Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1] 2   Вниз

Автор Тема: 2010-12-05 - Авария ракеты-носителя Протон со спутниками ГЛОНАСС  (Прочитано 11034 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391

Думаю, что логичнее будет выделить это происшествие в отдельную тему с использованием всех Ваших сообщений и ссылок.
 

По сообщениям СМИ:
"Нештатная ситуация" помешала России завершить формирование спутниковой навигационной группировки ГЛОНАСС - три спутника системы, запущенные 5 декабря 2010 года с космодрома Байконур, вышли на незамкнутую орбиту и упали в Тихий океан. Точные причины провала пока еще не известны. Между тем, России не удается завершить формирование орбитальной группировки уже второй год подряд"

  Ракета-носитель "Протон-М" с тремя навигационными спутниками "Глонасс-М" стартовала с космодрома Байконур в 13:25 по московскому времени 5 декабря 2010 года. Спустя десять минут после старта разгонный блок ДМ-3 и спутники отделились от третьей ступени ракеты, после чего блок должен был вывести аппараты на орбиту высотой в 20 тысяч километров. Однако этого не произошло - спутники оказались на незамкнутой орбите и спустя несколько часов после старта упали в полутора тысячах километров от Гонолулу, столицы американского штата Гавайи. Жертв и разрушений нет.
  Что стало причиной нештатного запуска, пока неизвестно. Расследованием неудачи запуска спутников "ГЛОНАСС-М" в настоящее время занимается специальная комиссия, которую возглавил директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения Геннадий Райкунов. Руководителем комиссии Райкунов был назначен распоряжением главы Роскосмоса Анатолия Перминова. По оценке Роскосмоса, Райкунов сможет обеспечить "беспристрастность расследования".
  В пресс-службе Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева объявили, что старт "Протона-М" прошел в полностью штатном режиме. Однако по невыясненной причине ракета-носитель отклонилась от курса на восемь градусов.   
  Изначально предполагалось, что разгонный блок ДМ-3 после отделения от "Протон-М" "выработал импульс больше расчетного", из-за чего спутники вышли на более высокую, чем необходимо, орбиту. Позже специалисты опровергли эту версию. Производством ДМ-3 занимается ракетно-космическая корпорация "Энергия".
  Пока специалисты пытались назвать предварительные причины неудачного запуска спутников ГЛОНАСС, президент России Дмитрий Медведев поручил главе контрольного управления своей администрации Константину Чуйченко и генеральному прокурору Юрию Чайке проверить расходование средств на программу ГЛОНАСС. Кроме того, Медведев потребовал "провести проверку утраты трех спутников группировки ГЛОНАСС и представить ему предложения об ответственности лиц, причастных к происходящему".
   Любопытно, что прежде неудачные пуски ракеты-носителя "Протон-М" не вызывали столь бурной реакции российских властей. 15 марта 2008 года "Протон-М" из-за отказа двигателя разгонного блока "Бриз-М" не смог вывести на орбиту американский телекоммуникационный спутник AMC-14. Годом ранее российская ракета носитель с японским спутником связи JCSat-11 после старта упала в 40 километрах от казахстанского города Жезказган, пригород которого был залит токсичным ракетным топливом.
Возможно, стремление Медведева найти и покарать виновных связано с тем, что 30 ноября 2010 года в своем ежегодном послании Федеральному собранию президент пообещал до конца года завершить формирование спутниковой группировки ГЛОНАСС. Ранее о том, что формирование будет закончено в 2010 году, заявил премьер-министр России Владимир Путин. Как бы то ни было, но вскоре после распоряжения Медведева новостные агентства сообщили со ссылкой на источники в ракетно-космической отрасли, что причиной неудачного запуска "Протон-М" стала ошибка математиков.
    Предположительно, неточности в математическом обеспечении ракеты привели к ее отклонению от необходимого курса. Неверные расчеты были загружены в бортовой компьютер "Протон-М", в результате чего двигатели придали ракете слишком большой импульс, что и послужило причиной схода с заданной траектории. При этом подчеркивалось, что все системы ракеты отработали штатно согласно заданной программе.
    Между тем, России уже второй год подряд не удается завершить формирование ГЛОНАСС. К ноябрю 2009 года орбитальная группировка ГЛОНАСС состояла из 16 действующих спутников, которые обеспечивали полное покрытие Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России. Планировалось, что до конца 2009 года число спутников ГЛОНАСС на орбите достигнет 24 единиц, благодаря чему система станет глобальной и ее формирование можно будет считать завершенным. Поставленную задачу выполнить тогда не удалось.
    В середине ноября 2009 года три спутника "ГЛОНАСС-М" были отправлены с космодрома Байконур обратно на завод-изготовитель - "Информационные спутниковые системы" имени Решетнева. Эти аппараты должны были быть запущены на орбиту в конце сентября 2009 года, однако позже было принято решение перенести дату старта на 2010 год.
     В настоящее время в состав системы ГЛОНАСС, принятой в эксплуатацию в 1993 году, входят 26 спутников. Из них 20 используются по целевому назначению, два находятся в орбитальном резерве, а оставшиеся четыре временно выведены на техобслуживание. Для непрерывного приема сигнала на всей территории России необходимо не менее 18 исправных спутников, а для всего мира - 24 работающих аппарата. По оценке Роскосмоса, для надежной и точной работы всей системы необходимо, чтобы в состав группировки входили 30 спутников.
   Точный размер финансовых потерь России от неудачного пуска "Протон-М" пока не назван. По предварительной оценке, он может составить несколько миллиардов рублей. По словам источника агентства
"Интерфакс" в ракетно-космической отрасли, космические запуски обычно страхуются и нынешний неудачный запуск "ГЛОНАСС-М" скорее всего относится к страховому случаю. Сумма ущерба включает в себя многомиллиардную стоимость трех спутников, а также стоимость ракеты-носителя и разгонного блока ДМ-3. Ценник на последние два компонента составляет около 70 миллионов долларов.
      Между тем, как ожидается, из-за потери спутников "ГЛОНАСС-М" будет скорректирован план по запуску других аналогичных аппаратов. В настоящее время в разной степени готовности находятся пять спутников, которые планируется вывести на орбиту в 2011-м и 2012 году. Вероятнее всего, график запуска будет пересмотрен. В частности, не исключено, что запланированный на сентябрь 2011 года запуск трех космических аппаратов может быть перенесен на более раннее время. Объем производства "ГЛОНАСС-М" также может быть увеличен.
      В противовес общему волнению российских властей и ракетно-космических производителей, лишь министерство обороны России отнеслось к случившейся неудаче относительно спокойно. По данным ведомства, неудача "Протона-М" не окажет существенного влияния на работу навигационной системы ГЛОНАСС, которая уже позволяет покрывать навигационными сигналами всю территорию России. "Сейчас возможности российской космической промышленности позволяют быстро отреагировать на случившееся. Думаю, в 2011 году все задачи по наполнению орбитальной группировки будут решены", - заявил "Интерфаксу" источник в военном ведомстве.
    По оценке Роскосмоса, отчаиваться не следует, поскольку формирование космической группировки ГЛОНАСС все равно может быть завершено в 2010 году. В конце текущего года с космодрома Плесецк должен стартовать новый экспериментальный спутник "ГЛОНАСС" - если его ввести в эксплуатацию, а также задействовать резервные аппараты, уже находящиеся на орбите, задача по полномасштабному охвату земного шара навигационным сигналом будет выполнена.
« Последнее редактирование: Апреля 26, 2017, 02:21:57 pm от Вадим Степанов »
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391

