Russian Arms Forum

ТЕХНИКА => Автомобили и специальные колёсные шасси => Автомобильная техника => Вооружение и техника Сухопутных Войск (СВ) => ЗИЛ / ЗИС / АМО - Завод Имени Лихачёва => Тема начата: Melnikov от Июля 01, 2006, 02:26:18 pm

Название: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: Melnikov от Июля 01, 2006, 02:26:18 pm
ЗиЛ-157

Сразу же после начала производства полноприводного армейского грузовика ЗИС-151 на Московском автозаводе им. И.В.Сталина (с 1956 года им. И.Д.Лихачёва) началась разработка его усовершенствованного варианта ЗИС-157. Работы возглавил главный конструктор А.М.Кригер. В конструкции было решено применить односкатную ошиновку задних колёс, колёса увеличенного диаметра, систему регулирования давления в шинах (от БТР-152). Впервые в мире на серийном автомобиле применена система, расчитанная на многократное повторение цикла спуск-подкачка. Специально для ЗИС-157 были разработаны новые многослойные износостойкие покрышки. Запасное колесо решено было решено оставить одно и разместить его горизонтально, благодаря чему стало возможным сдвинуть грузовую платформу вперёд и укоротить раму. Такое решение привело к более рациональному распределению полной массы по осям, что также улучшило проходимость.

В 1956 году были изготовлены 2 прототипа, отличавшиеся внешним подводом воздуха к шинам (на серийных подвод осуществлялся через ступицу) и облицовкой капота. Прототип седельного тягача не имел системы подкачки шин. Опытные образцы на испытаниях показали лучшую проходимость по сравнению с ЗИС-151. Серийное производство под обозначением ЗиЛ-157 началось 18 сентября 1958 года. В том же году на Всемирной выставке в Брюсселе автомобиль был удостоен Гран-При.

В основном ЗиЛ-157 поставлялся в Советскую Армию. Он перевозил личный состав, различные грузы, на его шасси монтировались различное оборудование и системы вооружения. Применялся он и в гражданских организациях. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. На шасси ЗиЛ-157 было разработано и освоено в производстве множество специализированных автомобилей.

В связи с постановкой на конвейер автомобиля ЗиЛ-131 было решено перенести производство семейства ЗиЛ-157 на Уральский автомоторный завод (Свердловск-65). Первые ЗиЛ-157К уральской сборки пошли с конвейера в 1968 году, но сборка на ЗиЛе из задела деталей продолжалась стендовым методом до середины 70-х годов. Официально снят с производства в 1992 году, однако сборка из задела деталей продолжалась до 1994 года. Всего изготовлено 797934 автомобиля всех модификаций.

Описание конструкции

ЗиЛ-157 имеет капотную компоновку. Кабина цельнометаллическая трёхместная с V-образным ветровым стеклом. Часть машин оснащалась круглым люком в крыше. Кузов деревянный с задним откидным бортом, оборудован откидными скамейками, 5 дугами и тентом. На ЗиЛ-157КД поздних выпусков устанавливался кузов ЗиЛ-131. Для увеличения проходимости применены полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка, система регулирования давления в шинах (от 0,5 до 3,5 кгс/см2), равная колея всех мостов. Силовая установка состояла из 6-цилиндрового рядного карбюраторного нижнеклапанного двигателя ЗиЛ-157 (ЗиЛ-157К, ЗиЛ-157КД). Сцепление однодисковое сухое. Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Раздаточная коробка двухступенчатая, выполнена по двухвальной схеме. Главная передача одноступенчатая коническая со спиральными зубьями. К каждому мосту вёл свой карданный вал. Передний мост отключаемый, оснащён шарнирами равных углоых скоростей тпа "Бендикс-Вейсс". Передняя подвеска зависимая на продольных полуэллиптических рессорах, задняя - балансирная. Рабочий тормоз барабанный на все колёса с раздельным пневматическим приводом. Система подкачки шин получала сжатый воздух от 3 ресиверов тормозной системы. До 1968 года подвод воздуха к каждому колесу оснащался индивидуальным краном. Часть машин оборудовалась лебёдкой для самовытаскивания (устанавливалась в передней части, тяговое услилие 5 тс) с приводом от реверсиной двухступенчатой коробки отбора мощности. Для привода оборудования могла устанавливаться вторая коробка отбора мощности.

