Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: 1 [2] 3 4 ... 10
 11 
 : Сегодня в 02:20:55 pm 
Автор Wisa - Последний ответ от Rotor15
Размещение узлов и агрегатов 152-мм СГ 2С19 «Мста-С»:

http://panzer35.ru/forum/45-11142-2

 12 
 : Сегодня в 11:57:22 am 
Автор Wisa - Последний ответ от Rotor15
152-мм СГ 2С19 «Мста-С» 385-й Гв. АБр, ЗАТО «Звёздный», 2011 г.:



https://vk.com/albums-8083585?z=photo-8083585_273363580%2Fphotos-8083585

 13 
 : Вчера в 08:47:07 pm 
Автор Rotor15 - Последний ответ от Rotor15
Проекции среднего танка Т-43 выпуска 1943 г. (2 и 3 опытные образцы):

http://alldrawings.ru/risunki/item/tank-t-43-chertezhi-gabarity-risunki

 14 
 : Вчера в 08:19:29 pm 
Автор Rotor15 - Последний ответ от Rotor15
Т-43 - средний танк (1942 - 1943 гг.), опытный.
Продолжение.

В апреле 1943 г. в танковом КБ отдел 520 завода № 183 начались работы по доработке Т-43. Изменение расположения командирской башенки и увеличение диаметра башенного погона до 1600 мм стали одними из первоочередных требований при улучшении конструкции Т-43. Работы по Т-43 шли параллельно с различными опытными работами, связанными с Т-34. Например, для улучшения обзорности командира весной 1943 г. на заводе № 183 испытывалось две опытные башенки с перископическими приборами Mk.IV (их скопировали с английского пехотного танка Mk.IV Churchill). В итоге для Т-34 к лету 1943 г. утвердили командирскую башенку с двустворчатым люком. Что же касается Т-43, то для него утвердили конструкцию с одностворчатым люком, убрав при этом смотровые щели с бортов башенки.

Конструкция командирской башенки существенно отличалась от того, что проектировалось для первого опытного образца Т-43:


Требование расширить погон и убрать командира из кормовой ниши привело к тому, что боевое отделение Т-43 пришлось перепроектировать. Фактически была создана новая башня, лишь напоминавшая предыдущую конструкцию. От старой башни взяли установку вооружения, которую пришлось несколько изменить. Ввиду того, что командир теперь размещался с левой стороны, установку вооружения пришлось сдвинуть немного вперёд и вправо. Вентиляцию башни перенесли в кормовую часть крыши, а наводчик лишился люка и теперь попадал внутрь через командирскую башенку. Поскольку башня стала больше, в ней появилось пространство для размещения боекомплекта. Укладки выстрелов калибра 76 мм разместили на правой стенке башни и в кормовой нише. Таким образом, танковое КБ завода № 183 выполнило требование ГБТУ КА об увеличении боекомплекта.

Изменение башни и её погона повлияло и на конструкцию корпуса. Подбашенную коробку пришлось расширять до уровня боковых воздухозаборников. Также по требованию ГБТУ КА были внесены изменения в носовой части корпуса танка. Во-первых, на место вернулась установка курсового пулемёта, размещавшаяся справа от механика-водителя (она имелась на Т-34М проекта 1942 г., но при создании Т-43 пулемёт убрали). Вторым изменением стало введение люка механика-водителя. Введение полноценного люка снижало стойкость лобового листа, но в ГБТУ КА посчитали, что такое изменение конструкции необходимо. Ситуацию, когда механик-водитель попадал на своё место через боевое отделение, посчитали неприемлемой.

Кроме изменений подбашенной коробки, корпус доработанного Т-43 получил полноценный люк механика-водителя:


​Размещение курсового пулемёта:


Осенью 1942 г., когда А.А.Морозов выступал против расширения башенного погона, одним из главных его аргументов был рост массы. Именно это и случилось с переработанным Т-43. Согласно расчётам, боевая масса доработанной машины составила 33,5 т (для сравнения, Т-34 к маю 1943 г. имел боевую массу 31 т). Это оказало влияние и на удельное давление на грунт, и на подвижность машины. Правда, в расчётах указывалась одинаковая для Т-43 и Т-34 средняя скорость, что вызвало в ГБТУ КА и НКТП сомнения. Но требования к заводу № 183 по увеличению башни исходили от ГБТУ КА и НКТП, поэтому с ухудшением характеристик пришлось смириться — тем более что ситуация на фронте начала постепенно меняться в худшую сторону.

Весна 1943 г. оказалась временем переоценки требований к бронетехнике и вооружению. Одной из причин стал захват 18 января 1943 г. под Ленинградом двух образцов немецкого тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. На НИБТ Полигон они прибыли к апрелю 1943 г., но уже в марте Артком ГАУ КА возобновил работы по 85-мм пушкам, которые проектировались для тяжёлых танков ещё с лета 1940 г. 26 марта 1943 г. были подготовлены тактико-технические требования на орудие калибра 85 мм, предназначенное для тяжёлых танков КВ-1с и ИС (имеется в виду второй вариант КВ-13). Т-43 в них не значился, тем не менее в пояснительной записке по орудию С-31, разработанному в ЦАКБ, уже упоминался Т-43 для вооружения данным орудием. Подробно в ЦАКБ установку С-31 в башню Т-43 не прорабатывали. Записка датирована 17 мая 1943 г. — к этому моменту общая проработка Т-43 была закончена, и А.А.Морозов вряд ли рассчитывал на то, что в башне появится более крупная пушка, чем Ф-34. Что же касается пушки Д-5 (разработанной в КБ артиллерийского завода № 9 и являвшейся главным конкурентом С-31), то там по состоянию на май 1943 г. Т-43 даже не упоминался.