     21 июля 2010 года СМИ сообщали, что железнодорожный состав, который вез ракету-носитель "Протон-М" на Байконур для запуска в сентябре трех российских навигационных спутников "Глонасс-М", попал в аварию,( сообщил "Интерфаксу" источник на космодроме). Инцидент произошел в воскресенье 18 июля в Ульяновской области.
     В ходе аварии "зацепились вагоны двух встречных железнодорожных составов", пояснил источник. Блоки ракеты-носителя "Протон-М" были за несколько дней до этого отправлены на Байконур с московского завода Центра имени Хруничева. "Оба состава содержали негабаритные вагоны, и в результате при прохождении навстречу друг другу произошло их соударение", - пояснил представитель отрасли.
     Перевозимая ракета предназначалась для проведения 2 сентября запуска с Байконура трех навигационных спутников "Глонасс-М". В железнодорожных вагонах блоки ракеты установлены на специальные ложементы и закреплены металлическими растяжками.
Как передает ИТАР-ТАСС, инцидент произошел на станции Ульяновск-Центральный, в результате повреждены защитные поверхности нескольких спецвагонов, в том числе лакокрасочное покрытие на баке 1-й ступени ракеты-носителя. К месту аварии вылетела бригада специалистов завода Государственного космического научно-производственного Центра (ГКНПЦ) имени Хруничева, чтобы на месте оценить ситуацию.
     ГКНПЦ имени Хруничева опубликовал официальное сообщение, которое гласит, что в районе Ульяновска "произошло несанкционированное воздействие на железнодорожный состав". Ракета не пострадала - по внешним признакам серьезных повреждений она не имеет, состав продолжил движение к станции назначения.
     После проведения проверок на космодроме Байконур, где для этого имеются необходимые мощности, будет принято решение о возможности дальнейшего использования ракеты-носителя. Если "Протон" окажется испорчен, его заменят на резервную ракету - в любом случае, запуск спутника состоится в намеченные сроки.
     Российская глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС предназначена для оказания услуг по высокоточному позиционированию по всему земному шару. Ее орбитальная часть состоит из космических аппаратов "Глонасс-М". Сейчас в системе 23 спутника, из которых 21 используется по целевому назначению, а два космических аппарата находятся в резерве.
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391

  В «Независимой» уже появились предположения о том, что руководителя Федерального космического агентства Анатолия Перминова может вскоре сменить на его посту нынешний первый заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин. Такую информацию распространили и другие информационные агентства.
    «Последнее ЧП с потерей трех спутников «Глонасс» вряд ли останется без соответствующих оргвыводов. Их следует ожидать после завершения работы представителей Генпрокуратуры, которые по указанию президента проводят проверку Роскосмоса и предприятий ракетно-космической отрасли, связанных с программой «ГЛОНАСС», – заявил хорошо информированный, но неназванный источник.
     Вместе с тем он отметил, что «рассматривается несколько кандидатур на должность главы Роскосмоса, наиболее вероятными являются первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин и президент Ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота».
   Источник «НГ» в Роскосмосе выразил по этому поводу определенный скепсис. Он сообщил, что «оргвыводы будут соответствовать оценкам происходящего в отрасли президентом и премьер-министром, а эти оценки далеко не одинаковы». Если возобладает позиция Дмитрия Медведева, то тогда Перминову действительно придется уйти, но его сменщиком скорее всего станет Виталий Лопота – давний друг и соратник президента. Если же свое веское слово скажет Владимир Путин, смены руководителя агентства можно даже не ждать: Перминов считается креатурой премьера и в основном устраивал и устраивает его в своей нынешней роли. Лишь в крайнем случае (какие-то ошеломляющие результаты прокурорской проверки) компромиссным вариантом может быть назначение на должность главы Роскосмоса генерала Поповкина. Вслед за Перминовым он тоже командовал Космическими войсками РФ, обладает богатым опытом обеспечения космических запусков.
    И все же кадровые решения имеют скорее политическое, нежели практическое значение для выхода отрасли из кризисной ситуации, в которой она оказалась после потери трех спутников серии «Глонасс-М». Сейчас выполнение ФЦП «ГЛОНАСС» фактически сорвана. Намечалось, что к концу текущего года российская орбитальная группировка глобальной навигационной системы, состоящей из 24 спутников, будет полностью сформирована. Кто бы ни был на посту руководителя Роскосмоса, ему все равно придется решать технический вопрос о скорейшем возмещении утраченных спутников. А какие для этого есть возможности?
      Предложенный Роскосмосом план действий вызывает у экспертов «НГ» большие сомнения. Подъем на нужные орбиты двух так называемых зарезервированных спутников серии «Глонасс-М» займет не менее трех месяцев. Кроме того, один из них был запущен еще в 2005 году и, судя по всему, полностью выработал свой ресурс. Второй проработал на орбите лишь полтора года и был выведен в резерв, как предполагается, из-за начавшихся сбоев в его системах. Большой вопрос, смогут ли эти аппараты нормально функционировать?
      Ну а вывод на орбиту экспериментального спутника «Глонасс-К», намечавшийся на конец декабря, придется отложить ориентировочно на 2–3 месяца из-за запрета запусков ракет «Протон». В Роскосмосе сказали, что сейчас рассматривается вопрос о запуске этого спутника с помощью новейшей ракеты «Союз-2.1Б», которую создавали специально для стартов с космодрома «Куру» во Французской Гвиане. Однако степень ее готовности позволяет рассчитывать на такое решение не раньше чем через два месяца.
      И еще один спутник серии «Глонасс-М», что находится сейчас на сборке, будет готов в лучшем случае к концу марта.
     Но даже если к этому сроку удастся провести все заявленные резервные мероприятия, наступает время вывода с орбиты трех действующих сейчас спутников – установленный срок их работы истекает. Группировка опять будет неполной.
Записан

