Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Система управления вооружением (СУВ) «Заслон» (С-800)  (Прочитано 2177 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

lindr

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 701

Система управления вооружением (СУВ) «Заслон».

Шифр С-800.

Разработчик: АО «НИИП им. В.В.Тихомирова», г. Жуковский.
Изготовитель: OAО «ЦНПО «Ленинец», г. Санкт-Петербург.

Модификации:
СУВ «Заслон» - для истребителей-перехватчиков МиГ-31 («изд. 01») и его модификаций;
СУВ «Заслон-А» - для истребителей-перехватчиков МиГ-31Б («изд. 12») и его модификаций;
СУВ «Заслон-М» - для истребителей-перехватчиков МиГ-31М («изд. 05»);
СУВ «Заслон-АМ» - для истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ («тип. 28») и его вариантов.


СУВ «Заслон» предназначена для установки на истребитель-перехватчик МиГ-31 («изд. 01») и его модификации. Многофункциональная многоцелевая система Х-диапазона с   фазированной антенной решеткой.

Обеспечивает:

- одновременный поиск, обнаружение, захват, сопровождение и   подготовку вооружения к стрельбе, а также обстрел нескольких воздушных целей как   в свободном пространстве, так и на фоне подстилающей поверхности;

- выполнение своих функций при наведении от воздушных или наземных автоматических систем управления либо в условиях групповых полуавтономных действий;

- применение авиационных ракет Р-40 и Р-60 с тепловыми ГСН, а также стрелково-пушечного вооружения.

Основные характеристики.

Дальность обнаружения (ЭПР = 19 м2 - тип цели бомбардировщик),   км:

на встречных курсах 150 - 200
на попутных курсах 60

Зона, град:

обзора по азимуту (с перемещением на   ±35 град.) ±45
сопровождения ±70

Количество целей:

одновременно   сопровождаемых 10
одновременно   обстреливаемых 4

Масса, кг 1495
« Последнее редактирование: Апреля 22, 2018, 01:14:45 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4039

Состав СУВ «Заслон» (С-800):
  • бортовая цифровая вычислительная машина «Аргон-15»;
  • трёхканальный аналоговый приёмник Б3;
  • фазированная антенная решётка с электронным управлением лучом Б1;
  • передающее устройство Б2;
  • система сопряжения с бортовой аппаратурой;
  • система объективного контроля.
http://промкаталог.рф/PublicDocuments/1362086.pdf

БЦВМ «Аргон-15».

Бортовая цифровая вычислительная машина «Аргон-15» разработана в 1972 г. в Научно-исследовательском центре электронной вычислительной техники (с 1986 г. - НИИ «Аргон»). Выпускалась в 1974-1982 гг. Кишиневским заводом ЭВМ им. 50-летия СССР Министерства радиопромышленности СССР. . Изготовлено более 500 машин.


БЦВМ поставлялась пользователям как вычислительное устройство, состоящее из центрального процессора (ЦП) с быстродействием 200 тыс. оп./с (операции сложения), ОЗУ емкостью 2К слов, ПЗУ емкостью 32К слов (четыре блока по 8К слов) и энергонезависимого ЗУ (ДЗУС). Средства сопряжения машины с бортовой аппаратурой (УВВ) создавал разработчик соответствующей подсистемы.

К середине 1980-х гг. было разработано четыре модификации машины: «Аргон-15», «Аргон-15А», «Аргон-15К» и «Аргон-15-М». БЦВМ «Аргон-15» (ОЗУ - 1К, ПЗУ - 24К слов) имеет массу 35 кг и наработку на отказ 500 ч.

Быстродействие машины «Аргон-15К» - 500 тысяч, а «Аргон-15-М» - 800 тысяч коротких операций в секунду. БЦВМ «Аргон-15-М» при общей емкости памяти 86К слов (ОЗУ - 5К, ПЗУ - 80К и ДЗУС - 1К слов) имеет наработку на отказ 5000 ч и весит 16,6 кг.
https://www.itweek.ru/industrial/article/detail.php?ID=51809

БЦВМ «Аргон-15»:
« Последнее редактирование: Апреля 22, 2018, 01:16:38 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4039
Re: Система управления вооружением (СУВ) «Заслон»
« Ответ #2 : Апреля 21, 2018, 11:25:50 am »

О СУВ «Заслон».




Книга «Авиация ПВО России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня завтра» - ГосНИИАС, 2001.
« Последнее редактирование: Апреля 22, 2018, 02:11:37 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4039
Re: Система управления вооружением (СУВ) «Заслон»
« Ответ #3 : Апреля 21, 2018, 11:47:50 am »

БРЛС из состава СУВ «Заслон»:



Книга «Авиация ПВО России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня завтра» - ГосНИИАС, 2001.
« Последнее редактирование: Апреля 22, 2018, 02:12:22 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4039

История создания.

