Russian Arms Forum

ТЕХНИКА => Самолёты => Вооружение и техника Военно-Воздушных Сил (ВВС) => Фронтовые бомбардировщики => Тема начата: Rotor15 от Сентября 12, 2020, 09:05:34 am

Название: Як-25Б («125Б», Як-125Б) - фронтовой бомбардировщик специального назначения
Отправлено: Rotor15 от Сентября 12, 2020, 09:05:34 am
Як-25Б («125Б», Як-125Б) - фронтовой бомбардировщик специального назначения – носитель атомного оружия (опытный).

Советский дозвуковой фронтовой бомбардировщик специального назначения – носитель атомного оружия на базе истребителя-перехватчика Як-25 («120», Як-120) (http://www.russianarms.ru/forum/index.php/topic,14975.0.html).

Разработчик: ОКБ-115 Александра Сергеевича Яковлева.
Изготовитель: завод № 115.

Внутреннее обозначение: самолёт «125Б», Як-125Б.
Зарезервированное войсковое обозначение: Як-25Б.

Первый полет – 1955 г.

Построен опытный образец самолёта.

На вооружение самолет Як-125Б принят не был и в серийное производство не запускался.

История создания.

18 ноября 1951 г. в СССР на Семипалатинском испытательном полигоне (СИП) была испытана первая советская атомная бомба с уменьшенными размерами РДС-3. Хотя сброс проводился с тяжелого бомбардировщика Ту-4А Дальней Авиации СССР, это открыло путь для создания советского тактического атомного оружия. С его появлением для Фронтовой бомбардировочной авиации были созданы первые «носители спецподвески» – Ил-28А и Як-25Б.

Опытный самолет Як-125Б (Як-25Б) с макетной атомной бомбой РДС-3 (РДС-1М) «Мария» на Государственных испытаниях в ГК НИИ ВВС:
(http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/t722685.jpg) (http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/722685.jpg)
Фото: http://ak-tv.ucoz.ru/AK/AK-2015/AK-2015-01/005.jpg (http://ak-tv.ucoz.ru/AK/AK-2015/AK-2015-01/005.jpg)

Проектирование фронтового бомбардировщика специального назначения – носителя атомного оружия было задано ОКБ-115 генерального конструктора А.С.Яковлева Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1951 г. как модификации всепогодного барражирующего перехватчика Як-120 (Як-25) (http://www.russianarms.ru/forum/index.php/topic,14975.0.html). Новый фронтовой бомбардировщик предназначался для уничтожения войсковых группировок противника, их опорных пунктов и других важных объектов на линии фронта и в оперативной глубине. Ставилась задача создать самолет, который бы превосходил первый строевой носитель тактического ядерного оружия Ил-28А по возможностям прорыва ПВО, точности бомбометания и всепогодности применения.   

Новый самолет получил «открытое» (т.е. с разрешением упоминания в служебной межведомственной переписке) обозначение по МАП и ОКБ «125Б» и «закрытое» (действовавшее только в переписке ВПК – МО – МАП) зарезервированное войсковое обозначение Як-25Б. Однако фактически использовалось и «усредненное» обозначение - Як-125Б.   

Общее руководство проектированием осуществлял ответственный руководитель ОКБ-115 Александр Сергеевич Яковлев.     

По сравнению с базовым вариантом самолёта - Як-120 (http://www.russianarms.ru/forum/index.php/topic,14975.0.html) - конструкция фронтового бомбардировщика специального назначения – носителя атомного оружия имела ряд существенных отличий.   

Так, на самолете не были установлены:
Была изменена конструкция силовой установки:
Дополнительный бак, который мог подвешиваться в бомбоотсеке самолета Як-25Б вместо атомной бомбы при перегоне самолета и развертывания на передовом аэродроме:
(http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/t38482.jpg) (http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/38482.jpg)
Фото из книги Gordon Ye. Yakovlev Yak-25/-26/-27/-28. Yakovlev’s Tactical Twinjets. Hinkley, UK, Aerofax - Midland Publishing, - 2006.