marlin

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 727

Немного о страховке. ;)
Этот космический запуск и спутники были застрахованы в компании "Страховой центр Спутник"
Компания находится по тому же адресу, что и оператор запуска ФГУП "ЦЭНКИ". Конкурс на страхование был в конкурентной борьбе выигран у Роскосмоса.
Фамилия главы Роскосмоса-Перминов.
Фамилия Гендиректора компании учредителя "Спутник"-Перминова.
Возможно это однофамильцы, возможно это просто жена Перминова.
Если "Спутник" перестраховал риски-то семья отделается легким испугом и небольшими убытками. (высчитают у Перминова немного с заработной платы). Но говорят, перестраховки не было и Перминовы надеялись хапнуть всю страховую премию Роскосмоса.
Пока на семью "повисло" всего 100 миллионов долларов. Скорее всего дело потихоньку замнут.
Записан

Гарик

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1540

не удивлен семейным подрядом. Закон, в принципе, не запрещает все это. Вот токо есть сомнения, что бабки отдадут..
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391

  Да уж. Такое совпадение фамилий вряд ли случайно.
Записан

сторен

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1038
  • служба РВО

  Да уж. Такое совпадение фамилий вряд ли случайно.

Ну вы нашли чему удивляться... Да это сейчас "норма жизни" . Начиная с нынешнего МО. При желании можно найти и напомнить , какие и кем возглавляемые фирмы вели ремонт 1-го дома и  обслуживают ныне, кто делает мебель для частей, шьет новую форму от Юдашкина  и т.д. и т.п.
Вот сейчас уже практически все части и штабы ВС РФ обслуживают ( уборка, ремонт, готовка пищи для л/с и пр.) разные фирмы и фирмочки. Причем получая за это от МО весьма приличную денежку. Для сравнения: оклад уборщицы помещений штаба (это далеко от Москвы) - 11250 р., в том же штабе оклад гражданского инженера на ВЦ - 5630 руб. И самое интересное - возглавляют эти фирмы, как правило, либо жена (дочь, сын, брат...) либо Командующего (командира бригады), либо НШ, либо на худой конец зам. по МТО. Примеров, поверьте, весьма хватает. Кстати, Гарик, поинтересуйтесь, какая там фирма обслуживает штаб 33 РА(и кто ею руководит)...
Записан

odleobor

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 866

  Да уж. Такое совпадение фамилий вряд ли случайно.
Товарищ по оружию из 50 НИИ уточнил, что в страховой фирме не только жена. но и сын
Записан
С уважением, Леонид.

marlin

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 727

Могу только предполагать и не судите строго уважаемые.
 То, что спутники свалились в океан, выгодно всем заинтересованным в "процессе".
Тем более, в выкладках Актинометра, прямо сказано, что военных это мало касается. Оставшаяся группировка обеспечивает их более чем скромные потребности.
Производителям собственно спутников хорошо известно, что за дрянь в виде электронных компонентов им поставляют наши фирмы из стран третьего мира. Ресурс изделий на орбите просто "никакой" и нет вообще гарантии, что "оно" будет работать хотя бы года два, три. Возможно, в океан слили брак. По взаимной договорённости разумеется.
С трудом также верится, что наши программисты плохо учили арифметику в советской школе и ошиблись в расчётах.
А то, что "бензик" в ракете плохой и его залили побольше, чтобы хватило до следующей заправки, тем более.
А вот то, что Глонасс основной конкурент американцев и китайцев, это уже серьезно.
 
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391

 Это несколько неожиданный ход мысли. С одной стороны, в свете новых веяний в экономике (и политике тоже), звучит хотя и интригующе, но, в целом, правдоподобно. Но с другой стороны не слишком ли велика цена потерь при таких ходах? Это ведь, как я понимаю, реализация программ, созданных не на "добровольные пожертвования". 
 