​Общие виды переработанного Т-43, май 1943 г.:


Продольный разрез машины:


Башня переработанного Т-43 получилась принципиально иной конструкции. На её облик повлияло не только увеличение диаметра погона, но и перенос места командира влево:


Второй опытный образец Т-43, август 1943 г.:


Т-43 выпуска 1943 г.:


По состоянию на 7 мая 1943 г. на заводе № 183 уже началось изготовление Т-43, как это указывалось в документах, установочной серии. В переписке речь шла о трёх корпусах — один корпус уже был сварен, а ещё два ожидали закладки. Также на одну машину имелся комплект механизмов и деталей, исключая башню, её погон и крышки бортовых передач. 29 мая 1943 г. И.М.Зальцман подписал приказ по НКТП № 307с о проведении совместных испытаниях Т-34 и Т-43. Выйти на них опытные машины должны были 10 июня 1943 г., при этом предполагалось, что они пройдут маршрутом Нижний Тагил — Москва, преодолев 2000 - 2200 км не более чем за 20 дней.

​Главным отличием Т-43 выпуска 1943 г. от первого опытного образца 1942 г. стала башня:


Два опытных танка Т-43, изготовленные в июне 1943 г., оказались даже тяжелее, чем предполагалось изначально. По итогам взвешивания масса Т-43 без экипажа составила 33 780 кг, а при условии, что средняя масса человека составляла 80 кг, полная масса машины достигла 34 100 кг. В связи с небольшой задержкой начало длительного пробега отложили на 20 июня 1943 г., и это стало лишь первой отсрочкой. Согласно распоряжению наркома танковой промышленности В.А.Малышева (снова был назначен на эту должность 28 июня 1943 г. вместо Зальцмана) отправку танков задержали, причём они продолжали оставаться без движения и в июле. В ГБТУ КА по этому поводу наблюдалось некоторое недоумение: там считали, что требуется отправить машины на НИБТ Полигон, поскольку испытания первого образца Т-43 проходили на заводе. Улучшенную машину требовалось проверить в условиях полигона, тем более что там проходили гарантийные испытания серийные танки.

Дело дошло до того, что 20 июля 1943 г. первый секретарь ГК ВКП(б) Нижнего Тагила Е.Ф.Колышев написал письмо Сталину, в котором также обосновал необходимость запуска Т-43 в серию. 27 июля 1943 г. на письмо пришла резолюция от Берии, в которой он потребовал от Малышева и командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Я.Н.Федоренко срочно переговорить с ним. К тому моменту Т-43 практически не испытывались (максимум, что делалось, — это пробные выезды и огневые испытания пулемётного вооружения).

Т-43 выпуска 1943 г. в сравнении с Т-34, 1943 г.:


Вмешательство Берии сдвинуло дело с мёртвой точки. 1 августа 1943 г. Малышев подписал приказ по НКТП № 460с/085 о проведении полигонных испытаний Т-43. Правда, вместо НИБТ Полигона в Кубинке местом проведения испытаний выбрали Свердловск. В тот же день утвердили и программу испытаний. Машины проходили 2000 км, из них 500 — по каменистому грунту, 900 — по грунтовым и просёлочным дорогам, 600 — по целине, и 100 — на специспытаниях. Также требовалось безостановочно пройти 100 км по грунтовой дороге и 75 км по булыжному шоссе. Входили в программу и испытания вооружения (как артиллерийского, так и пулемётного).

Как и на первом опытном образце Т-43, Т-43 выпуска 1943 г. имел запасные топливные баки коробчатой формы. В ходе испытаний выяснилось, что по запасу хода Т-43 выпуска 1943 г. уступает серийным Т-34 ввиду меньшего объёма возимого горючего:


Испытания снова отличались от первоначальной программы. Испытания второго опытного образца начались 2 августа 1943 г. Отличался и маршрут пробега. В ходе первого пробега танки прошли из Нижнего Тагила через Свердловск в Челябинск и обратно. Второй раз они прошли из Нижнего Тагила до Реж и обратно. В ходе испытаний второй образец Т-43 преодолел 2669 км, из них более 2200 за август 1943 г. Третьий образец за период испытаний преодолел 1348 км. В ходе пробега средняя скорость по шоссе составила 26,1 км/ч, по просёлку — 20,2 км/ч, по местности — 18,6 км/ч (по данному показателю Т-43 оказался практически равен Т-34). Расход горючего на 100 км составил 203, 237 и 250 л соответственно. Это также оказалось очень близко к Т-34, но поскольку общий запас топлива у Т-43 составлял 318 л, а у Т-34 — 400 л, запас хода оказался ниже. Очень похожими оказались и условия езды: и Т-43, и Т-34 двигались по местности на третьей-четвёртой передачах.

​Рабочее место механика-водителя Т-43 выпуска 1943 г. Оно стало более удобным, чем у первого опытного образца Т-43 выпуска 1942 г., но по результатам испытаний требовалась его доработка:


Похожими оказались и результаты испытаний на преодоление препятствий. Максимальным углом преодолеваемого подъёма стали 31-33 градуса при длине до 10 м и при езде на первой передаче. Также отмечалось, что преодоление препятствий лимитируется мощностью двигателя (впрочем, это было равнозначно и для Т-34). Максимальным углом преодолеваемого косогора стали 27-28 градусов. Также испытатели рекомендовали ввести в конструкцию Т-43 горный тормоз, который имелся на Т-34. Отмечалось, что столь высокие результаты возможны благодаря езде в сухую погоду. Зная, как ведёт себя гусеница Т-34 на мокром бездорожье, комиссия рекомендовала поработать над повышением сцепления.