Была изменена конструкция фюзеляжа:
Продольный разрез фронтового бомбардировщика Як-125Б (он же – Як-25Б или «самолет 125Б») с подвеской тактической атомной бомбы РДС-4 «Татьяна» и размещением оборудования:
(http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/t10134.jpg) (http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/10134.jpg)
Источник: http.www//paralay.com     
Носовые подъемники, которые позволяли подвешивать бомбы диаметром 1100 мм без «закатки самолета на яму». Они могли использоваться и для техобслуживания – например, для проверки и замены колес шасси:
(http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/t151167.jpg) (http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/151167.jpg)
Фото из книги Gordon Ye. Yakovlev Yak-25/-26/-27/-28. Yakovlev’s Tactical Twinjets. Hinkley, UK, Aerofax - Midland Publishing, - 2006.
Подвеска атомной бомбы ведется внутри защитной палатки, что позволяет соблюдать необходимый режим влажности и температуры, а также светомаскировку при ночных работах:(http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/t217106.jpg) (http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/217106.jpg)
Фото из книги Gordon Ye. Yakovlev Yak-25/-26/-27/-28. Yakovlev’s Tactical Twinjets. Hinkley, UK, Aerofax - Midland Publishing, - 2006.
Изменена конструкция системы управления:
Изменена конструкция шасси:
Изменена конструкция систем и оборудования самолета:
Опытный фронтовой бомбардировщик – носитель тактической атомной бомбы Як-25Б:
(http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/t469204.jpg) (http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/469204.jpg)
Фото из книги Gordon Ye. Yakovlev Yak-25/-26/-27/-28. Yakovlev’s Tactical Twinjets. Hinkley, UK, Aerofax - Midland Publishing, - 2006.
Антенна системы боевого курсоуказания по правому борту фюзеляжа опытного самолета Як-25Б:
(http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/t504750.jpg) (http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/504750.jpg)
Фото из книги Gordon Ye. Yakovlev Yak-25/-26/-27/-28. Yakovlev’s Tactical Twinjets. Hinkley, UK, Aerofax - Midland Publishing, - 2006.

Радиолокационная станция «Рубидий» ММ II («Рубидий» ММ-2, «Рубидий» ММ-П, РБП-4) была создана как модификация РЛС «Рубидий» в 1949-1952 гг. под руководством В.С. Дехтярева и В.И. Смирнова. Имела 2 фиксированные частоты работы. Дальность обнаружения типовых наземных целей – 150…180 км, дальность прицеливания – 70 км. На испытаниях в составе самолета Ту-16 город Одесса и Евпатория с высоты 5000 м обнаруживался и опознавался по очертаниям с расстояния 205 и 140 км соответственно, с той же высоты береговая черта Крымского п-ова определялась с дальности 140…200 км. Диапазон высот применения 2…15 км, скорость бомбометания 300…1250 км/ч. Погрешность по дальности 75…100 м, по азимуту – около 2,50. Диаграмма направленности аналогична станциям «Кобальт» и «Рубидий», но ширина по азимуту уменьшена до 2,5 град.   

Атомная бомба имплозивного типа РДС-3 «Мария» (РДС-1М, изд. «502») – модификация первой советской атомной бомбы РДС-1 с уменьшенными размерами и увеличенной мощностью до 42 кТ ТЭ. Активное вещество – плулоний-239. Инициатор – встроенный. Разработчик – КБ-11. Наземные испытания начались на базе 71-го полигона в Багерово в 1950 г.   

Выпущена войсковая серия. Разработана модификация РДС-3И со внешним инициатором (вне заряда плутония), что улучшило эксплуатационные свойства и мощность боеприпаса.     

Атомная бомба имплозивного типа РДС-4 «Татьяна» – СБП фронтового применения (первое такое изделие в СССР). Активное вещество – плулоний-239. Инициатор внешний. Разработка задана в 1952 г., одновременно была задана доработка самолета-носителя Ил-28. Разработчик – КБ-11 МСМ. Полномасштабное ЯИ изделия проведено 23.08.1953 г. сбросом с самолета Ил-28. В 1953 г. изделие запущено в серийное производство (это была первая советская атомная бомба, которая выпускалась в больших количествах) и принято на вооружение совместно с носителем на базе Ил-28. В дальнейшем обеспечено применение РДС-4 на самолетах Ту-4А и Ту-16А, а в опытном порядке – и на др. самолетах.   

Баллистические корпуса у РДС-3 и РДС-4 были одинаковыми, в т.ч. по размерам.

Проект самолёта Як-125Б был представлен заказчику и одобрен в 1954 г. с замечаниями.   

Як-125Б (Як-25Б, «125Б», борт 25) - опытный, фронтовой бомбардировщик специального назначения (носитель атомной бомбы) построен заводом № 115 в Москве в полной комплектации.