Записан

odleobor

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 866

Расчет ПЗ и параметры заправки проверяют в "три руки", если ошибки не появилась " до начала расчетов".
Записан
С уважением, Леонид.

marlin

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 727

Немного ещё про запуски, спутники, китайцах и семейный подряд.
Прежде всего нужно понять, что самое выгодное "производство" в РФ - это воровство.
Вот к примеру, Дмитрий Медведев предложил отказаться от уголовного преследования за неэффективную трату государственных денег на инновации: "Система должна научиться прощать поражения", - говорит президент. Это он правда про чубайса, но 130 миллиардов долларов даже для СССР была фантастической суммой. К слову сказать эта сумма была получена СССР за все годы за ВСЮ проданную к 91 году нефть!
А семейный подряд - это образ жизни  во всех сферах власти всех уровней.
Двоюродный брат В.Путина Игорь Путин у работодателей нарасхват: только он в конце сентября "устроился" на работу в Мастер-Банк, как уже в начале декабря возглавил ООО "Сургуттрубопроводстрой" (СТПС). Эта компания тесно связана с ОАО "Стройтрансгаз", подконтрольная давнему знакомому В.Путина Г.Тимченко. Далее не стоит продолжать по списку во всех краях, областях, городах и т.д.
Года три назад Москва стройку замутила в Приморье. НПЗ, вернее химический завод, самый крупный в стране. Разумеется в курортной зоне. Ну там 50 км новой железки через хребты, озеро с плотиной типа Братской ГЭС, причалы для пароходиков на 100 тысяч тонн каждый. Строили Чечен-Ингуш-Тюмень-Ставрополь-Питер строй. Миллиард зарыли, половину приватизировали (долларов разумеется). Стройку бросили!!
Китайское правительство строго предупредило наше руководство о всей мере ответственности за пуск завода. "Будете гнать сырую нефть, а всё остальное из неё будет делать КНР".
Из толкового словаря по памяти "Пират-приватир, лицо осуществляющее разбой и грабеж от имени государства"
Можно предположить, что и Глонасс "тормозят" с того самого 1993 года и американцы, а теперь и китайцы.
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391

Китайское правительство строго предупредило наше руководство о всей мере ответственности за пуск завода. "Будете гнать сырую нефть, а всё остальное из неё будет делать КНР.

  А зато помнишь сколько ещё совсем недавно было в СМИ бодрых пиарных комментариев к цитатам речей верховодов типа: "пора прекращать гнать сырую нефть за рубеж", "сколько можно быть сырьевым придатком?", "не позволим держать нас за дураков" и т.д и т.п?
 
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391

 
  По некоторым сообщениям СМИ:
  "Глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил, что в течение двух суток огласит результаты работы межведомственной комиссии (МВК) по аварийному запуску ракеты-носителя "Протон". (передает агентство "Интерфакс").
  МВК еще работу не завершила. Предварительный результат ее работы — была сделана ошибка в расчетах, которая привела к дополнительной заправке компонентами ракетного топлива разгонного блока ДМ-3, поэтому было отклонение от исходных данных, и орбитальный блок не вышел в расчетную точку, куда должен был выйти", — сказал Перминов.
   По словам Перминова, в среду МВК работала на 82-й площадке космодрома с расчетом заправки, где и был сделан вывод о том, что основная техническая причина переходит в человеческий фактор".
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391

      Версия первая всего случившегося:

     "Аварийный пуск ракеты-носителя "Протон-М" с тремя спутниками "Глонасс-М" 5 декабря произошел из-за превышения уровня заправки топливом разгонного блока, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли.
     На стартовом комплексе Байконура заправочное оборудование, автоматически подающее жидкий кислород в баки разгонного блока ДМ-03, работало со сбоями. В результате его случайно заправили жидким кислородом на одну-две тонны больше, чем необходимо.
      Увеличение массы космической головной части, в состав которой входит разгонный блок с космическими аппаратами, не позволило ракете-носителю "Протон-М" к концу полета набрать необходимую скорость и вывести полезный груз на орбиту.
      Заправка баков разгонного блока ДМ-03 керосином осуществляется на отдельной заправочной станции, а заправка жидким кислородом проводится только на стартовом комплексе в день запуска.
     Скорее всего, вследствие нештатного функционирования автоматической заправочной системы, специалисты не смогли проконтролировать количество жидкого кислорода, залитого в баки разгонного блока, и просто "переборщили" с ним", - сказал собеседник.
      Кроме того, это был первый полет разгонного блока ДМ-03, который имеет увеличенные объемы баков по сравнению с предшественником - разгонным блоком ДМ-2. Для запуска спутников "Глонасс-М" баки разгонного блока ДМ-03 не требовалось заправлять полностью, поэтому в них случайно можно было залить топлива больше, чем нужно.
      Превышение нормы залива топлива в разгонный блок ДМ-3, на котором выводились на орбиту три спутника "Глонасс-М", скорее всего, связано с ошибкой в эксплуатационной документации, а боевой расчет, заправлявший ракету, не виноват. Об этом сообщил в пятницу РИА Новости глава межведомственной комиссии по расследованию причин инцидента, генеральный директор ЦНИИмаш Геннадий Райкунов.
     По предварительным данным, был некорректно сделан расчет заправляемого объема топлива. Не исключено, что вкралась ошибка в эксплуатационную документацию, подготовленную РКК "Энергия". Боевой расчет, отвечавший за заправку разгонного блока не виноват, они просто действовали согласно полученной документации", - сказал Райкунов.
      Он уточнил, что "человеческий фактор", по предварительным данным, мог повлиять только на расчет эксплуатационной заправочной документации. При этом информация о проблеме с датчиком контроля топлива пока имеет самый предварительный характер и однозначно не подтверждена.
      Ракета-носитель "Протон-М" стартовала в воскресенье в 13:25 мск с космодрома Байконур. Она выводилась не по заданной траектории, в результате чего доставила разгонный блок ДМ-03 с тремя космическими аппаратами "Глонасс-М" не на низкую околоземную орбиту, как планировалось, а вывела их на суборбитальную траекторию.
       Разгонный блок со спутниками отделился от третьей ступени ракеты-носителя и вошел в земную атмосферу. Остатки разгонного блока и спутников упали в акватории Тихого океана в 1,5 тысячах километрах северо-западнее Гонолулу - административного центра штата Гавайи (США)".
 