​Во время специспытаний. Они показали, что проходимость Т-43 выпуска 1943 г. находится на уровне серийных Т-34:


В чём Т-43 явно превзошёл Т-34, так это в вооружении. Наличие торсионной подвески улучшило плавность хода, а вместе с ней и точность стрельбы. Положительным моментом стало и расширение погона до 1600 мм. В результате на испытаниях скорострельность выросла до 13 выстрелов в минуту (у Т-34 в тех же условиях она составила 10 выстрелов в минуту). Правда, имелись нарекания при обслуживании орудия ввиду не удачной конструкции бронировки, затруднявшей доступ к накатникам орудия. Не удачной признали крепление подвижной бронировки на 8 болтах, имелись недостатки у электроспуска. Тем не менее огневые испытания, в ходе которых произвели 317 выстрелов, признали успешными.

​Схема обзорности Т-43 выпуска 1943 г., которая учитывала переделку командирской башенки:


Высокой оценки удостоилась обзорность Т-43, при этом конструкцию командирской башенки всё же планировалось доработаит (предполагалось ввести 5 смотровых щелей). Довольно высокой оценки удостоились и места расчёта башни. При этом комиссия требовала добавить спинку на месте командира, кроме того, во время движения наблюдалось постепенное сползание наводчика влево. В случае с заряжающим отмечалось отсутствие сиденья и подножки, кроме того, он периодически задевал головой торсион люка.

Как и в случае с первым образцом Т-43, были недостатки по месту механика-водителя, хотя их оказалось меньше. Отмечалось, что места у механика-водителя меньше, чем в Т-34, были недостатки по органам управления; недостатком назвали и меньшие, чем у Т-34, размеры люка. Также были выявлены низкая надёжности отдельных узлов и агрегатов машины. Многие из выявленных поломок являлись следствием «детских болезней», но особое беспокойство вызвали вышедшие из строя резиновые бандажи опорных катков. Те же проблемы преследовали и Т-34, тем не менее отмечалось, что взятые от Т-34 катки перегружены — особенно это касалось 3-го, 4-го и 2-го опорных катков.

​Рост боевой массы сказался на надёжности ходовой части Т-43 выпуска 1943 г., хотя у Т-34 в то время наблюдались похожие проблемы:


Несмотря на выявленные недостатки, общая оценка испытаний, проходивших с 2 по 29 августа 1943 г., оказалась положительной. Комиссия, которую возглавляли главный испытатель НИБТ Полигона Кульчицкий, а также главный конструктор завода № 183 Морозов, предлагала как можно скорее запустить Т-43 в серийное производство. Во многом выводы комиссии были верными, но время неумолимо уходило и работало против Т-43.

Результаты испытаний опытных образцов улучшенного Т-43 были направлены в Москву ближе к началу сентября 1943 г. За это время произошло два важных события. Во-первых, в июле 1943 г. состоялась битва на Курской дуге, ставшая одной из ключевых вех в истории советского танкостроения. Стало ясно, что Советский Союз сильно отстал от Германии в области танкостроения, и ряд работ по созданию перспективных образцов бронетанковой техники форсировали. Во-вторых, 8 августа 1943 г. на вооружение Красной армии приняли самоходную установку СУ-85 и тяжёлый танк КВ-85. Они были вооружены 85-мм пушкой Д-5, разработанной КБ артиллерийского завода № 9 в Свердловске. Это же орудие стало рассматриваться и как вооружение для средних танков.

​Установка макета 85-мм пушки Д-5Т в танк Т-43 выпуска 1943 г., начало сентября 1943 г.:


Орудие Д-5Т было упоминалось и в заключении комиссии по испытаниям Т-43. Пунктом 4 комиссия фактически утверждала 85-мм орудие для вооружения серийного Т-43. В начале сентября 1943 г. макет этой системы установили в башне Т-43. Выяснилось, что внутренних объёмов башни вполне хватает для размещения пушки, расчёт башни чувствовал себя лучше, чем в Т-34 с орудием Ф-34. Усложнялась лишь работа заряжающего, поскольку унитарные выстрелы Д-5 были длиннее и тяжелее. Комиссия, осмотревшая установку макета орудия, предлагала в кратчайшие сроки поставить в башню Т-43 полноценное орудие и испытать его.

​Таким, по мнению ГАБТУ КА, должен был стать серийный Т-43. Это был путь в тупик, поскольку масса машины превысила разумные пределы:


Пока в Нижнем Тагиле шли опытные работы, в Москве бурно обсуждали судьбу Т-43. Директор завода № 183 Ю.Е.Максарёв скептически оценивал перспективу выпуска новой машины. По его мнению, серийное производство новой машины можно было запустить не ранее января 1944 г., при этом требовалась поставка 390 станков и привлечение 5000 новых рабочих. Также к 15 октября 1943 г. требовалось выпустить два эталонных образца Т-43. В ГБТУ же 30 сентября 1943 г. составили и вовсе разгромный вердикт — согласно ему, Т-43 имел недостаточное вооружение, 75-мм брони было уже недостаточно, отмечалась ненадёжная работа ходовой части. При этом в ГБТУ предлагали ещё больше расширить погон башни — до 1700 мм. Начальник 6-го отдела ТУ ГБТУ КА инженер-полковник Розенгард сделал расчёты по улучшению ТТХ Т-43. Согласно им, увеличение диаметра погона, утолщение лба корпуса до 90 мм, а также утолщение стенок башни до 110 мм поднимало массу машины на 680 кг.

