Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Т-54Б («Объект 137Г2») - средний танк  (Прочитано 5083 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

PXL

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1477
Т-54Б («Объект 137Г2») - средний танк
« : Марта 30, 2009, 12:38:47 pm »

Советский средний танк Т-54Б («Объект 137Г2»).

Средний танк Т-54А 1955 г. выпуска. Т-54Б. Находится в Перми у здания Госпиталя ветеранов ВОВ и локальных конфликтов (микрорайон Парковый).
« Последнее редактирование: Ноября 03, 2019, 04:00:10 pm от Rotor15 »
Записан
С уважением,
дикий житель глухих мест.

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2541
Re: Т-54Б (объект 137Г2) - средний танк
« Ответ #1 : Декабря 06, 2010, 11:12:44 pm »

Средний танк Т-54Б (объект 137Г2)

НАЗВАНИЕ
- сокращенное: Т-54Б
- полное: средний танк Т-54Б
- заводское: объект 137Г2
...

НАЗНАЧЕНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ
...

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Разработка – КБ завода № 183
Принят на вооружение 1956 г.
Производство:
- завод № 183 Нижний Тагил в 1957-1959 гг, 1575 ед.

МОДИФИКАЦИИ
Т-54БК - командирский, в 1957-1958 гг., изготовлено 180 ед.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Создан на базе танка Т-54А.
Основные конструктивные отличия:
-установлена пушка Д10-Т2С стабилизированная в двух плоскостях наведения (в вериткальной и горизонтальной) стабилизатором СТП-2 "Циклон";
- пол боевого отделения сделан вращающимся;
- прибор наблюдения командира танка ТПК-1 заменен на ТПКУ;
- установлены приборы ночного видения: ТКН-1 командира танка, ТВН-2 механика водителя и ночной танковый прицел ТПН-1-2А-11.

ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)
...

ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ
...

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая масса – 36,5 т.
Длина с пушкой вперед – 9000 мм.
Длина по корпусу – 6040 мм.
Ширина – 3270 мм.
Высота по крышу башни – 2400 мм.
Клиренс – 425 мм.
Среднее удельное давление на грунт – 0,81 кг/см2.
Преодолеваемые препятствия:
- крен – 30 град;
- подъем – 30 град;
- стенка – 0,8 м;
- ров – 2,7 м;
- брод – 1,4 м (с ОПВТ - до 5 м).
Тип двигателя – дизель В-54Б.
Максимальная мощность – 520 л.с.
Запас топлива – 532 + 280 (400) л.
Максимальная скорость - 48-50 км/ч.
Запас хода – 420-440 км.
Бронирование:
- лоб корпуса – 100 мм;
- лоб башни – 200 мм.
Экипаж – 4 чел.

Вооружение:
- 100-мм пушка Д-10Т2С
- 2 7,62-мм пулемета СГМТ (спаренный с пушкой и курсовой)
- 12,7-мм пулемет ДШКМ
- боекомплект к пушке – 34
- боекомплект к пулемету ДШК - 200
- боекомплект к пулеметам СГМТ – 3500
- стабилизатор вооружения – СТП-2 "Циклон" (двухплоскостной).
Приборы  наводчика: прицел – ТШ-2А-22 (ТШ-2Б-32 – с 1965 г.), ночной прицел – ТПН-1-22А-11.
Приборы  командира: дневной – ТПКУ, ночной – ТКН-1.
Ночной  прибор водителя – ТВН-2.
Радиостанция – Р-113. Танковое переговорное устройство - Р-120.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- Танк Т-54Б. Дополнение к руководству по материальной части и эксплуатации танка Т-54А. 1958 г.
- Карпенко. Обозрение отечественной бронетанковой техники. 1996 г.

ВОПРОСЫ
- ...