    Ну слава богу хотя бы на боевой расчет не "валят" всю вину. Раньше так и было, правда при наземных авариях.
Записан

boatsman

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 245

С другой стороны - сквозит завуалированная мысль, что если это был бы ДМ-2, заправляемый полностью, ошибка системы заправки была бы ОЧЕВИДНА - дренаж никто не отменял?

Мутно все же.. оборудование - сбоило, ошибка - вкралась... шпиены контрагайки крадут и подчистки в документации делают?
Записан

Гарик

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1540

эта вот первая версия... если ее в итоге признают, то, имхо, это приговор всей нашей космонавтике. Фактически мы распишемся, что у нас полный звиздец творится, полный беспредел, безконтрольный авось
Записан

boatsman

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 245

Единого хозяина нет, есть коллеги-конкуренты.
На прошлой неделе, поутру после этого падежа, был у нас в гостях один главный специалист с Энергомаша. Мы только что-то слышали по ТВ, а у него газета со статьей была, свежая, открытая на нужной странице. И было у него на душе легко, все что снизу в том носителе было Пермское, "сверху" - "Лавка" и Хруничев. По части его епархии.
А вот когда года три тому перед Пасхой (или чуть после?) на морском старте носитель рванул, самочувствие было вовсе иное (свой движочек-то...).
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391

Фактически мы распишемся, что у нас полный звиздец творится, полный беспредел, безконтрольный авось

   Об этом уже начинаются размышления в СМИ:

