Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: АА-40(131)-139 - аэродромный пожарный автомобиль  (Прочитано 4633 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Melnikov

  • Редактор
  • Ветеран
  • ******
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 658
    • Современная авиация России

АА-40(131)-139

Аэродромный пожарный автомобиль на базе ЗиЛ-131.

Назначение

Стартовый пожарный автомобиль АА-40(131)-139 применяется при несении службы на стартовой полосе аэродрома для тушения пожара воздушных судов и эвакуации пассажиров и экипажа из аварийной зоны. Может использоваться в различных климатических зонах с температурой воздуха от -35 до +35°C.

История создания

С появлением автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131 возникла необходимость в создании пожарного автомобиля на его базе. Во второй половине 60-х годов ОКБ-8 в Прилуках приступило к разработке сразу трёх унифицированных между собой автомобилей: обычной автоцистерны ПМЗ-137, автоцистерны для северных районов ПМЗ-138 и аэродромного автомобиля ПМЗ-139. Для упрощения производства конструкцию было решено сделать аналогичной пожарной автоцистерне ПМЗ-63 на шасси ЗиЛ-130. От ПМЗ-63 были заимствованы двойная кабина, насос, рукавные пеналы. Кузов был доработан с учётом наличия у базового шасси двух задних мостов вместо одного.

Опытные образцы успешно прошли испытания и были рекомендованы в производство. Освоить одновременно все три машины Прилукскому заводу "Пожмашина" оказалось не под силу. Первым в производство в 1969 году был запущен аэродромный автомобиль, так как такой техники остро не хватало для развивающейся сети аэродромов. В соотвествии с новой системой обозначений он стал именоваться АА-40(131)-139. Производство автоцистерны АЦ-40(131)-137 было освоено в 1970 году, а северной автоцистерны АЦС-40(131)-42Б - в 1971 году.

Серийное проиводство АА-40(131)-139 продолжалось до середины 80-х годов, когда на смену ему пришёл пожарный автомобиль АА-40(43101)-189 на шасси КамАЗ-43101.

Описание конструкции

Кузов АА-40(131)-139 представлял собой две тумбы вдоль цистерны для воды (2100 л). В задней части устанавливался насос ПН-40 (с 1973 года ПН-40У) и бак для пенообразователя на 150 л. Привод насоса осуществлялся от коробки отбора мощности, которая позволяет включать насос как на стоянке, так и при движении на I или II передаче. Для обеспечения теплового режима двигателя при длительной работе насоса имеется дополнительная система охлаждения. В целях предотвращения замерзания воды в зимнее время цистерна покрыта войлоком и оборудована электрической системой обогрева. Кроме того, цистерна и насосное отделение могут дополнительно обогреваться выхлопными газами двигателя. После опорожнения цистерны вода может подаваться насосом из водопроводной сети или водоёма. Сзади стандартной кабины ЗиЛ-131 приваривалась четырёхместная кабина боевого расчёта. На крыше кабины монтировался стационарный лафетный ствол ПЛС-П20, управление которым осуществлялось из кабины через люк. Для удобства работы оператора-ствольщика спинка сиденья в задней кабине откидывалась и образовывала площадку. На крыше также монтировался пульт управления насосной установкой. Для подачи пены имелся ещё один ствол, который мог устанавливаться вместо водяного.

От АЦ-40(131)-137 аэродромный автомобиль отличает уменьшенный на 300 л объём цистерны для воды, наличие установок тушения бромэтиловыми составами (стационарная СЖБ-150 и переносная СЖБ-50), дисковой бензопилы ПДС-400 для вырезания проёма в фюзеляже самолёта и 3 пеногенераторов ГПС-200 под передним бампером для создания пенополосы.

Характеристики

Габариты:
- длина - 7250 мм
- ширина - 2440 мм
- высота - 2855 мм
База - 3350+1250 мм
Колея - 1820 мм
Дорожный просвет - 330/355 мм
Радиус поворота - 10,2 м
Масса с полной нагрузкой - 11000 кг
Двигатель:
- тип - ЗиЛ-131
- число цилиндров - 8
- рабочий объём - 5996 см2
- степень сжатия - 6,5
- мощность - 150 л.с.
Число передач - 5x2
Колёсная формула - 6x6
Размер шин - 12,00-20"
Запас топлива - 150 л
Скорость максимальная - 80 км/ч
Запас огнегасящей жидкости - 2,1 м3
Производительность насоса - 40 л/с
Боевой расчёт - 7 чел.
Средний расход топлива на привод насоса - 23 л/ч

Источники
Говоруха А. Красный мундир "стотридцатьпервого" // Автомобильный моделизм. - 2003. - №1. - С. 9-13.
Пожарная техника / Под ред. М.Д.Безбородько. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ВПИТШ, 1989. - С. 138-145.
Тимирязев О. АА-40(131) мод. 139 (СССР) // Биржа плюс авто. - 2003. - 23 мая.
Яковенко Ю.Ф. Современные пожарные автомобили. - М.: Стройиздат, 1988. - С. 249-254.
http://aviaros.narod.ru/aa-40-131.htm
Записан
Александр

kalina

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 21
Re: АА-40(131)-139 - аэродромный пожарный автомобиль
« Ответ #1 : Марта 06, 2009, 10:36:29 pm »

вроде тож она
Записан
Страницы: [1]   Вверх