Опытный фронтовой бомбардировщик специального назначения (носитель атомной бомбы) Як-25Б на испытаниях:
(http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/t775491.jpg) (http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/775491.jpg)
Фото из книги Gordon Ye. Yakovlev Yak-25/-26/-27/-28. Yakovlev’s Tactical Twinjets. Hinkley, UK, Aerofax - Midland Publishing, - 2006.

Самолет совершил первый полет и проходил заводские испытания в 1955 г. на ЛИДБ завода № 115 и в ЛИИ, а также частично прошёл Государственные испытания на безе НИИ ВВС, но сведения об их результатах пока найти не удалось. Предположительно тактико-технические данные самолета (прежде всего, скорость и высотность) были выше, чем у первого советского фронтового носителя атомного оружия Ил-28А, но их прирост с учетом развития тактической авиации и средств войсковой ПВО вероятного противника был все же недостаточен – на повестке дня уже стояла разработка сверхзвуковых фронтовых бомбардировщиков.   

На вооружение самолет Як-25Б (Як-125Б) принят не был и в серию не запускался. Основная причина состояла в том, что его база - дозвуковой истребитель-перехватчик Як-25 (Як-25М) очень быстро устарел. В послевоеный период авиация бурно развивалась: на смену реактивным дозвуковым машинам приходили сверхзвуковые самолёты...

На базе конструкторского задела по Як-125Б (Як-25Б, «125Б») и с применением его общей компоновки фюзеляжа в ОКБ Яковлева были созданы разведчики и бомбардировщики Як-26, Як-27 и Як-28. Впоследствии Як-28 был принят на вооружение, запущен в серийное производство и много лет применялся ВВС Советского Союза как фронтовой бомбардировщик, в т.ч. и носитель ядерного оружия, разведчик, постановщик радиоэлектронных помех, всепогодный перехватчик ПВО и учебно-тренировочный самолет с двойным управлением – спарка.     

По: https://naukatehnika.com/frontovoj-bombardirovshhik-yak-25b.html (https://naukatehnika.com/frontovoj-bombardirovshhik-yak-25b.html)

Схема самолёта:
(http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/t614739.gif) (http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/614739.gif)
Название: Re: Як-25Б («125Б», Як-125Б) - фронтовой бомбардировщик специального назначения
Отправлено: Rotor15 от Сентября 12, 2020, 10:59:27 am
СПБ фронтового применения - атомная авиационная бомба РДС-4 в музее Приборостроительного завода в г. Трёхгорный, Челябинская обл. (баллистические корпуса у РДС-3 и РДС-4 были одинаковые):
(https://i60.servimg.com/u/f60/19/86/99/23/1_page83.jpg) (https://servimg.com/view/19869923/645)
(https://i60.servimg.com/u/f60/19/86/99/23/1_page81.jpg) (https://servimg.com/view/19869923/643)
(https://i60.servimg.com/u/f60/19/86/99/23/1_page82.jpg) (https://servimg.com/view/19869923/644)
(https://i60.servimg.com/u/f60/19/86/99/23/1_page85.jpg) (https://servimg.com/view/19869923/647)
(https://i60.servimg.com/u/f60/19/86/99/23/1_page84.jpg) (https://servimg.com/view/19869923/646)
www.facebook.com (http://www.facebook.com/)
Название: Re: Як-25Б («125Б», Як-125Б) - фронтовой бомбардировщик специального назначения
Отправлено: Rotor15 от Сентября 12, 2020, 05:59:10 pm
Опытный ФБ Як-25Б («125Б», Як-125Б) с макетом СПБ.

Опытный ФБ Як-25Б («125Б», Як-125Б) имел светло-серую окраску внешних поверхностей высокоотражающей спецкраской для снижения светового и теплового излучения ядерного взрыва на машину. Под самолетом - массово-габаритный макетом атомной бомбы.

Палатка для термостатирования при подвеске СПБ на опытном ФБ Як-25Б («125Б», Як-125Б).
Название: Re: Як-25Б («125Б», Як-125Б) - фронтовой бомбардировщик специального назначения
Отправлено: Rotor15 от Сентября 12, 2020, 07:00:56 pm
Дополнительный бак, который мог подвешиваться в бомбоотсеке фронтового бомбардировщика специального назначения Як-25Б («125Б», Як-125Б) вместо атомной бомбы при перегоне самолета и развертывания на передовом аэродроме:
(http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/t560683.jpg) (http://forumfiles.ru/uploads/000a/e3/16/1842/560683.jpg)