НАД СТАТЬЕЙ РАБОТАЛИ
- Ракетчик
« Последнее редактирование: Декабря 08, 2010, 11:48:14 pm от Ракетчик »
Записан

kass392

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5
Re: Т-54Б (объект 137Г2) - средний танк
« Ответ #2 : Декабря 19, 2010, 01:04:55 pm »

на первой и второй  фото Т-55
Записан

Гайковерт

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 753
Re: Т-54Б (объект 137Г2) - средний танк
« Ответ #3 : Декабря 20, 2010, 06:50:31 pm »

на первой и второй  фото Т-55
Из чего сие следует?
Записан
Водитель! Не тронь машину - и она тебя не подведет!

kass392

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5
Re: Т-54Б (объект 137Г2) - средний танк
« Ответ #4 : Декабря 24, 2010, 10:40:57 am »

по первой фото:
отсутствие зенитно-пулеметной установки
бесшиповое соединение лобовых листов корпуса
Колпак вентилятора на башне говорит о том, что танк выпущен в 1958 году

по второй:
отсутствие зенитно-пулеметной установки
расположение ЗИПа на полках
отсутствие колпака вентилятора
отсутствие дымовых шашек
расположение крюков для поднятия башни - танк выпущен после апреля 1959 года
Записан

археолог

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 770
Re: Т-54Б (объект 137Г2) - средний танк
« Ответ #5 : Мая 29, 2012, 06:45:31 pm »

...


Записан
ПВО - погоди выполнять, отменят


http://477768.livejournal.com/

Luty

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 30
Re: Т-54Б (объект 137Г2) - средний танк
« Ответ #6 : Мая 29, 2012, 11:29:13 pm »

Учитывая вышенаписанное kass392 ( в первую очередь отсутствие ЗПУ) на второй и третьей фотографиях тоже Т-55.
А на первой - Т-54А ( отсутствие инфракрасного осветителя и кронштейнов для него).
Записан

Shahnavazov

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2303
Re: Т-54Б (объект 137Г2) - средний танк
« Ответ #7 : Июля 23, 2013, 08:14:20 pm »

Существовали танки Т-54Б с зенитным пулеметом НСВТ-12,7 вместо ДШКМ?
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4665
Re: Т-54Б («Объект 137Г2») - средний танк
« Ответ #8 : Ноября 03, 2019, 01:56:43 pm »

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1118-581 от 15 августа 1956 г. танк «Объект 137Г2» под маркой Т-54Б был введен в серийное производство. Приказом министра обороны СССР №152 от 11 сентября 1956 г. танк Т-54Б с пушкой Д10-Т2С и стабилизатором в двух плоско­стях наведения («Циклон») был принят на вооружение Совет­ской Армии.

Танк Т-54Б являлся усовершенствованным вариантом танка Т-54А и отличался от него, в основном, установкой двухплоско­стного стабилизатора оружия, ночного прицела наводчика и прибора ночного видения командира.

Серийное производство танка Т-54Б было организовано с июля 1957 г. по март 1959 г. на танковых заводах в Нижнем Тагиле (завод №183), в Омске (завод №174) и в Харькове (завод №75). Всего было выпущено 1628 танков Т-54Б, из них 73 были оборудованы на заводе № 75 под установку плавсредств ПСТ-54.

Т-54Б после капремонта, 206 БТРЗ в г. Уссурийске, Приморский край:

« Последнее редактирование: Ноября 03, 2019, 08:40:27 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4665
Re: Т-54Б («Объект 137Г2») - средний танк
« Ответ #9 : Ноября 03, 2019, 03:56:47 pm »

Т-54Б («Объект 137Г2») - средний танк.

История создания танка Т-54Б.


Танк Т-54Б был разработан на базе танка Т-54А в 1954-1955 гг. танковом КБ (отдел 520) завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР №1552-545 от 29 марта 1952 г. и №347-205 от 24 февраля 1955 г. (приказ министра обороны СССР №144 от 5 марта 1955 г.) с целью повышения эффективности стрельбы сходу. При проектировании имел обозначение «Объект 137Г2». Первый опытный образец танка с макетом двухплоскостного стабилизатора «Циклон» конструкции ЦНИИ-173 завод №183 изготовил летом 1954 г. Ведущим инженером машины от завода №183 являлся Ю.П. Костенко, по стабилизатору от ЦНИИ-173 - Н.А. Колюбин. По завершении заводских испытаний и доработки конструкции стабилизатора к концу 1955 г. были собраны еще три опытных образца машины, полигонно-войсковые испытания которых завершились в феврале 1956 г. После проведения мероприятий по дальнейшему совершенствованию конструкции стабилизатора летом того же года опытные образцы успешно прошли контрольные полигонно-войсковые испытания.