​Т-34 с башнями Т-43 выпуска 1943 г., осень 1943 г. Видны командирские башенки улучшенной конструкции (со смотровыми щелями):


5 ноября 1943 г. ГБТУ КА утвердило новые тактико-технические требования на улучшенный вариант Т-43 с усилением брони и 85-мм пушкой Д-5Т. Согласно ТТТ, боевая масса оценивалась в 33-34 т. Фактически эти требования для Т-43 были невыполнимыми — обеспечить создание танка с требуемой массу вряд ли представлялось возможным, поэтому приоритеты работ всё больше смещались к усилению вооружения серийных Т-34.

Осенью 1943 г. на заводе № 183 изготовили два образца Т-34, на которые установили башни от Т-43. Первый танк получил башню с орудием Ф-34, второй — башню с орудием Д-5Т. Вторая машина оказалась более перспективной. С 20 по 23 ноября 1943 г. на Гороховецком АНИОП проходили испытания Т-34 с башней Т-43 и орудием Д5-Т-85. Испытания прошли успешно, что стало точкой отсчёта для создания среднего танка Т-34-85. Правда, вместо башни Т-43 серийные Т-34-85 получили башни новой конструкции, причём первоначально Т-34-85 завода № 112, где первыми освоили выпуск данных машин, имели двухместные башни. Трёхместные башни появились на Т-34-85 с марта 1944 г., причём вместо Д-5Т на них ставилось другое орудие — С-53, разработанное в ЦАКБ.

​Испытания Т-34 с башней Т-43 выпуска 1943 г. и орудием Д-5Т на Гороховецком АНИОП, конец ноября 1943 г. Успешные испытания стали началом работ по Т-34-85:


Опытные работы по танку Т-43 шли на заводе № 183 вплоть до ноября 1943 г. Вместе с тем, к концу 1943 г. было очевидно, что в серию машина не пойдёт. Рост требований по бронезащите и вооружению привёл к тому, что боевая масса танка неуклонно росла, а вместе с ней снижалась надёжность. В ГБТУ КА это понимали и 27 ноября 1943 г. были составлены тактико-технические требования на новый средний танк. При тех же требованиях к вооружению и защите, что и к улучшенному Т-43, его боевая масса оценивалась в 30 т. Так на завода № 183 начинались работы по Т-44 — принципиально иной машине, которую с Т-43 роднила только башня, да и то на начальном периоде разработки.

Источники: ЦАМО РФ, РГАЭ. По: https://warspot.ru/14603-promezhutochnoe-zveno

 15 
 : Вчера в 06:44:19 pm 
Автор Вадим Степанов - Последний ответ от step
Обгорела по пути ;) ...


 16 
 : Вчера в 04:20:20 pm 
Автор Rotor15 - Последний ответ от Rotor15
Модель Т-34М, проект, март 1941 г.:


Модель Т-34М, проект, июнь 1942 г.:


Первый опытный образец танка Т-43 выпуска 1942 г.:

https://yuripasholok.livejournal.com/11762193.html http://waralbum.ru/128468/

 17 
 : Вчера в 03:57:22 pm 
Автор Rotor15 - Последний ответ от Rotor15
Т-43 - средний танк (1942 - 1943 гг.), опытный.

Разработчик: Отдел «520» завода № 183 им. Коминтерна (Уральского танкового завода), Нижний Тагил.
Изготовитель: Завод № 183 им. Коминтерна (Уральский танковый завод), Нижний Тагил.

Главный конструктор А.А.Морозов.

Обозначения: Т-34М, Т-43.

Изготовлены опытные образцы танка:
- первый - в декабре 1942 г.;
- второй и третий - июнь 1943 г.

История создания.

В первой половине 1941 г. на заводе № 183 в Харькове шли работы по среднему танку Т-34М - «большой модернизации» Т-34. Согласно планам, во второй половине 1941 г. эта машина должна была сменить в серийном производстве танк Т-34. Но начало Великой Отечественной войны нарушило все производственные планы выпуска танка Т-34М. Согласно первым коррективам, выпуск танка «большой модернизации» на заводе № 183 переносился на 1 января 1942 г., на СТЗ – с 1 июля 1942 г. В конце июня 1941 г. работы по Т-34М стали сворачиваться – на фронте требовались серийные машины, и промышленности в сжатые сроки следовало значительно увеличить выпуск танков. В результате танк, изготовление которого опоздало всего на несколько месяцев, так и остался «бумажным». К середине сентября 1941 г. стало очевидно, что удержать Восточную Украину не получится, и осенью 1941 г. началась эвакуация оборудования и людей завода № 183 из Харькова в Нижний Тагил. В конце 1941 — начале 1942 гг. завод № 183 занимался организацией серийного производства Т-34 на Урале, а тематика «большой модернизации» в плане опытных работ завода № 183 отсутствовала. Лишь однажды в переписке по Главному автобронетанковому управлению Красной армии (ГАБТУ КА) за 12 апреля 1942 г. появилось предложение по освоению выпуск этих танков на заводе № 174, который в тот момент переводился в Омск. Доводами в пользу Т-34М служила меньшая боевая масса, торсионная подвеска, расширенная башня с командирской башенкой, а также увеличенная ёмкость баков. Однако это предложение поддержки не получило: производственные возможности завода № 174 не позволяли быстрого освоение серийного производства модернизированного танка. Но конструкторский задел по Т-34М не пропал даром. На Урале было развернули массовое серийное производство танков Т-34, на которых были внедрены отдельные конструктивные решения отработанные для танка Т-34М. Это: круглый люк доступа к КПП, характерная установка вооружения и ещё целый ряд менее заметных деталей. Чуть раньше в серию пошёл «шевронный» трак.