Создание авиационного комплекса перехвата нового поколения, получившего обозначение С-155 «Заслон», началось в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 397-152 от 24 мая 1968 г.

В соответствии с этим документом ОКБ-155, которое после кончины А.И.Микояна возглавил Р.А.Беляков, поручалось создать самолет в трех вариантах: перехватчик, фронтовой ударный и разведчик. Микояновцы начали прорабатывать проекты бомбардировщика Е-155МФ, самолета-разведчика Е-155МР, но особую актуальность приобрел дальний перехватчик Е-155МП.

Руководство ОКБ предложило военным создать его на базе МиГ-25П. Как и предшественник, новый самолет мог развивать скорость около 3000 км/ч, но отличался большой дальностью полета и мог в одной атаке поражать несколько целей, включая крылатые ракеты. Его экипаж должен был состоять из двух человек: летчика и штурмана-оператора. Предложение получило поддержку правительства и командования ПВО, В московском ОКБ-155 главным конструктором темы был назначен Г.Е.Лозино-Лозинский, его заместителем – В.А.Архипов, в группу сотрудников, ответственных за выполнение программы, входили также К.К.Васильченко и А.А.Белосвет.

Согласно тому же Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 397-152 от 24 мая 1968 г., НИИ Радиостроения получил задание разработать систему управления вооружением (СУВ) для нового перехватчика, также получившую название «Заслон». Институт в то время был перегружен другими темами и справиться самостоятельно с новой сложной задачей уже не мог. Поэтому в 1969 г. было решено подключить к работе ОКБ-15 и создать на базе обоих коллективов Научно-конструкторское объединение «Фазотрон». Его Генеральным директором и Генеральным конструктором назначили Ю.Н.Фигуровского, а первым заместителем и главным конструктором – В.К.Гришина, который и возглавил работы по СУВ «Заслон».

Комплексированием нового авиационного комплекса перехвата (в т.ч. разработкой принципов взаимодействия отдельных его составляющих, а также требуемых от них характеристик) занимался один из ведущих институтов советской авиапромышленности – Государственный НИИ авиационных систем (ГосНИИ АС).

СУВ «Заслон» (или С-800), включавшая бортовой локатор РП-31 и ряд других подсистем, должна была обнаруживать воздушную цель с эффективной поверхностью рассеивания отраженных радиолучей (ЭПР) 16м² на дальности до 200 км. Максимальная дальность сопровождения цели типа «бомбардировщик Ту-16» должна была составлять 120 км, а цели типа «легкий истребитель» – 90 км в передней и 70 км в задней полусферах. С помощью «Заслона» предстояло реализовывать принцип групповых действий при наличии прерывистой или разовой информации о цели, что позволяло перехватчикам успешно работать в районах, где отсутствовало сплошное радиолокационное поле (Сибирь, Крайний Север).

Разработку СУВ начали с поиска путей реализации режимов одновременного обзора пространства, сопровождения и обстрела нескольких целей. Существовавшие в те годы антенны с механическим приводом не обеспечивали подобных возможностей. Тогда разработчики приняли смелое для своего времени решение создать антенну с электронным сканированием. Задача была крайне сложной – ещё никому в мире не удавалось создать для истребителя такое устройство. После долгих поисков и проверки различных технических решений к 1975 г. была изготовлена фазированная антенная решетка (ФАР), пригодная для испытаний на летающей лаборатории (ЛЛ). По основным характеристикам излучения ФАР, впоследствии получившая серийное обозначение Б1.01М, и до настоящего времени остается своеобразным эталоном самолетной антенны. Важной составляющей СУВ «Заслон» стал бортовой вычислитель, созданный на базе БЦВМ А-15 («Аргон-15»).

Чтобы обеспечить новому перехватчику возможность скрытно атаковать цели, в состав СУВ включили теплопеленгатор, позднее получивший обозначение 8ТК. Его разработкой занималось ЦКБ «Геофизика» под руководством Д.М.Хорола. Основу конструкции теплопеленгатора составлял вращавшийся барабан с системой зеркал, фокусирование теплового изображения происходило в точке на его оси, в которой размещалось чувствительное приемное устройство, охлаждаемое жидким азотом. Т.к. в технических требованиях задавалось использование теплопеленгатора только на большой высоте, его решили сделать выдвигаемым из нижней части фюзеляжа самолета.

Для испытаний аппаратуры СУВ «Заслон» использовали две ЛЛ на базе Ту-104, разработанные НПО «Взлет». На первой из них лётные испытания начались весной 1973 г. и решались чисто радиотехнические задачи: отработка управления ФАР, процессов поиска и обнаружения целей. Вторая ЛЛ начала полеты осенью 1975 г. Она предназначалась для испытаний СУВ в целом, хотя на первых порах использовалась тоже по радиотехнической тематике, в частности, для отработки захвата цели и ее дискретного сопровождения. На последующих этапах проводилась отработка сопряжения нового радара с подвешиваемыми под крылом самолета ракетами, включая их пуски.