На вооружение танк «Объект 137Г2» под маркой Т-54Б был принят постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1118-581 от 15 августа 1956 г. (приказ министра обороны СССР №152 от 11 сентября 1956 г.). Чертежно-конструкторскую документацию на машину для серийного производства утвердили в сентябре 1956 г., а уже в декабре того же года завод №183 приступил к сборке установочной партии. Серийный выпуск машины на заводе №183 производился с июля 1957 г. по июнь 1958 г. На заводе №174 (Омск) выпуск танка осуществлялся только в III квартале 1957 г., а на заводе №75 (Харьков) — с 1 января 1958 г. по март 1959 г. Всего заводы промышленности изготовили 1555 линейных танков Т-54Б. Без учета машин, предназначавшихся для переоборудования в командирские танки и использованных под оснащение плавсредствами ПСТ-54 (данные по их выпуску приведены отдельно. — Прим. авт.). С учетом всей этой номенклатуры было изготовлено 1808 танков Т-54Б.

ТанкТ-54Б:

Боевая масса — 36,5 т; экипаж — 4 чел., оружие: пушка — 100 мм нарезная, 2 пулемета — 7,62 мм, 1 пулемет — 12,7 мм зенитный; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя —382 кВт (520 л.с); максимальная скорость — 48-50 км/ч.

Первоначально от базовой машины — Т-54А выпуска 1956 г. — танк Т-54Б отличался только установкой 100-мм пушки Д-10Т2С, оснащенной двухплоскостным стабилизатором СТП-2 «Циклон» и конструктивными изменениями, связанными с размещением агрегатов стабилизатора. Однако в процессе подготовки серийного производства танка его конструкция подверглась доработке под установку ночного прибора командира и ночного прицела наводчика, которые вместе с более совершенным прибором ночного видения механика-водителя были приняты на вооружение постановлением Совета Министров СССР №367-179 от 5 апреля 1957 г. Поэтому, в отличие от машин установочной партии, серийные Т-54Б поступали в войска, оснащенные полным комплектом приборов и прицелом ночного видения.

При вождении танка ночью в боевых условиях у механика-водителя вместо левого смотрового прибора устанавливался бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2. При совершении ночных маршей и расположении механика-водителя по-походному прибор монтировался снаружи танка на специальном кронштейне. Для освещения местности на танке имелись две фары ФГ-10: одна с инфракрасным фильтром, другая — со светомаскировочной насадкой. В случае необходимости для работы с прибором ТВН-2 во вторую фару также мог устанавливаться инфракрасный фильтр.

Для обеспечения безопасной работы заряжающего пол боевого отделения был сделан вращающимся. Вращение пола происходило синхронно с поворотом башни и осуществлялось через поводок, закрепленный хомутом на кронштейне сиденья наводчика. Для предотвращения поломки деталей пола в случае заклинивания вращающейся платформы на ее верхнем погоне устанавливалось кольцо сдающего звена. Применение вращающего пола потребовало изменения формы люка запасного выхода (срезали задний правый угол) и укладки одного артиллерийского выстрела на моторной перегородке. Люк запасного выхода и форсуночный подогреватель располагались на днище боевого отделения слева по ходу танка, а справа в заднем углу — баллоны ППО. На крышке люка с помощью ремня крепилась одна магазин-коробка к пулемету ДШК.

Общий вид танка Т-54Б установочной партии, 1956 г.:


Продольный разрез танка Т-54Б, 1956 г.:   


Люк запасного выхода танка Т-54Б:


В передней части командирской башенки вместо прибора наблюдения командира ТПК-1 располагался прибор ТПКУБ (на части машин выпуска 1957 г. еще использовался прибор ТПК-1). Для обеспечения ведения боевых действий ночью в башне танка устанавливались прибор ночного видения командира танка ТКН-1 и ночной танковый прицел наводчика ТПН-1 (ТПН-1-22А-11). Прибор ТКН-1 монтировался вместо дневного прибора командира танка ТПКУБ (блок питания БТ-2-26 прибора также размещался в командирской башенке в шахте правой смотровой призмы), а на верхней части бронировки прибора - прожектор инфракрасного света ОУ-3 с ограждением (впоследствии ограждение упразднили), связанный с прибором ТКН-1 тягой, которая обеспечивала синхронное качание прожектора в вертикальной плоскости вместе с прибором. Прицел ТПН-1 был постоянно закреплен в крыше башни танка левее дневного прицела ТШ2А-22 (на месте смотрового прибора МК-4). Его блок питания БТ-3-26А также устанавливался постоянно в башне танка над блоком питания радиостанции. Для подсветки целей при стрельбе ночью использовался инфракрасный прожектор Л-2, входивший в комплект прицела ТПН-1 и крепившийся на бронировке пушки с помощью специального кронштейна.