Модификации

ЗиЛ-157 - базовый. Отличался двигателем мощностью 104 л.с. Выпускался в 1958-1961 годах.
ЗиЛ-157В - седельный тягач на базе ЗиЛ-157. Отличался 2 топливными баками по 150 л., расположением запасного колеса вертикально за кабиной. Выпускался в 1958-1962 годах.
ЗиЛ-157Г - с экранированным электрооборудованием.
ЗиЛ-157Е - шасси для спецавтомобилей.
ЗиЛ-157ЕГ - шасси с экранированным электрооборудованием.
ЗиЛ-157К - модернизированный. Отличался двигателем мощностью 109 л.с., однодисковым сцеплением, коробкой передач и тормозной системой от ЗиЛ-131. Выпускался в 1961-1978 годах.
ЗиЛ-157КВ - седельный тягач на базе ЗиЛ-157К. Выпускался в 1962-1978 годах.
ЗиЛ-157КГ - с экранированным электрооборудованием.
ЗиЛ-157КЕ - шасси на базе ЗиЛ-157К.
ЗиЛ-157КД - модернизированный. Доработан двигатель (применён ряд деталей двигателя ЗиЛ-130), установлены новые водяной насос, стартер, генератор переменного тока, контактно-резисторная система зажигания. Грузоподъёмность увеличена до 5000 кг (по грунту 3000 кг). Разработан на УАМЗе. Выпускался в 1978-1992 годах.
ЗиЛ-157КДВ - седельный тягач на базе ЗиЛ-157КД.
ЗиЛ-157КДЕ - шасси на базе ЗиЛ-157КД.
ЗиЛ-157КЭ - экспортный вариант ЗиЛ-157К.
ЗиЛ-157КЮ - экспортный тропический.
ЗиЛ-157Л - опытный с гидроусилителем руля.
ЗиЛ-157Ю - экспортный тропический. Отличался отсутствием отопителя кабины и предпускового подогревателя.
ЗиЛ-165 - опытный с кабиной и оперением ЗиЛ-130.
ЗиЛ-ММЗ-4510 - самосвал на базе ЗиЛ-157КД. Выпускался с 1989 года.

Характеристики

ЗиЛ-157К
Габариты:
- длина - 6922 мм
- ширина - 2315 мм
- высота по кабине - 2360 мм
- высота с тентом - 2915 мм
База - 3665+1120 мм
Колея:
- спереди - 1755 мм
- сзади - 1750 мм
Дорожный просвет - 310 мм
Радиус поворота - 11,2 м
Масса:
- в снаряженном состоянии с лебёдкой - 5800 кг
- полная - 8450 кг
Грузоподъёмность:
- по шоссе - 4500 кг
- по грунту - 2500 кг
Допустимая масса буксируемого прицепа:
- по шоссе - 3500 кг
- по грунту - 2500 кг
Двигатель:
- тип - ЗиЛ-157К
- число цилиндров - 6
- рабочий объём - 5555 см2
- степень сжатия - 6,5
- мощность - 109 л.с.
Число передач - 5x2
Колёсная формула - 6x6
Размер шин - 12,00-18"
Запас топлива - 150+65 л
Скорость максимальная - 65 км/ч
Запас хода - 510 км
Тормозной путь со скорости 30 км/ч - 12 м
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч - 42 л/100 км