Весной 1942 г. А.А.Морозов вернулся к танку Т-34М. К 31 мая 1942 г. танковое КБ (отдел 520) завода № 183 под руководством А.А.Морозова подготовило эскизный проект «модернизации танка Т-34». Основными направлениями модернизации были: повышение броневой защиты, сохранение динамических характеристик на уровне серийного Т-34, обеспечение надёжности в эксплуатации и конструктивной простоты, а также максимальное сохранение серийных деталей и узлов Т-34. Эти требования существенно повлияли и на внешний облик проектируемой машины, и на её массу. Дело в том, что различные конструктивные изменения серийных Т-34 привели к росту его боевой массы до 28,8 т. С учётом того, что требовалось ещё больше увеличить броневую защиту, уложится в боевую массу 25-26 т, предусматривавшейся согласно проекту Т-34М от мая 1941 г., было невозможно.

Согласно объяснительной записке к проекту, от Т-34 заимствовался в общей сложности 21 пункт узлов и агрегатов. Без изменений брались двигатель, водяные радиаторы (за исключением коллектора), воздухоочистители «Циклон» (на тот момент был внедрён в серии на СТЗ), главный фрикцион, пятискоростная КПП (испытания такой КПП на Т-34 начались летом 1942 г.), бортовые фрикционы, бортовые передачи и тормозные ленты. Применение пятискоростной КПП обеспечивало лучшую динамику танка. Среди других узлов и агрегатов, использовавшихся с Т-34, было электрооборудование, сиденья, инструменты, ящики снарядных укладок, ленивцы, опорные катки и траки. Отчасти оказалась унифицирована торсионная подвеска, но уже с другим проектом — артиллерийским тягачом АТ-45, который разрабатывался как замена «Ворошиловцу».

​​Общие виды танка Т-34М проекта 1942 г.:


​Продольный разрез танка Т-34М проекта 1942 г.:


При сохранении того же угла наклона верхней лобовой плиты и наличии балки корпус нового Т-34М по сравнению с машиной 1941 г. был существенно изменён. А.А.Морозов отказался от наклонных бортов корпуса, что позволило уменьшить заброневой объём, уменьшить габариты, что позволило снизить массу при росте толщины брони. Полная ширина корпуса оказалась меньше на 296 мм, на 78 мм он стал ниже и на 176 мм — короче. Диаметр башенного погона уменьшили до 1420 мм, то есть до диаметра погона серийного Т-34. Для размещения башни на крыше корпуса были предусмотрены характерные выступы. Механик-водитель переместился вправо, а от стрелка-радиста отказались.

Курсовой пулемёт был сохранён; он находился справа от механика-водителя. Большой люк механика-водителя убрали, вместо него в верхнем лобовом листе корпуса разместили компактный смотровой лючок. Теперь механик-водитель выбирался из отделения управления через башню. Изменилась и конструкция моторно-трансмиссионного отделения – по бортам появились «уши» воздухозаборников, выхлопные трубы также вывели вбок, существенно изменилась конструкция надмоторной плиты и верхнего кормового листа. Вслед за корпусом существенно изменилась конструкция крыльев и брызговиков, по бортам разместили большие ящики ЗИП. Словом, конструкция Т-34М обр. 1941 г. была существенно переработана, но осталось главное - торсионная подвеска.

​Согласно проекту Т-34М, механик-водитель попадал в машину через башню:


Башня нового Т-34М так же существенно отличалась от Т-34М обр. 1941 г. Башня танка стала двухместной, диаметр её погона уменьшился до 1420 мм (как на серийных Т-34), конструкторы отказались от выступающей неподвижной бронировки орудия. Сварная подвижная бронировка пушки была выполнена в виде единой литой детали. Башня по высоте стала ниже на 100 мм. Для упрощения производства при проработке танка башню и корпус максимально упростили и снизили общее количество деталей. Так, в случае с серийным Т-34 использовалось 8118 деталей, а на Т-34М их число сократилось до 5985, причём доля новых деталей оказалась не столь и высокой — 1282 штуки.

​От Т-34 и Т-34М разработки 1941 г. в машине Т-34М разработки мая 1942 г. осталось очень мало:


В результате всех изменений Т-34М стал короче серийного танка на 145 мм, на 250 мм уже и на 94 мм ниже. Боекомплект сократился до 64 выстрелов калибра 76 мм и 35 дисков к пулемёту ДТ. Танк стал на 1,8 т тяжелее, достигнув боевой массы 30 т. При этом бронезащита танка существенно возросла. Толщина лба и бортов корпуса выросла до 75 мм, а башни — до 90 мм. В результате средний танк приблизился к бронезащите тяжёлого танка КВ-1 (а в некоторых секторах обстрела превзошёл её). Особенно это касалось лобовой части корпуса, которая за счёт большого угла наклона лобового листа потенциально обеспечивала защиту от немецкой противотанковой пушки 7,5 cm Pak 40 со всех дистанций. Для производства корпусов планировалось использовать катаные листы из стали 8С. Несмотря на рост боевой массы, в танковом КБ завода - отдел 520 - считали, что динамические характеристики машины будут близки к серийному Т-34.