Отделение управления, боевое отделение и вращающийся пол боевого отделения танка Т-54Б:


Общий вид танка Т-54Б выпуска 1957-1958 гг.:



Командирская башенка танка Т-54Б:


Установка ночного прибора командира ТКН-1 в командирской башенке танка Т-54Б:


Установка броневой крышки ночного прицела ТПН-1:


Механизм поворота башни танка Т-54Б:


В дневных условиях с танка снимались вместе с ночным прибором командира ТКН-1 и его блоком питания головка прицела ТПН-1 с бронировкой (вместо них устанавливалась броневая крышка), прожектор ОУ-3 с ограждением и прожектор Л-2. Прибор ТКН-1 укладывался в чехол и крепился ремнями к перегородке МТО над баллонами ППО (блок питания — в стеллаже вместо призмы), прожектор ОУ-3 — в ящик на левой надгусеничной полке за выпускным патрубком (там же находилась часть ЗИП комплекта прибора ТКН-1 и прицела ТПН-1). Головка ночного прицела в чехле крепилась ремнями внутри башни с правой стороны, а бронировка прицела укладывалась на правой надгусеничной полке и фиксировалась на ней тремя болтами. Прожектор Л-2 вместе с запасным инфракрасным фильтром располагался в ящике на левой надгусеничной полке. Запасная головка ночного прицела в брезентовом чехле размещалась на перегородке МТО под сиденьем командира танка.

Стабилизатор СТП-2 обеспечивал: автоматическое удержание пушки Д10-Т2С и спаренного с ней пулемета СГМТ в заданном (стабилизированном) положении в вертикальной и горизонтальной плоскостях при движении танка; наводку спаренной установки оружия в двух плоскостях с плавным регулированием скоростей наводки; целеуказание от командира танка наводчику в горизонтальной плоскости.

Конструктивно СТП-2 состоял из стабилизатора пушки в плоскости вертикальной наводки (стабилизатор ВН) и стабилизатора башни в плоскости горизонтальной наводки (стабилизатор ГН). Управление стабилизаторами ВН и ГН производилось от общего пульта управления. Стабилизаторы ВН и ГН могли работать одновременно и раздельно, независимо один от другого. Скорости наводки пушки по вертикали с помощью стабилизатора находились в пределах от 0,07 до 4,5 град./с, скорости вращения башни - от 0,07 до 15 град./с. С помощью пульта управления также осуществлялись производство выстрела из пушки (кнопка электроспуска в верхней части правой рукоятки) и стрельба из спаренного пулемета (кнопка на левой рукоятке). При работе ручными приводами наводки спаренной установки для производства выстрела из пушки наводчик пользовался рычагом электроспуска на рукоятке подъемного механизма; при стрельбе из спаренного пулемета — кнопкой электроспуска на рукоятке маховика механизма поворота башни. В том и другом случае наводчик не мог произвести выстрел из пушки до тех пор, пока заряжающий после заряжания пушки не включил цепь электроспуска пушки (кнопка на приборе автоблокировки, устанавливавшемся на правом щите ограждения пушки).

Система командирского управления танка Т-54Б по конструктивному исполнению и принципу действия была аналогична системе командирского управления танка Т-54А. Целеуказание могло производиться как в режиме полуавтоматического наведения, так и в режиме стабилизации. В режиме целеуказания поворот башни в направлении цели осуществлялся с максимальной скоростью 15 град./с.

Установка 100-мм танковой пушки Д10-T2C в башне танка Т-54Б:


Размещение агрегатов стабилизатора СТП-2 «Циклон» в танке Т-54Б:


Углы вертикальной наводки спаренной установки с использованием телескопического прицела ТШ2А-22 при стрельбе прямой наводкой в дневных условиях составляли от -5-1 до +18± 1° (при включенном стабилизаторе углы уменьшались: снижения — на 45' и возвышения — на 3°45'). Боевая скорострельность при стрельбе с места составляла 7 выстр./мин., сходу — до 4 выстр./мин.