    Спутниковая группировка ГЛОНАСС окончательно подтвердила статус космического долгостроя.
    ГЛОНАСС имеет для России стратегическое значение. В августе нынешнего года, проводя в Рязани совещание по вопросам спутниковой навигации, премьер Владимир Путин сказал: «Всем хорошо известно, что ГЛОНАСС, глобальная навигационная система, – это система двойного применения. Без систем подобного рода невозможно развитие современных средств вооружения, современных средств ведения вооруженной борьбы, высокоточного оружия». При этом подчеркнул, что гражданские аспекты важны не меньше, и в 2010–2011 годах в развитие космической и наземной инфраструктуры ГЛОНАСС будет вложено порядка 48 млрд. руб.
       Падение спутников обернулось серьезным падением темпов развития спутниковой навигации в России. Три космических аппарата, запущенных 5 декабря, и экспериментальный «ГЛОНАСС-К», старт которого запланирован на 28 декабря с космодрома «Плесецк», должны были завершить создание полноценной группировки ГЛОНАСС из 24 спутников. Это обеспечило бы непрерывный прием навигационного сигнала на всей поверхности планеты и открывало перспективы внедрения российских технологий ГЛОНАСС на всех континентах.
       Буквально накануне, 30 ноября, президент РФ Дмитрий Медведев заявил в Послании Федеральному собранию, что в ближайшие два года начнется массовое использование ГЛОНАСС. Теперь понятно, что не начнется. А ведь ГЛОНАСС – самый масштабный пример инновационной модернизации страны. Полное развертывание системы стало бы «победой года».
        Первые сообщения с Байконура были радостными – старт состоялся, сбоев нет, первая ступень отделилась штатно. Запуск был важнейшим, на космодроме собрались главные конструкторы и руководители участвующих в программе ГЛОНАСС предприятий, дали бодрые интервью. Затем сообщили, что разгонный блок вышел из зоны радиовидимости. Все отправились по местам в ожидании заключительного радостного известия – «выведены на расчетную орбиту».
         Однако через полтора часа, когда спутники должны были снова появиться в зоне радиовидимости российских средств слежения, стало понятно, что ситуация нештатная. Некий «источник, принимающий участие в операции по выведению космических аппаратов на орбиту», сообщил, что спутники оказались на более высокой орбите, чем нужно. По расчетам спецов Роскосмоса, вышло, что виноват разгонный блок ДМ-3, давший слишком сильный импульс.  И не понятно, как разруливать ситуацию.
        Обычно в подобных случаях в течение нескольких недель, а то и месяцев следуют попытки перевести спутники ближе к расчетным точкам, используя двигатели коррекции. В нынешнем случае вполне могло ожидать нечто подобное, но кто-то «спалил» Роскосмос. Наверное, Минобороны, потому что средства слежения за космическими объектами есть только у военных и Роскосмоса.
        Когда Дмитрию Медведеву доложили, что блок и спутники упали в океан, а не продолжают полет, пусть и на нерасчетной орбите, он немедленно отдал распоряжение Генеральной прокуратуре РФ и Контрольному управлению президента провести проверку законности расходования средств, отпущенных на ФЦП «Глобальная навигационная система», и представить предложения об ответственности лиц, причастных к произошедшей аварии.
        На следующий день первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман подписал распоряжение о создании рабочей группы, которая проведет проверки на предприятиях, в том числе тех, где производятся ракеты-носители «Протон-М» и спутники ГЛОНАСС. Совместно с прокуратурой проверять причастные к созданию ГЛОНАСС организации будут МВД, ФСБ, ФАС, Роспатент, Росфиннадзор и Рособоронзаказ.
      Проверяться будет и законность тендера по отбору страховщика спутников ГЛОНАСС. Аварийный запуск 5 декабря был застрахован ООО «Страховой центр «Спутник», лицензия С 3541 77 от 28.10.2009. Уставный капитал – 90 млн. руб. Страховой полис стоил 3,5 млн. долл., а объем страхового возмещения порядка 2 млрд. руб.
      Компанией руководят сыновья бывшего и нынешнего заместителей главы Роскосмоса. Пост гендиректора занимает Дмитрий Медведчиков – сын бывшего заместителя руководителя Роскосмоса Александра Медведчикова. Его заместителем работает Петр Ремишевский – сын нынешнего заместителя руководителя Роскосмоса Виктора Ремишевского. Cовладельцем СЦ «Спутник» через структуру «СЦ-Холдинг» выступает Елена Перминова. Однако, утверждается, она не родственница руководителя Роскосмоса и недавно сменила фамилию на Артемова. Является гендиректором ЗАО «СЦ-Холдинг», согласно базе данных СПАРК, владеет долей в «СЦ-Холдинге» в 0,2% акций. Остальными акциями владеет предприниматель Александр Павлов.
      Офис «Спутника» расположен по соседству с Роскосмосом на улице Щепкина в Москве. В этом же здании располагается ФГУП «ЦЭНКИ» – исполнитель работ по организации и проведению пусков спутников ГЛОНАСС с космодрома Байконур.
      Только 14 декабря в СМИ появилось сообщение, что СЦ «Спутник» обещает «безусловно и в полном объеме» выполнить обязательства по договору страхования в установленные договором сроки. Было заявлено: «Риск выплаты по соответствующему договору страхования надежно перестрахован». Правда, на какую сумму застрахованы спутники, где перестрахованы и какую долю ответственности СЦ «Спутник» оставил на собственном удержании, не сообщают.
       Ранее глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил: «Спутники были застрахованы частично. Поэтому часть средств может быть возвращена». Но, по его словам, получение страховых денег – длительный процесс. Он связан с выполнением массы формальностей. Страховую компанию он не назвал ни разу.
      Межведомственную комиссию с участием Минобороны по расследованию спутниковой аварии возглавил «независимый», по словам Анатолия Перминова, директор ЦНИИМАШ Геннадий Райкунов, его подчиненный.  Независим он, оказалось, от участия в ГЛОНАСС. Господин Перминов запамятовал, как летом нынешнего года вместе с Райкуновым закладывал фундамент Информационно-аналитического центра ГЛОНАСС, входящего в структуру ЦНИИМАШ. Этот институт вообще ведет научно-техническое сопровождение ФЦП «Глобальная навигационная система».
     Хотя межведомственная комиссия наложила эмбарго на запуски «Протона», гендиректор ГКНПЦ им. Хруничева Владимир Нестеров заявил 10 декабря, что вины ракеты-носителя в неудачном запуске нет. Впрочем, это было очевидно с самого начала – ракета не взорвалась, не отказала. Но сразу после неудачного старта было сообщение, что она отклонилась от траектории на восемь градусов, что и стало причиной падения спутников.
      Но это значит, что в циклограмме полета была грубая математическая ошибка. Трудно поверить, что ошибочный расчет без проверок и моделирования заложили в полетное задание и затем загрузили в систему управления «Протона». Сразу возникает мысль об умысле с целью спрятать в океанских водах какие-то финансовые концы и технологические провалы.
       Однако эту информацию тут же перекрыли версиями о неправильном импульсе разгонного блока ДМ-3. Впрочем, сразу выяснилось, что «разгонник» к моменту планового включения уже восемь минут плавал в Тихом океане. Тогда появилась версия о лишнем весе. Сначала по расчетам выходило, что лишний груз составил тонну. Потом пересчитали и заговорили о полутора тоннах. Наконец глава межведомственной комиссии Райкунов остановился на двух тоннах.
Причина усматривалась в неисправности датчика и в ошибочных действиях боевого расчета во время заправки. В связи с этим стоит рассмотреть, возможно ли по ошибке залить в баки разгонного блока две тонны жидкого кислорода?
      Для заправки компонентами ракетного топлива в ночь на 3 декабря ДМ-3 доставили на заправочную станцию. В один бак залили керосин, который легко контролировать по объему и массе. В другой заправили жидкий кислород, который частично испаряется и создает массу проблем. Поэтому расчетное количество жидкого кислорода сперва заливают в специальный дозатор, который установлен на высокоточных весах. То есть лишнего грамма влить нельзя, а о тонне и говорить абсурдно. В случае отказа одного из многих датчиков заправка прекращается, дозатор заменяется.
     Поэтому Геннадий Райкунов в конечном счете сказал так: «По предварительным данным, был некорректно сделан расчет заправляемого объема топлива. Не исключено, что вкралась ошибка в эксплуатационную документацию, подготовленную РКК «Энергия». Боевой расчет, отвечавший за заправку разгонного блока, не виноват, они просто действовали согласно полученной документации». При этом информация о проблеме с датчиком контроля топлива пока имеет самый предварительный характер и однозначно не подтверждена. «Работа межведомственной комиссии не завершена. Все представленные причины будут обязательно проверяться и уточняться, поэтому пока все сказанное имеет лишь предварительный характер», – подчеркнул Геннадий Райкунов.
     Если есть ошибка в документации, что тут можно уточнять? Пишите акт и кладите на стол президенту. А если столь элементарная ошибка в заправочных документах до сих пор лишь предполагается, то не годится главе комиссии по расследованию изо дня в день внушать стране эту сомнительную версию. Все, кто связан с заправкой разгонного блока, отлично знают соотношение керосина и окислителя в баках. Лишние две тонны кислорода удивили бы всех и вызвали массу вопросов.
     Так что говорить можно лишь об избытке и керосина тоже, а не только кислорода. Тогда можно согласиться с версией о двух лишних тоннах. Но только если не знать одной важной подробности – головная часть (спутники, разгонный блок, обтекатель) взвешивается перед установкой на ракету-носитель. Счет снова идет на граммы.      Поэтому не надо ничего вычислять и предполагать. Как говорится, гроссмейстер, у меня все ходы записаны!
       Со своей стороны, мы тоже можем выдвинуть кое-какие версии. Например, предположить, что в Роскосмосе твердо намерены назначить «стрелочником» разгонный блок. И теперь торгуются с РКК «Энергия», чтобы «найти» документальное подтверждение и пару человек для наказания. Во всяком случае, в самом Роскосмосе и структурах, связанных с ГЛОНАСС, все чувствуют себя уверенно, спокойно и увольнений не ожидают.
       Восстановление орбитальной группировки ГЛОНАСС началось в 2001 году с принятием соответствующей ФЦП. В конце 2008 года 18 спутников должны были обеспечить покрытие территории России непрерывным навигационным сигналом. А к концу 2009 года 24 космических аппарата (КА) полностью развернутой группировки ГЛОНАСС охватили бы всю планету.
     Ставка делалась на спутники «ГЛОНАСС-М» со сроком жизни семь лет. Однако спутники столько жить не хотели, выживая в среднем три с половиной – пять лет. Поэтому группировку никак не могли завершить, даже удвоив количество запусков. В нынешнем году уже запустили шесть аппаратов, оставалось вывести три последних. Не получилось.
      Сейчас официально работает 20 аппаратов. Хотя на 15 декабря подсчитанное на пальцах в таблице ЦУПа ЦНИИМАШ количество работающих спутников равнялось 19. Еще пять были выключены или, как корректно это названо, находились «на исслед. Гл. конструктора». Два резервных спутника № 714 и 722 выводились в точки 14 и 17 для последующего использования по целевому назначению. С 15 декабря КА № 714 должен быть включен. Наверное, поэтому количество действующих КА по-прежнему равнялось 20. Но надо отметить, что этот аппарат был запущен еще в декабре 2005 года и летает почти 60 месяцев. Сколько еще он продержится – большой вопрос.
       На данный момент самый «старый» спутник ГЛОНАСС находится в космосе 71,7 месяца. Еще два – 47,4 месяца. На сентябрь 2011 года запланирован запуск трех спутников «ГЛОНАСС-М», чтобы их заменить. Еще три КА на подмену запустят в 2012 году. Это значит, что в ближайшие два года ГЛОНАСС останется недоделанным долгостроем. Если не принять экстренные меры. Кстати, цикл изготовления спутника – один год. В дальнейшем планируется запускать спутники третьего поколения «ГЛОНАСС-К» с расчетным сроком жизни 10 лет за счет более радиационностойких электронных элементов, видимо, импортного происхождения. Но мы пока не знаем, как эти аппараты себя поведут.
Сейчас ГЛОНАСС получает не более 1% от доходов мирового рынка навигационных услуг, оцениваемого в 60–70 млрд. долл. в год. В перспективе Россия могла бы иметь 15% – это порядка 9–10 млрд. долл. ежегодно, что превышает доходы от продажи вооружения. Однако ни о чем подобном пока не может быть и речи.
       В 2014 году начнется опытная эксплуатация европейской навигационной системы «Галилео». ГЛОНАСС, если к тому времени все же сумеет заработать в полном объеме, получит очень серьезного конкурента с более высоким коэффициентом надежности. А в 2020 году будет полностью развернут китайский «Компас». При этом американская система GPS уже начала переход на следующую ступень развития – 48 спутников и точность позиционирования до 0,9 м.
       Российская космонавтика переживает серьезный кризис. Из высокотехнологичной наукоемкой отрасли она превращается в просто капиталоемкую. Глобальные научные проекты отдают прожектерством, а планы реального исследования космоса и планет регулярно откладываются. Ничего нового почти не создается. На смену одним многомиллиардным проектам приходят другие, вызывающие еще больший энтузиазм у получателей бюджета. Десять лет уже разрабатывается многоразовая «Ангара», то закрывается, то открывается космодром «Свободный». Так что ГЛОНАСС – это всего лишь вершина кризисного айсберга.
       Через четыре месяца страна с гордостью отметит 50-летие полета Юрия Гагарина. А что сейчас делается, чтобы с гордостью отметить еще через 50 лет? Уж точно не ГЛОНАСС в ореоле вранья.