Источники

Восходов Р. Там, где кончается асфальт // Моделист-конструктор. - 1977. - №3. - С. 11-16.
Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. - М.: "Патриот", 1990. - С. 80-81.
Гусев В. Первопроходцы // За рулём. - 1971. - №9. - С. 8.
ЗиС/ЗиЛ-151/157. - М.: "ArmyBOOK", 2000.
Краткий автомобильный справочник. Гос. НИИавтомоб. трансп. - Изд. 8-е., перераб. и доп. - М.: "Транспорт", 1978. - С. 149-154.
Кузнецов Л. ЗиЛ-157 // М-Хобби. - 2001. - №6. - С. 16-23.
Платонов В.Ф. Полноприводные автомобили. - М.: "Машиностроение", 1989. - С. 55-64.
Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. - Т. 2. - М.: "Илби", "Прострэкс", 1994. - С. 115-117.
http://aviaros.narod.ru/zil-157.htm (http://aviaros.narod.ru/zil-157.htm)
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: Pavel от Июля 01, 2006, 06:59:23 pm
ЗиЛ-157К

Этот грузовой трехосный полноприводный автомобиль средней грузоподъемности выпускался на московском автомобильном заводе имени Лихачева с 1961 г. Он широко применялся как в народном хозяйстве, так и в Вооруженных Силах. В войсках его использовали для перевозки личного состава и грузов, а также в качестве базового шасси для подвижных ремонтных мастерских, топливозаправщиков и другой специальной техники. Благодаря простоте конструкции и неприхотливости в эксплуатации машина пользовалась популярностью у водителей. На ЗИЛ-157K устанавливалась трехместная металлическая кабина капотного типа. Она была оснащена отопителем, который входил в систему охлаждения двигателя. На деревянной платформе машины грузоподъемностью 4 т (по грунтовым дорогам — 2,5 т) продольно размещались два откидывающихся сиденья. На них могли располагаться 16 — 18 человек. Агрегаты и узлы машины размещались на раме. Её штампованные стальные лонжероны соединялись с поперечинами с помощью заклепок. К передней части рамы крепились буксирные крюки, а к задней — буксирный прибор с амортизирующей пружиной.
Автомобиль имел шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения ЗИЛ-157К мощностью 81 кВт (110 л. с.). Он позволял развивать скорость до 65 км/ч, был надежен в работе, экономичен. Его масса 420 кг. Топливом служил бензин А-72. Основной топливный бак вместимостью 150 л располагался под грузовой платформой слева за кабиной, а дополнительный (65 л) — в задней части рамы.
В механической трансмиссии применялось однодисковое сцепление сухого трения (сталь по фрикционным накладкам). Трехходовая пятиступенчатая коробка передач оборудовалась синхронизаторами (кроме первой передачи). На ее картере можно было устанавливать коробку отбора мощности. Двухступенчатая раздаточная коробка имела механический привод, а открытая карданная передача — промежуточную опору.
Зависимая подвеска передних колес состояла из продольно расположенных полуэллиптических рессор и двух гидравлических телескопических амортизаторов. Подвеска задних колес имела балансирную тележку, реактивные штанги и полуэллиптические рессоры, На колесах устанавливались шины с рисунком протектора повышенной проходимости ("косая расчлененная ёлка") размером 12,0 — 18. Внутреннее давление воздуха в них было 0,35 МПа (3,5 кгс/см2). Для изменения давления воздуха автомобиль оборудовался системой регулирования давления воздуха в шинах, которая позволяла производить подкачку (выпуск) воздуха в ходе движения.
Рабочая тормозная система имела колодочные механизмы и пневматический привод. Колодочный тормозной механизм стояночной системы (механический привод) воздействовал на агрегаты трансмиссии. Рулевой механизм крепился к левому лонжерону рамы. Он состоял из глобоидального червяка и трехгребневого ролика. Поперечная рулевая тяга располагалась за балкой переднего моста, что обеспечивало ее защиту от повреждений при движении по пересеченной местности.
Электрооборудование было однопроводным с напряжением 12 В и отрицательным выводом аккумуляторной батареи на корпус. В качестве источников электрической энергии использовались генератор постоянного тока мощностью 225 Вт и две стартерные аккумуляторные батареи ЗСТ-84, соединенные последовательно.
Часть машин комплектовалась лебедкой, устанавливаемой в передней части рамы за буфером. Ее тяговое усилие составляло 44 кН (6 тс), рабочая длина троса — 65 м. Для предохранения деталей лебедки от перегрузки использовался штифт, который размещался на карданном валу привода и срабатывал при возникновении усилия свыше 49 кН (5 тс).
Машина обладала неплохой проходимостью. Она могла преодолевать подъёмы крутизной до 16°, канавы шириной до 0,8 м и брод с твёрдым грунтом глубиной до 0,8 м. Автомобиль обеспечивал буксировку по грунтовым дорогам прицепа массой до 3,6 т. Масса ЗИЛ-157К в снаряженном состоянии 5,8 т. Запас хода по топливу при движении по шоссе составлял 510 км.