Для обеспечения повышенной точности наводки в горизонтальной плоскости в танке Т-54Б применили механизм поворота башни с люфтовыбирающим устройством, на картере которого устанавливался азимутальный указатель поворота башни, обеспечивавший точность отсчета в одну тысячную дальности. Новая конструкция механизма поворота башни со сдающим звеном (фрикционом) и с люфтовыбирающим устройством обеспечивала более плавный поворот башни от электромоторного привода, а также повышенную точность наводки орудия. В связи с введением люфтовыбирающего устройства зубчатый венец нижнего погона башни был сделан на 11 мм выше, чем зубчатый венец погона башни танка Т-54А (для уменьшения удельного давления на зубья). В результате КПД механизма поворота башни Т-54Б в два раза превышал аналогичный коэффициент механизма поворота башни танка Т-54А. Переключение механизма с ручного привода на электромоторный и наоборот на Т-54Б осуществлялось электромагнитной муфтой. Для исключения деформации вала исполнительного двигателя использовался второй фрикцион. Азимутальный указатель вместе с боковым уровнем задействовался также при стрельбе с закрытых огневых позиций. Некоторым изменениям подвергся штыревой стопор башни, в конструкцию которого ввели блок-контакт для размыкания цепи электропривода при застопоренной башне.

Источник: Отечественные бронированные машины 1945-65 гг. М.В. Павлов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, И.В. Павлов, ведущий конструктор.
« Последнее редактирование: Ноября 03, 2019, 09:52:49 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4665
Re: Т-54Б («Объект 137Г2») - средний танк
« Ответ #10 : Ноября 03, 2019, 07:59:08 pm »

Продолжение.

Азимутальный указатель поворота башни танка Т-54Б:


Стопор башни танка Т-54Б:


В остальном вооружение, боекомплект, броневая защита (за исключением изменения конструкции башни при установке ночного прицела ТПН-1), системы ППО и постановки дымовой завесы (дымовые шашки БДШ-5) существенных изменений по сравнению с танком Т-54А не претерпели. Была усилена защита наружной части картеров бортовых редукторов за счет дополнительной бронировки, приваривавшейся к среднему и нижнему кормовым листам корпуса и картерам.

Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть танка, в основном, остались такими же, как на базовой машине. На Т-54Б устанавливался дизель В-54Б мощностью 382 кВт (520 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин-1. Запас возимого топлива, составлявший 812 л (внутренние баки — 532 л, наружные баки — 280 л), обеспечивал запас хода танка по шоссе 420-440 км, по грунтовой дороге — 270-290 км.

В электрооборудовании танка в качестве основного источника электроэнергии для обеспечения работы стабилизатора основного оружия СТП-2 использовался генератор Г-5 мощностью 5 кВт с реле регулятором Р-5. В приводе от коленчатого вала двигателя к генератору устанавливалась гидромуфта.

Броневой корпус танка Т-54Б:


Для внешней связи в танке применялась радиостанция Р-113, для внутренней — танковое переговорное устройство Р-120.

С введением приборов ночного видения изменилась укладка ЗИП как внутри, так и снаружи танка. В связи с установкой на левой надгусеничной полке дополнительного ящика под ЗИП и комплектующие ночных приборов и прицела, наружный масляный бак емкостью 40 л перенесли с левой на правую надгусеничную полку.

Часть Т-54Б была приспособлена для работы с минными тралами КМТ-4М и КМТ-5М.

В процессе производства конструкция Т-54Б постоянно совершенствовалась в направлении повышения его боевых и технических характеристик.