       Обо всей этой порочной практике "безумного расходования" писал в своих дневниках ещё в 60-х годах первый руководитель центра подготовки космонавтов Герой Советского Союза Каманин.
       Сегодня показали по ТВ как в Курской области умертвили миллион кур. Их живьем закапывали в землю бульдозерами только  из-за отсутствия корма. Ну какой тут к черту ГЛОНАСС?
Записан

Гарик

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1540

Про кур - это точно. Всегда умиляла речь про нано и пико - а когда Невскй эксперсс рванул 0 к нему не подъехать, ни прилететь. Чуть в сторону - везде развал и абзац. Но у нас Сочи, АТЭС, ЧМ, формула-1 и .. Глонасс. Я тольео не могу понять, какой дебил обзывает ее нанопрорывом? ГЛОНАССУ уже почти 30 лет!!!! Первый спутник ГЛОНАСС был выведен на орбиту в ... 1982!!!! в 1995 был штатный состав группировки - 24 штуки
Записан

Дедок

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 870

     «Предварительное заключение подписано, основная причина — неправильно написанная формула в документации на заправку кислородом разгонного блока», — сказал он.
По словам Райкунова, в результате этого специалисты перед запуском заправили разгонный блок ДМ-03 жидким кислородом на 1,5 тонны больше, чем требовалось. «Соответственно полезная нагрузка стала весить больше, и энергетики ракеты-носителя «Протон-М» не хватило для вывода спутников на орбиту», — подчеркнул он.
      Виновата корпорация «Энергия»  Глава межведомственной комиссии заявил, что в аварийном пуске виновато предприятие, которое делало документацию на заправку разгонного блока. «Конструкторская и эксплуатационная документация были неправильные. В этом виновата Ракетно-космическая корпорация «Энергия», — отметил он.
     По его словам, разработчики документации не учли тот факт, что в новом разгонном блоке баки имеют больший объем и, соответственно, забыли пересчитать формулу на их заправку.
http://infox.ru/accident/incident/2010/12/17/GLONASS_upali_iz_za_.phtml
     Человек пять накажут, а так - всё прекрасно, прекрасная маркиза - Протон надежен, пуски можно продолжать, пляшем дальше... А, если что, причину найдем...
      Только мне непонятно: причем тут полторы тонны, ежели было еще и 8 градусов отклонения? Или не было уже отклонения? Т.е. и контроля на заключительном этапе выведения нет? Раньше белоснежные кораблики плавали по морям-окиянам, а сейчас, видно, на приколе стоят?
Записан

marlin

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 727

Обращение работников ГКНПЦ им. Хруничева к президенту    Дмитрию Медведеву.                               16 декабря 2010 года
 
Мы, работники ГКНПЦ им. Хруничева хотим узнать, когда придет конец беспорядку, который творится у нас на предприятии.
 