​Конструкция башни Т-34М разработки 1942 г.:


Установка вооружения в башне танка Т-34М проекта 1942 г.:


1 июня 1942 г. в недрах  ГАБТУ КА появилась докладная записка на имя начальника ГАБТУ КА генерал-лейтенанта Федоренко. В ней тяжёлый танк КВ-1 подвергся критике за его медлительность и низкую надежность, одновременно предлагалось дать задание ЧКЗ и заводу № 183 разработать танк «тяжёлого типа» боевой массой 30 т для замены КВ-1. При этом предлагались тактико-технические требования для обоих танков. Согласно им, толщина лобовой брони корпуса возрастала до 90 мм, а экипаж увеличивался до 4 человек за счёт добавления командира в башне. Именно эти требования стали отправной точкой в разработке КВ-13 с трёхместной башней. Что же касается Т-34М, то спустя несколько дней появился документ, в котором вариант этой машины с трёхместной башней и боевой массой 30 т именовался как Т-44. Позднее, 1 июля 1942 г., появился проект постановления ГКО «Об изготовлении опытных образцов танков Т-44 и модернизации танка Т-34».

5 июня 1942 г. в Москве прошло совещание с участием Сталина и Малышева. Сталину показали модели новых средних танков Т-34М и КВ-13. На совещании Сталин сказал следующее (об этом в своих воспоминаниях упоминает Малышев):

«Новые танки делать пока не будем. Не будем отвлекать конструкторов от задачи улучшать и модернизировать выпускаемые танки. Конечно, конструкторам хочется делать новые машины, каждый конструктор ищет славы. Но надо обождать. К новым машинам вернёмся месяца через полтора-два, когда конструкторы закончат работу».

Модель Т-34М, который показывали Сталину на совещании 5 июня 1942 г.:


​Общего между проектами Т-34М разработки 1941 и 1942 гг. оказалось очень немного:


​Экипаж Т-34М разработки 1942 г. состоял всего из трёх человек:


В результате 5 июня 1942 г. было подписано постановление ГКО № 1879сс «Об улучшении танков Т-34». Вместо нового танка Сталин принял решение об усовершенствовании серийных машин Т-34. В числе улучшений значилась замена четырёхскоростной коробки передач на пятискоростную, а также внедрение командирской башенки. Не менее интересен пункт 5, вычеркнутый лично И.В.Сталиным. В нём упоминается танк Т-44, который предлагали в самом начале июля 1942 г.

В постановлении ГКО № 1879сс от 5 июля 1942 г. были установлены довольно жёсткие сроки работ: подготовить к 15 июля 1942 г. 2 новых танка, а к 10 августа 1942 г. их испытать.

Фактически заводом № 183 было изготовлено три опытных танка: первый, оснащённый пятискоростной КПП, вышел на испытания 22 июля 1942 г., второй, также с пятискоростной КПП, начал испытания 31 июля 1942 г., и, наконец, третья машина, с командирской башенкой, появилась 9 августа 1942 г. Как показали испытания танков с пятискоростной КПП, управление танков улучшалось, одновременно повышалась надёжность конструкции. По итогам испытаний было рекомендовано запустить новую КПП в серийное производство.

​Т-34 с командирской башенкой и трёхместной башней, который испытывался летом-осенью 1942 г. Данная машина повлияла на дальнейшую разработку Т-34М, превратившегося в Т-43:


​Продольный разрез Т-43 по первоначальному варианту. Как можно заметить, командирская башенка всё ещё старого типа, как на опытных Т-34 лета-осени 1942 г.:


Для танка с с командирской башенкой была спроектирована и построена новая башня, которая хоть и создавалась на базе серийной шестигранной предшественницы, но имела целый ряд отличий. Она получилась более «обтекаемой», неподвижная бронировка орудийной маски расширялась на полную ширину башни, а воздуховод перенесли вперёд. В кормовой части башни, подобно Т-50 и первым вариантам Т-34М, оборудовали место командира, размещавшегося сразу же за пушкой; там же размещалась и литая командирская башенка.

Конструкторы танкового КБ завода № 183 постарались выкроить для командира максимум пространства, но всё равно его место оказалось стеснённым и неудобным. Башенка не имела люка, а её габариты оказались таковы, что находиться в ней мог человек не выше среднего роста. Чтобы попасть на своё место, командиру требовалось опускать гильзоулавливатель и снова его поднимать. Подножки не обеспечивали устойчивой опоры для ног, а в командирской башенке отсутствовала необходимая защита для лица командира от ушибов. Кроме того, командир при 1,5-2 часах езды сильно утомлялся, а обзор признали не самым лучшим из-за некачественного монтажа призм. В результате сама идея командирской башенки была признана удачной, но требовалось улучшить её конструкцию. Практически от идеи трёхместной башни с размещением командира сзади пришлось отказаться, так как требовалась существенная переработка всего боевого отделения танка.

​Командирская башенка, которую спроектировали в ноябре 1942 г.:


К сентябрю 1942 года в Нижнем Тагиле и Челябинске смогли вернуться к работам по танкам, отвергнутым в начале июня 1942 г. На заводе № 100 в Челябинске изготовили опытный образец КВ-13, причём в исходном виде (с двухместной башней). Что же касается завода № 183, то там подход оказался иной. Согласно переписке за сентябрь 1942 г., заводское КБ учло опыт работ по улучшению Т-34, а также тактико-технические требования на Т-44. Новый танк получил другое обозначение — Т-43. Главным отличием новой машины являлась трёхместная башня, напоминавшая ту, что испытывали на Т-34 летом 1942 г. Также велись работы по увеличению боекомплекта и изменению механизма ленивца. Первые наработки по Т-43 были представлены А.А.Морозовым в сентябре 1942 г., а в октябре 1942 г. Сталин позвонил и  дал указание изготовить опытный образец машины в максимально короткий срок.