Так, он стал первым серийным отечественным танком, который уже в период своего выпуска оснащался комплектом ОПВТ (заводы №183 и №174 начали установку ОПВТ-54 с 1 сентября 1957 г., а завод №75 — с 1 апреля 1958 г.). Это оборудование позволяло машине преодолевать по дну водные преграды шириной до 700 м и глубиной до 5 м. Ограничение времени движения под водой было вызвано опасностью перегрева двигателя, так как при установке ОПВТ герметизировалась крыша МТО. Глубина преодолеваемой водной преграды ограничивалась противодавлением на выпуске отработавших газов. В состав ОПВТ входили съемные узлы ОПВТ, которые устанавливались на танк в районе герметизации, и постоянно установленные узлы ОПВТ. К съемным узлам (их масса составляла 95 кг) относились: двухколенная телескопическая воздухопитающая труба или труба-лаз (для учебных занятий, одна на пять комплектов); клапаны выпуска отработавших газов; уплотнения опоры башни; чехлы крыши МТО, дульного среза пушки, отверстий для пулемета и прицела, колпака вентилятора башни, антенного ввода радиостанции и вывода ТПУ; водооткачивающая система (производительность водооткачивающего насоса 100 л/мин), а также нагрудный переключатель с удлиненным шнуром для механика-водителя. К постоянно установленным узлам ОПВТ — заслонки воздухоочистителя; уплотнения амбразуры пушки, наружных ящиков ЗИП и вентиляторной перегородки; гирополукомпас ГПК-48 с преобразователем напряжения ПАГ-1Ф, использовавшийся механиком-водителем для выдерживания заданного направления при вождении танка под водой. Кроме того, в комплект ОПВТ входили четыре изолирующих противогаза ИП-46 или ИП-46М и четыре спасательных жилета СЖТ-58. Воздухопитающая труба, клапаны выпуска отработавших газов и уплотняющие устройства монтировались снаружи танка, а остальное оборудование - внутри.

Днище корпуса танка Т-54Б:


Уплотнительный чехол броневой маски пушки танка Т-54Б:


Моторно-трансмиссионное отделение танка Т-54Б:


Башня танка Т-54Б:


Электрооборудование корпуса и башни танка Т-54Б:


Установка водооткачивающего насоса в танке Т-54Б до и после апреля 1958 г.:


Укладка ЗИП снаружи корпуса танка Т-54Б:


Укладка ЗИП внутри корпуса и башни танка Т-54Б:


Уплотнение погона башни осуществлялось с помощью резинотканевого рукава, состоявшего из внутренней резиновой камеры, тканевой оплетки и наружного резинового слоя. Рукав укладывался в зазор между башней и подбашенным листом. Герметичность уплотнения погона башни обеспечивалась созданием в рукаве воздушного давления до 196-294 кПа (2-3 кгс/см2). При установленном уплотнении вращать башню было запрещено. Вне боевой обстановки после форсирования водной преграды для вращения башни необходимо было выпустить воздух из рукава, открыв золотник его вентиля (с выходом одного из членов экипажа из машины). В боевых условиях, когда выход членов экипажа из танка после форсирования был невозможен, воздух выпускался из рукава путем его прокола через лючок в башне для доступа к форсункам (на танках выпуска до апреля 1958 г.). При этом для разгерметизации ствола пушки первый выстрел из нее производился бронебойным снарядом.

С апреля 1958 г. ОПВТ-54 сменил более совершенный комплект ОПВТ-54Б. Герметичность зазора между верхним и нижним погонами опоры башни теперь обеспечивалась не съемным резиновым рукавом, а постоянно установленной резиновой уплотнительной лентой, прижимаемой при необходимости тросиком. Вместо громоздкого уплотнения крыши МТО использовалось только уплотнение крыши над радиатором. Кроме того, была изменена система откачки воды, просочившейся в танк при преодолении водной преграды. Устанавливавшийся ранее на днище в левом заднем углу боевого отделения (на месте снятой неподвижной части настила пола) рядом с подогревателем электродвигатель с насосом стал монтироваться в правом заднем углу боевого отделения у баллонов ППО. На некоторых танках, прошедших капитальный ремонт, электродвигатель с насосом мог размещаться как в левом, так и правом заднем углу боевого отделения. Для повышения эффективности откачивающего насоса применили новый герметичный электродвигатель МВП-2, допускавший длительную работу на холостом ходу. Кроме того, изменили установку наконечника с обратным клапаном: до апреля 1958 г. он монтировался в лючке сигнализации крышки люка командирской башенки, после — наконечник крепился тремя болтами к крышке лючка для доступа к натяжному механизму уплотнения погона башни (в правой задней части подбашенного листа).

В топливную систему двигателя машины с декабря того же года ввели фильтр тонкой очистки ТФ-1.

С 1959 г. на танке стал использоваться прибор ТПКУ-2Б, имевший незначительные конструктивные отличия от прибора ТПКУБ.