Руководство предприятия некомпетентно. Ключевыми менеджерами предприятия не озвучено ни одной программы, позволяющей исправить ситуацию. Покупается офисная и производственная атрибутика по цене в два, а то и в три раза выше рыночной стоимости. Производится ремонт со сметой сравнимой с ремонтом дворца. Для того чтобы отчитаться за потраченные суммы, создается показной цех, в котором установлен маленький водопад. Притом в других цехах текут крыши, заливая дорогостоящее оборудование. Приобретается дорогостоящие станки и используются не по назначению, либо они простаивают по причине отсутствия режущего инструмента и запасных частей.
Отдельного разговора заслуживают условия труда и заработная плата. Почему сокращение затрат всегда происходит за счёт рабочих?
Почему повышается объем работ, но не повышается тариф? З/плата не индексируется, все доходы съедает инфляция. Молодые специалисты уходят с завода, а те кто остаются вынуждены работать по 60 часов в неделю, чтобы обеспечить свои семьи.
При этом руководство предприятия не предпринимает никаких действий, чтобы простимулировать рабочих. Профсоюз даже не пытается требовать от руководства выполнения условий коллективного договора.
 
Уважаемый президент! Мы знаем, как для России важен космос и поэтому просим Вас внимательно отреагировать на данное письмо.
Сложившаяся ситуация требует немедленного разрешения, иначе нынешнее руководство заведет предприятие в тупик.
 
-Вот приедет барин, барин нас рассудит...
 
И такие и подобные письма идут бесконечным потоком со всех предприятий ВПК, из разных городов, больших и маленьких колхозов. А еще некоторые несознательные бабушки просят провести им "гас" или телефон.
 
Вспоминаются к вышенаписанному слова одного очень Уважаемого человека, который вникал во все мелочи, большие и маленькие проблемы порученного ему ДЕЛА " - Если эта штука не взорвется, вы опять поедете в шарашку". В современном толковом словаре Дело переводится как бизне$. Вернее слова эти стоят с точностью наоборот.
В словаре еще одно слово интересно... Совесть.(устаревшее)...
 
                                       
« Последнее редактирование: Декабря 20, 2010, 03:05:53 pm от marlin »
Записан

marlin

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 727

Уважаемый Актинометр.
Может быть с товарищами ракетчиками сможете объяснить флотской "мазуте" и участникам форума смысл публикаций в прессе про этот запуск, про лишний импульс и прочие непонятные противоречивые высказывания. Вот Путин чётко сказал когда то о трагической катастрофе... "Она утонула".
Насколько я понял из публикаций, носитель изначально запускался по баллистической траектории, с заданной точкой "приводнения" вместе со спутниками. Озвученный район Тихого Океана малодоступен, "несудоходен" и давно используется для утилизации космических аппаратов.
Записан

Актинометр

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2391

   Даже и не знаю, что сказать по этому поводу. Не такой уж крупный специалист. Но то, что ты привел выше, тоже кое о чем свидетельствует. Опять человеческий фактор. А ракетное дело имеет некотрорые элементы мистицизма. Особенно в соотношении понятий: человек-ракета.
  Так что пока будем читать официаальные заключения.
 
   "Межведомственная комиссия представила заключение по техническим аспектам причин нештатного пуска ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 и тремя космическими аппаратами «Глонасс-М».
     Установлено, что ракета-носитель «Протон-М» вывела разгонный блок с тремя космическими аппаратами «Глонасс-М» на нерасчётную (незамкнутую) орбиту, после чего аппараты упали в акваторию Тихого океана. Задачи запуска не были выполнены.
     Причиной нештатного полёта ракеты-носителя «Протон-М» явилось превышение массы разгонного блока ДМ-03 вследствие конструкторской ошибки в формуле расчёта дозы заправки жидкого кислорода в инструкции по эксплуатации системы контроля заправки (разработчик системы - ОАО «РКК «Энергия»).
     Для доведения численности орбитальной группировки системы ГЛОНАСС до полного состава - 24 космических аппаратов - необходимо откорректировать существующую программу запусков на 2011 год», - говорится в официальном сообщении Роскосмоса.
     По данным ЦНИИ машиностроения, по состоянию на 20 декабря 2010 года в составе орбитальной группировки системы ГЛОНАСС имеется 26 спутников, из них 20 используются по целевому назначению, два находятся на этапе ввода в систему, четыре - временно выведены на техобслуживание.
     Для того чтобы навигационный сигнал системы ГЛОНАСС непрерывно принимался на всей территории России, необходимо как минимум 18 работающих спутников, в глобальном масштабе - 24. В штатном составе спутники системы ГЛОНАСС будут располагаться на орбитах в трёх плоскостях, разнесённых между собой на 120 градусов, как минимум по 8 аппаратов в каждой плоскости.
     Несмотря на неудачу с запуском трёх «Глонассов», работы по созданию одноименной орбитальной группировки продолжаются. Будущее её - за космическими аппаратами нового поколения «Глонасс-К», которые придут на смену «Глонасс-М» после проведения лётных испытаний".

Записан

bob211975

  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 180

Помимо этих трех загубленных спутников Россия хочет еще утопить 48  ;D , создав космический интернет
Россия запустит космический интернет http://news.mail.ru/society/5018084/
Записан
Страницы: [1] 2   Вверх