: Проект 20120 «Сарган» - опытовая подводная лодка
« Ответ #9 : Апреля 24, 2019, 10:05:09 pm »

Опытовая подводная лодка Б-90 «Саров» в море:

vk.
Записан
Страницы: [1]   Вверх