После прекращения серийного производства танк Т-54Б при проведении капитального ремонта на заводах Министерства обороны (начиная с первой половины 1960-х гг.) неоднократно подвергался модернизации с целью повышения его боевых и технических характеристик. Часть этих мероприятий была связана с конструктивными изменениями, внедренными в 1959-1965 гг. сначала в танке Т-55, а затем и в Т-62.

Так, с апреля 1959 г. отказались от установки кронштейна для крепления инфракрасного прожектора Л-2 непосредственно на маске пушки. Он стал монтироваться на качающемся кронштейне, опоры которого приваривались к башне танка справа от амбразуры пушки. Передача углов от пушки (броневой маски) к кронштейну прожектора осуществлялась с помощью параллелограмма. В нерабочем положении параллелограмм отсоединялся от пушки и крепился на башне танка. В связи с этим в конструкции чехла уплотнения амбразуры пушки упразднили дополнительное уплотнение кронштейна прожектора.

Танк Т-54Б с установкой дополнительных топливных бочек. 1959 г.:


Незначительным изменениям подверглись система смазки и топливная система двигателя. Вместо масляного фильтра «Кимаф-СТЗ» ввели масляный фильтр МАФ.

В конце этого же года для увеличения запаса хода танка в кормовой части корпуса стали устанавливать две дополнительные 200-литровые топливные бочки, не включенные в общую топливную систему. В результате запас хода танка по шоссе на одной заправке увеличился до 630-650 км, по грунтовой дороге - до 410-430 км. При этом дымовые шашки снимали со своих штатных кронштейнов и крепили на кронштейнах задних грязевых щитков (в так называемом положении «по-походному»). В боевой обстановке дополнительные бочки снимали, а дымовые шашки БДШ-5 возвращали на свои штатные места и приводили в готовность к применению.

Установка дымовых шашек БДШ-5 на танке Т-54Б по-боевому. На задних подкрылках видны кронштейны для крепления БДШ-5 по-походному:


С 1960 г.:
- ввели защитный кожух для нижнего конца штока исполнительного цилиндра стабилизатора и клапанную коробку с измененной конструкцией золотников и пружин;
- вместо телескопического прицела ТШ2А-22 установили прицел ТШ2Б-22, а также смотровой прибор ТНП-165, который монтировался в крыше башни над телескопическим прицелом;
- в комплекте ОПВТ-54Б стали использовать выпускные клапаны из комплекта ОПВТ-155.

В 1961 г., в связи с введением в боекомплект пушки выстрела ЗУБК4 с кумулятивным невращающимся снарядом ЗБК5 (ЗБК5М), телескопический прицел ТШ2Б-22 заменили прицелом ТШ2Б-32, имевшим дополнительную шкалу для стрельбы кумулятивным снарядом. Кроме того, в боевом отделении установили вращающийся пол новой конструкции (введенный в Т-55). В связи с этим незначительные изменения претерпела и конструкция ВКУ.

В июне 1962 г. с целью улучшения температурного режима двигателя в состав комплекта ОПВТ-54Б ввели новый однолючный чехол уплотнения крыши МТО (по типу чехла комплектов ОПВТ танков Т-55 и Т-62).

В 1964 г. в связи с предполагаемым использованием в боекомплекте пушки выстрела УБР-412П с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом катушечной формы БР-412П вместо телескопического прицела ТШ2Б-32 стали использовать прицел ТШ2Б-32П со шкалой для стрельбы данным типом снаряда.

С августа того же года 7,62-мм пулеметы СГМТ заменили 7,62-мм пулеметами ПКТ.

С июня 1965 г. в комплект ОПВТ-54Б вместо однолючного чехла уплотнения крыши МТО внедрили трехлючный чехол (по типу чехла ОПВТ-166 танка Т-62), который практически не ограничивал скорость машины на суше при движении к водной преграде.

Источник: Отечественные бронированные машины 1945-65 гг. М.В. Павлов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, И.В. Павлов, ведущий конструктор.
« Последнее редактирование: Ноября 03, 2019, 08:19:36 pm от Rotor15 »
Записан

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2541
Re: Т-54Б («Объект 137Г2») - средний танк
« Ответ #11 : Ноября 19, 2019, 04:44:47 pm »

Т-54Б на праздновании дня танкиста в парке "Патриот"
Записан
Страницы: [1]   Вверх