Russian Arms Forum

ТЕХНИКА => Авиационные взрыватели => Бомбардировочное вооружение авиации РККА и ВВС Красной Армии 1930-1945 гг. => Бомбардировочное вооружение => Авиационное вооружение => Вооружение и техника Военно-Воздушных Сил (ВВС) => Взрыватели ударного действия => Тема начата: SNV от Февраля 12, 2009, 11:10:52 pm

Название: Взрыватели семейства АД (авиационный донный)
Отправлено: SNV от Февраля 12, 2009, 11:10:52 pm
Взрывателями АД-А – «Авиационный донный с капсюлем-детонатором», - разработанными в 1942 г. в ЦКБ-22 И.А.Ларионовым, начиная с 1943 г. окончательно снаряжали противотанковые авиабомбы ПТАБ-2,5-1,5 в донное очко. При этом корпус взрывателя использовали также для крепления стабилизатора ПТАБ к боеприпасу. Взрыватель обеспечивал мгновенное действие. Подавляющее большинство АД-А изготавливали в металлических корпусах, хотя очень редко встречаются их аналоги с пластмассовыми.
Предохранительный механизм состоял из 6-лопастной крыльчатки, винт которой был ввернут в ударник и удерживал его, П-образной предохранительной чеки, фиксировавшей крыльчатку и обеспечивавшей безопасность взрывателя в служебном обращении, а также предохранительной пружины, удерживавшей жало ударника в непосредственной близости от капсюля-детонатора после сворачивания крыльчатки.
Перед укладкой ПТАБ-2,5-1,5 в бомбоотсеки самолетов-штурмовиков или кассеты бомбардировщиков Пе-2, Ту-2 и пр. снимали П-образную предохранительную чеку. После сброса ПТАБ в набегающий поток воздуха крыльчатка начинала вращаться и после определенного числа оборотов вместе с колпаком отделялась, освобождая ударник и взводя взрыватель. При попадании ПТАБ в преграду инерционный ударник перемещался и, сжимая предохранительную пружину, накалывал жалом капсюль-детонатор. Взрывной импульс инициировал промежуточный детонатор, а затем снаряжение боеприпаса.
К недостаткам взрывателя АД-А относили неудовлетворительную конструкцию предохранительного механизма, поскольку были зафиксированы несколько случаев взрывов ПТАБ в окончательно снаряженном виде при транспортировке их на аэродром. Причиной послужило отворачивание крыльчатки на несколько оборотов, в результате чего образовывался люфт ударника, достаточный для накалывания жалом капсюля-воспламенителя. Кроме того, «грешил» АД-А и слишком малым временем взведения из-за быстрого сворачивания крыльчатки. Результатом этого были подрывы авиабомб вблизи самолета после их сброса залпом. При этом контактные взрыватели срабатывали в результате столкновения сосед-них ПТАБ или резкого их торможения набегающими потоками воздуха.
Кроме того, грубая обработка деталей взрывателя по упрощенным технологиям военного времени и большие люфты винта крыльчатки зачастую приводили к заклиниванию самой крыльчатки. Этот же эффект появлялся и вследствие касания лопастями деформированной или установленной не соосно с корпусом авиабомбы коробки стабилизатора ПТАБ. А вследствие деформации предохранительной пружины жало ударника отклонялось в сторону, минуя капсюль-воспламенитель.
Взрыватели АД-Б – «Авиационный донный с капсюлем-воспламенителем» – применяли для окончательного снаряжания фонтанирующих зажигательных авиабомб огнеметного действия ЗАБ-50фп, поступивших на вооружение уже в ходе Великой Отечественной войны. Им были свойственны конструктивные и эксплуатационные недостатки, присущие АД-А. Внешне АД-Б отличались от АД-А лишь белой или фуксилиновой (из фиолетового прозрачного лака) кольцевой полосой на корпусе взрывателя.

Источники: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.
Название: Re: Взрыватели семейства АД (авиационный донный)
Отправлено: lindr от Июня 26, 2010, 07:56:09 pm
Из "ПИРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (организация и ведение работ по обнаружению, откопке, обезвреживанию и уничтожению боеприпасов в населенных пунктах) Под редакцией И.П. НОВИЧЕНКО"

Взрыватели АД-А и АД Ц

Взрыватели АД-А — авиационный дойный с капсюлем-детонатором и АДЦ — авиационный донный центробежный с капсюлем-детонатором (рис. 87) предназначались для возбуждения взрыва противотанковых авиабомб кумулятивного действия. Эти взрыватели мгновенного действия снаряжались в донное очко авиабомбы. Воспламенительный механизм взрывателей инерционного действия.

Взрыватель АД-А состоит из следующих основных частей: корпуса, ударного механизма, предохранительного механизма и дето-наторной части.

Корпус пластмассовый или металлический.

Воспламенительный механизм состоит из массивного металлического ударника, имеющего форму цилиндра. В верхней части ударник имеет навинтованное отверстие для ввертывания винта ветрянки и срез, предохраняющий ударник от вращения. В некоторых партиях взрывателей в ударнике сделаны два вертикальных канала, в один из которых входит штифт (шпилька фиксатора), предохраняющий ударник от вращения при свинчивании ветрянки. В нижней части ударника запрессовано жало.

Предохранительный механизм состоит из ветрянки с винтом, предохранительной пружины и походной предохранительной чеки. Перед укладкой авиабомб в бомбоотсеки самолета или кассеты походная чека снималась и на взрыватель устанавливаюсь специальное контровое приспособление.

Детонаторная часть состоит из капсюля-детонатора, помешенного в капсюльной втулке.

После отделения от самолета авиабомбы, снаряженной взрывателем АД-А. контровочное приспособление под действием силы сопротивления воздуха отделяется от взрывателя и освобождает ветрянку. Взрыватель после отделения от него ветрянки готов к действию. При ударе авиабомбы о преграду ударник под действием силы инерции движется вперед, сжимает предохранительную пружину и своим жалом накалывает капсюль-детонатор.