​Первый опытный образец среднего танка Т-43, конец декабря 1942 г.:


Несмотря на внимание к машине на столь высоком уровне, работы по Т-43 шли не столь быстро, как это было с КВ-13. Пока в Челябинске испытывали опытный образец, по Т-43 шла разработка конструкторской документации. Тактико-технические требования на танк ГАБТУ КА подготовило только 23 октября 1942 г., а завод № 183 их получил лишь к 1 ноября 1942 г. Эти требования стали предметом ожесточённого спора между Морозовым, ГАБТУ и НКТП. Дело в том, что требования существенно отличались от того танка, который проектировался под руководством А.А.Морозова. Для начала планировалось сделать спаренную установку орудия Ф-34 с двумя пулемётами ленточного питания, а также предусмотреть возможность установки 50-мм миномёта. Боекомплект должен был составлять 100 патронов калибра 76 мм и 3000 винтовочных патронов. Диаметр погона увеличивался с 1420 до 1600 мм. Кроме того, предполагалось иметь цевочное зацепление гусеничных лент.

​Этот же танк Т-43 вместе с Т-34с, опытным образцом Т-34, имевшим трёхместную башню и пятискоростную КПП:


К моменту получения тактико-технических требований проектирование танка на заводе №183 уже закончили, причём танк предлагался сразу в двух вариантах. Помимо Т-43, планировалось изготовить танк Т-44 (позже именовался как Т-23), отличавшийся сниженной до 45 мм толщиной брони (за счёт этого боевая масса машины снижалась до 26,5 т). В переписке А.А.Морозов аргументированно выступил против изменений, предусмотренных требованиями. Например, по его мнению, рост диаметра башенного погона увеличивал массу танка на 2 т. В результате к мнению главного конструктора завода № 183 прислушались. 8 ноября 1942 г. старший инженер 6-го отдела БТУ ГАБТУ КА старший техник-лейтенант Розенгарт, курировавший опытные работы по заводу № 183, составил новые требования. Из текста были убраны наиболее спорные пункты, а боекомплект снизился до 85 выстрелов калибра 76 мм и 1764 патронов винтовочного калибра. Морозову удалось отстоять танк в том виде, в каком он его задумал и спроектировал.

Первый опытный образец танка Т-43 выпуска 1942 г. С точки зрения шасси машина изменилась мало, главным отличием стала башня:


Вслед за Т-34 с командирской башенкой на испытания вышел Т-34с, на котором были введены и трёхместная башня, и пятискоростная КПП. Выводы испытаний, проведённых осенью 1942 г., оказались очень похожи на предыдущие результаты. Башенка имела недостатки, а место командира требовало улучшения. В результате к концу ноября 1942 г. танковое КБ (отдел 520) завода № 183 разработало улучшенный вариант командирской башенки. Во-первых, появился люк диаметром 465 мм, благодаря чему командир мог попадать на своё место, минуя гильзоулавливатель. В крышке люка появился сигнальный лючок, а также ввели торсионное устройство для уравновешивания основной крышки. Во-вторых, ввели новые смотровые приборы в стенках башенки, благодаря чему вероятность поражения командира резко снизилась. В-третьих, изменилась форма башенки. Башенка изначально предназначалась для установки на Т-34, но первым танком, который её получил, стал Т-43.

​Первый опытный образец танка Т-43 выпуска 1942 г. Крепление дополнительных топливных баков на корме корпуса:


В результате внесения конструктивных изменений и последовавших потом согласований опытный образец Т-43 стали собирать только в декабре 1942 г. Сборка в опытно-экспериментальном отделе 540 завода № 183 закончилась 16 декабря 1942 г. В ходе неё пришлось вносить некоторые изменения в конструкцию. Вместо системы охлаждения, предусмотренную проектом, изготовили доработанную систему охлаждения, более удачной конструкции. Также пришлось вносить изменения в чертежи и детали по 30 пунктам. С точки зрения шасси это был всё тот же Т-34М, спроектированный весной 1942 г. в который внесены незначительные конструктивные изменения. Наиболее заметным новшеством стало появление дополнительных топливных баков в кормовой части корпуса. Это были такие же коробчатые баки, как на Т-34, но они были смещены к центру кормового листа. Также появились поручни на надмоторной плите и бортах корпуса.

Т-43 был частично унифицирован с серийным Т-34 (всего Т-43 заимствовал от него 24 позиции узлов и агрегатов). Это повлияло в том числе и на массу опытной машины. К началу 1943 г. боевая масса Т-34 достигла 30,5 т, а масса Т-43 превысила проектную на 2,2 т. В результате удельное давление на грунт увеличилось и достигло 0,87 кг/см2, что отрицательно сказалось на проходимости машины. Меньшую массу имел Т-44 (Т-23), но его строить не стали.

​Т-43. Корпус изменился мало, но при этом курсовой пулемёт убрали:


Наибольшие изменения претерпела башня. По сравнению с Т-34М требовалось добавить третьего члена экипажа. Поэтому башня стала более вытянутой за счёт увеличения длины кормовой части. Это было сделано по результатам испытаний Т-34 с трёхместной башней. Также в днище ниши башни для размещения сидящего командира ввели лунку, благодаря которой удалось увеличить высоту рабочего места командира. Первоначальный вариант башни Т-43 предполагал командирскую башенку по типу Т-34, но, как уже отмечалось, в ноябре 1942 г. её заменили на новую башенку улучшенной конструкции. Также слева от командирской башенки появился антенный ввод. В отличие от башни Т-34М, в ботах были введены амбразуры для стрельбы из личного оружия экипажа.