Подполковник запаса А. ПРОТАСОВ, кандидат технических наук
"Техника и вооружение"
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: Дедок от Июня 09, 2009, 12:44:01 am
Кабина.
Фотки машин: Из книги: Кочиев Е.Д. "Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг.", М., ООО "Кн. изд. "За рулем", Изд. 2
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: Lans от Июня 09, 2009, 01:40:47 pm
А разве для перевозки ЛПП использовался не ГАЗ-63? Может на фото скорее секция ТПП?
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: oleg от Июня 09, 2009, 05:08:07 pm
Цитировать
А разве для перевозки ЛПП использовался не ГАЗ-63? Может на фото скорее секция ТПП?
Вся материальная часть парка перевозится на 40 автомобилях ГАЗ-63 и двух автомобилях ЗИС-151, из которых понтонных только 36, все ГАЗ-63. Два автомобиля ЗИС-151 для перевозки элементов пристаней и катеров.

На фото ЗИЛ-157 с платформой и понтоном от ЛПП (от ГАЗ-63), скорее всего музейная переделка. В музее кроме этого есть еще ряд ошибок в средствах инженерного вооружения. :(
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: andrej от Ноября 04, 2009, 08:21:45 pm
зил-157

http://www.photoka.info/zil157/index.htm (http://www.photoka.info/zil157/index.htm)
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: andrej от Декабря 17, 2009, 07:58:06 pm
ЗиЛ-157 с russiantruck.co.uk
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: andrej от Декабря 20, 2009, 09:17:01 pm
 ЗиЛ-157 с   www.hardtrucks.lap.pl (http://www.hardtrucks.lap.pl)
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: ДОКТОР от Февраля 02, 2010, 01:28:05 am
...
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: andrej от Марта 04, 2010, 06:11:03 pm
testdrive-ZIL-157.flv (http://www.youtube.com/watch?v=URosCyzzjAk&feature=related#)   RETROMOBILE 4x4, WINTER, ZIL 157, ledlaužis, ice-breaker (http://www.youtube.com/watch?v=zjaa9i-XSRU&feature=related#ws)
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: Lans от Марта 10, 2010, 08:39:41 pm
Неплохая статья по теме - ЗИЛ-157 – король бездорожья
http://www.gpmag.ru/article/history/2006_02_A_2006_04_19-12_40_37/ (http://www.gpmag.ru/article/history/2006_02_A_2006_04_19-12_40_37/)
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: andrej от Марта 15, 2010, 07:25:12 pm
 нарезка из д/ф ..автомобили в погонах..       Зил 157 (http://www.youtube.com/watch?v=dfQkkqripWo#)
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: dimitri от Марта 23, 2010, 10:26:20 pm
нарезка из д/ф ..автомобили в погонах..
Лукавят "Автомобили в погонах". Трансмиссия на ЗИЛ-157 была абсолютно та же, что и на ЗИС-151, только изменены передаточные отношения в раздаточной коробке (а вообще силовой агрегат ЗИЛ-157 ставился уже на последние ЗИС-151). Синхронизированная коробка передач (от ЗИЛ-130) появилась только в 1961 году.
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: ДОКТОР2 от Июля 19, 2010, 08:37:24 am
...
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: andrej от Августа 16, 2010, 06:34:18 pm
ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: Гарик от Августа 16, 2010, 07:38:54 pm
ездили на нем за сеном в деревне постоянно. Проходимость просто дикая.
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: ДОКТОР2 от Августа 16, 2010, 09:13:08 pm
С Чешского сайта.
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: ДОКТОР2 от Августа 17, 2010, 09:59:26 am
...
Название: ЗиЛ-157 - печальное.
Отправлено: CraneOperator от Сентября 18, 2010, 10:44:25 pm
(http://img-fotki.yandex.ru/get/3210/craneoperator.1c7/0_2e49b_e59a02a7_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/189595/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/3212/craneoperator.1c7/0_2e49c_8e54314c_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/189596/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/3310/craneoperator.1c6/0_2e488_436315be_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/189576/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/3108/craneoperator.1c7/0_2e494_e796329e_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/189588/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/5200/craneoperator.418/0_54c7a_237e9b16_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347258/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/5205/craneoperator.418/0_54c7b_438ddc20_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347259/