Одной из основных составляющих комплекса перехвата «Заслон» стала ракета дальнего действия К-33, предназначенная для поражения целей на дальности до 130 км. Ею занималось КБ «Вымпел» под руководством главного конструктора А.Л.Ляпина, а за разработку полуактивной радиолокационной головки самонаведения (ПРГС) ракеты отвечал «Фазотрон».

Два первых опытных образца Е-155МП (МиГ-31), получивших внутреннее обозначение изделие «83», строили на опытном заводе ОКБ-155 в Москве. К лету 1975 г. закончили сборку первого экземпляра Е-155МП, получившего собственное обозначение изделие «83/1». 16 сентября 1975 г. на аэродроме ЛИИ в Жуковском А.В.Федотов и штурман-испытатель B.C.Зайцев впервые подняли машину с бортовым номером «831 синий» («изделие 83/1») в воздух. Машина не имела полного комплекта БРЭО.

Второй опытный экземпляр Е-155МП («изделие 83/2», борт «832 синий») уже полностью оснастили необходимым оборудованием, включая РЛС и весь комплекс вооружения. В мае 1976 г. летчик-испытатель П.М.Остапенко совершил на нем первый полет. В конце 1975 г. машину отправили в ГНИКИ ВВС в Ахтубинск для проведения Госиспытаний.

В 1977 г. на авиационном заводе «Сокол» в Горьком начался выпуск установочной партии самолётов Е-155МП (МиГ-31). Первый МиГ-31 (сер. № 0101) из установочной партии был выпущен в конце весны 1977 г. и получил борт. номер «011 синий». Всего в установочную партию вошло три установочные серии самолётов.

В мае 1977 г. начался этап «А» Государственных совместных испытаний (ГСИ) перехватчика Е-155МП.

Одновременно шла доводка СУВ самолёта. Тем не менее 15 февраля 1978 г. в Ахтубинске был успешно проведен уникальный летный эксперимент по обнаружению, захвату и сопровождению 10 воздушных целей (Ту-16 и Ил-28), летевших широким фронтом (около 150 км) в большом диапазоне высот. 28 августа 1978 г. МиГ-31 успешно поразил четырьмя одновременно пущенными ракетами К-33 четыре радиоуправляемые мишени.

Этап «А» Госиспытаний завершился в декабре 1978 г. Было выдано предварительное заключение, содержавшее рекомендацию о запуске перехватчика в серийное производство. 27 апреля 1979 г. в Горьком был выпущен последний самолет 3-й установочной серии (сер. № 0305), получивший борт. номер «305 синий».

Весной 1979 г. в ГНИКИ ВВС начался этап «Б» ГСИ. Государственную комиссию возглавлял заместитель главкома войск ПВО маршал авиации Е.Я.Савицкий.

Больше всего проблем по-прежнему доставляла СУВ. Заказчика не удовлетворяла работа РЛС и системы в целом. Для анализа результатов испытаний и выработки рекомендаций в Ахтубинске создали специальную бригаду из сотрудников ГНИКИ и предприятий-разработчиков. Выявляемые недостатки анализировали и оперативно устраняли. В результате этой кропотливой работы вопросов к комплексу оставалось все меньше. Он доказал возможность обнаруживать цели днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях на высотах от 50 до 28000 м, в передней и задней полусферах, в том числе на фоне земли осуществлять захват и сопровождение до 10 воздушных целей, а также наведение ракет К-33 одновременно на 4 из них в пространстве, ограниченном в горизонтальной плоскости углом +/-70° и в вертикальной углом +70°/-60°. В конце этапа «Б» четверка МиГ-31 продемонстрировала свои возможности по отражению группового налета «противника» на Волгоград. 10 самолетов-мишеней «атаковали» город на фронте в 100 км, и все они были уничтожены. Среди других испытательных программ, выполненных в ходе ГСИ, следует отметить проверку нового перехватчика в высоких широтах и полеты на сваливание.

В декабре 1980 г. Госиспытания истребителя-перехватчика МиГ-31, СУВ «Заслон» и ракеты К-33 были завершены. Ракету приняли на вооружение под серийным обозначением Р-33 («изделие 410»). 6 мая 1981 г. Постановлением Совета Министров СССР новый комплекс перехвата С-155 «Заслон» был принят на вооружение авиации ПВО.

«Заслон» на дальних рубежах. Ефим Гордон, Москва.
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4039

15 февраля 1978 г. в Ахтубинске был успешно проведен уникальный летный эксперимент по обнаружению, захвату и сопровождению 10 воздушных целей (Ту-16 и Ил-28), летевших широким фронтом (около 150 км) в большом диапазоне высот.
Записан
Страницы: [1]   Вверх