​Т-43. Башня стала развитием конструкции Т-34М, но при этом имелось множество изменений:


После сборки опытная машина прошла заводские испытания, к 1 января 1943 г. преодолев 247 км. Заводские испытания проходили до 25 февраля 1943 г., за это время танк прошёл 1359 км. Всего было проведено 18 пробегов, которые проходили по шоссе и грунтовым дорогам, покрытых снегом. Далее танк прошёл ещё 1667 км, таким образом, общий пробег составил 3026 км. Как показали испытания, средняя скорость чистого движения не превышала 30,7 км/ч (в наиболее благоприятных условиях Т-34 развил 34,5 км/ч), что объяснялось ростом боевой массы. Максимальной скорости Т-43 составила 49,05 км/ч, в то время как у Т-34 с такой же пятискоростной КПП — 50 км/ч. Рост массы сказался и на возможностях по преодолению различных препятствий. В целом разница оказалась небольшой — около 5% от Т-34 с пятискоростной коробкой передач. Запас хода оказался ниже, чем у Т-34, на 60 км. Зато лучше оказался температурный режим системы охлаждения — это было связано с изменениями системы охлаждения и иной конструкцией воздухозаборников.

​Т-43. Вид на моторно-трансмиссионное отделение:


Отдельным пунктом стало исследование условий работы экипажа. В случае с командиром выяснилось, что человек среднего роста, одетый в полушубок, на его месте вполне помещается. Забираться можно было как через люк в командирской башенке, так и через люк заряжающего. Также указывалось, что при езде утомляемости командира не наблюдается. Не было никаких нареканий ни к работе наводчика, ни к месту заряжающего. Хуже дела обстояли с механиком-водителем: забираться он мог только из башни, удобнее всего это было делать с правой стороны, но сначала требовалось, чтобы вышел заряжающий. Имелся ряд нареканий к рабочему месту, например, отсутствие регулировки сиденья по высоте и неудобство работы с некоторыми рычагами управления.

​Пятискоростная коробка передач:


В ходе заводских испытаний на Т-43 был выявлен ряд дефектов. Вместе с тем надёжность машины оказалась выше, чем у опытного образца КВ-13, а также последующих опытных образцов (ИС-1 и ИС-2). По этой причине список дефектов, которые требовалось устранить, составил 10 пунктов, причём радикальных переделок в них не значилось. Например, отслоение бандажей опорных катков стало головной болью не только на Т-43, но и на Т-34, а также САУ на его базе (это было связано с ростом боевой массы). Следует уточнит, что речь идёт о выводах, сделанных представителями завода № 183. Кроме того, первые два пункта в выводах по итогам испытаний выглядят крайне любопытно:

«1. По тактико-технической характеристике танк Т-43 может быть отнесён к типу тяжёлых быстроходных танков.

2. При увеличении в весе, в сравнении с Т-34, всего на 1,7 тонны, броневая защита танка Т-43, по большинству параметров, превосходит даже тяжёлый танк КВ. При этом манёвренность и динамические качества танка Т-43 сохранились практически такими же, как у танка Т-34».

​Т-43. Место механика-водителя:


Между тем испытания танка затянулись. На 1 февраля 1943 г. машина прошла 710 км, при этом старший военпред на заводе № 183 отмечал, что в январе 1943 г. завод доработкой и устранением дефектов не занимался. При этом пунктов замечаний набралось уже 24 штуки. Довольно много замечаний касалось обслуживания машины. Были и конструктивные недостатки. Смотровой люк механика-водителя не обеспечивал достаточной обзорности. Кроме того, у машины нашлись противники в ГБТУ КА — одним из них был П.К.Ворошилов, приёмный сын К.Е.Ворошилова. Пётр Климентьевич считал конструкция командирской башенки не совсем удачной. Так же он считал не удачным размещение командира за орудием. Решением проблемы Ворошилов считал расширение башенного погона до 1600 мм.

​За счёт командирской башенки существенно улучшилась обзорность:


5 апреля 1943 г. был утверждён окончательный список доработок Т-43. В их числе значилось расширение погона башни до 1600 мм, а также перенос командирской башенки влево. Впереди вновь появлялся курсовой пулемёт, а механик-водитель получал полноценный люк. Всего в списке изменений значилось 12 пунктов. Таким образом, работы по Т-43 продолжали затягиваться. Это сыграло в судьбе танка роковую роль, поскольку развитие бронетехники (а заодно и средств борьбы с ней) не стояло на месте. Впрочем, об этом мы поговорим уже в следующий раз.

Источники: ЦАМО РФ, РГАЭ. По: https://warspot.ru/14322-pervyy-podhod-k-t-43

 18 
 : Вчера в 03:27:33 pm 
Автор Anleon - Последний ответ от MMT
Так в 2011 г. на плакатике в Бронницах светили ПУ 77П6 на 5-осном БАЗ-69096. Там же опытный образец этого БАЗа катали.
Нет, не этого. Модели разные. Во-первых, разные кабины, во-вторых, задние оси неуправляемые... а главное - для С-500 габаритная ширина другая.

Фото первой выкатки того БАЗа, который показали в Бронницах: http://www.autocatalogue.ru/html/baz/69096/013o/mmain.htm

 19 
 : Вчера в 03:20:01 pm 
Автор foxhound - Последний ответ от MMT
Иди в выгребную яму!
Не катит. АВТОРИТЕТНЫЕ автоэксперты в таких случаях произносят фразу "это петушиный поступок!
Иди в выгребную яму!

 20 
 : Вчера в 04:30:40 am 
Автор foxhound - Последний ответ от bugmenot29
Иди в выгребную яму!
Не катит. АВТОРИТЕТНЫЕ автоэксперты в таких случаях произносят фразу "это петушиный поступок!"


Страницы: 1 [2] 3 4 ... 10