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/4509/craneoperator.418/0_54c7d_4000a1e9_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347261/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/4601/craneoperator.418/0_54c7e_ddc762d2_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347262/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/4609/craneoperator.418/0_54c88_b77096f_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347272/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/4609/craneoperator.418/0_54c89_d7693426_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347273/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/4604/craneoperator.418/0_54c8a_ca346d74_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347274/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/5204/craneoperator.418/0_54c8b_db9278cc_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347275/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/4506/craneoperator.418/0_54c8c_c232eacb_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347276/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/5202/craneoperator.418/0_54c8d_d77f09d7_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347277/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/5105/craneoperator.418/0_54c8e_434ab230_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347278/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/4600/craneoperator.418/0_54c8f_fc61474a_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347279/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/5203/craneoperator.418/0_54c90_47b1c243_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347280/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/4601/craneoperator.418/0_54c91_cfa0a4a4_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347281/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/5105/craneoperator.419/0_54d76_cd9b2e1_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347510/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/5105/craneoperator.419/0_54d77_f9086818_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347511/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/4603/craneoperator.419/0_54d78_f439070a_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347512/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/4507/craneoperator.419/0_54d79_eac2eb6a_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347513/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/5205/craneoperator.419/0_54d7a_d077539b_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347514/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/4508/craneoperator.419/0_54d7b_9292b30a_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347515/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/4604/craneoperator.419/0_54d7c_93ad42d6_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347516/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/4505/craneoperator.419/0_54d7d_aefd5a8a_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347517/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/5202/craneoperator.419/0_54d7e_7d1c30eb_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347518/)

(http://img-fotki.yandex.ru/get/5205/craneoperator.419/0_54d7f_fe742d0e_L.jpg) (http://fotki.yandex.ru/users/craneoperator/view/347519/)
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: andrej от Августа 08, 2012, 06:59:47 pm
 ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: andrej от Августа 08, 2012, 07:01:24 pm
ЗиЛ-157КВ - седельный тягач на базе ЗиЛ-157К
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: Shahnavazov от Января 06, 2013, 05:39:43 pm
Еще в ВС СССР были автомобильные шасси ЗИЛ-157ШЛ предназначенные для монтажа различного оборудования, к примеру спецмашины 1, 2 и 3 входящие в состав Походной автофотолаборатории ПАФ-4ТР.
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: Пан-40 от Января 03, 2017, 06:23:08 pm
В очереди на эшафот...

Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: FedorovYuriy от Декабря 18, 2017, 10:02:01 am
Опытный раздвижной кузов КР-157 переменного объема на шасси ЗИЛ-157КЕ с выдвигавшимися в разные стороны боковыми секциями, где предполагалось размещать штабные пункты или войсковые столовые. 1963 год
Название: Re: ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль (6х6)
Отправлено: andrej от Августа 12, 2020, 04:14:33 pm
Зил 157