ЗИЛ-130Грузовой автомобиль с деревянной бортовой платформой.
НАЗНАЧЕНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИЗИЛ-130 предназначен для перевозки грузов по дорогам общего пользования, а также монтажа различного оборудования. Может буксировать прицеп массой до 8 т.
РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВОВ 1953 году на Московском автомобильном заводе им. Сталина началась разработка пятитонного грузовика ЗИС-125 (ЗИС-150М). В 1956 году появился доработанный вариант проекта под обозначением ЗиЛ-130. Работы возглавлял главный конструктор А.М.Кригер. Первые опытные образцы прошли испытания в 1959 году. Выявленные недостатки были устранены. В феврале 1961 года было окончательно утверждено проектное задание. В 1961 году началось поэтапное освоение агрегатов ЗиЛ-130 с установкой их на выпускаемые модели (ЗиЛ-164А и ЗиЛ-157К). В сентябре 1962 года была изготовлена первая партия ЗиЛ-130 (5 шт). В 1963 году с конвейера сошли серийные ЗиЛ-130. 1 октября 1964 года начался массовый выпуск. В середине 1970-х завод вышел на уровень производства 200 тыс. автомобилей в год. В Москве выпускался до 31 декабря 1994 года.
С сентября 1992 года выпускается на Уральском автомоторном заводе в Новоуральске. Северные модификации выпускались на Читинском автосборочном заводе с августа 1974 года. Всего выпущено более 3,3 миллиона автомобилей семейства ЗиЛ-130 всех модификаций. Удостоен Государственного "Знака качества".
МОДИФИКАЦИИЗиЛ-130 - бортовой, первый серийный вариант. Ресурс до капремонта составлял 135 тыс. км. Выпускался с 1963 года.
ЗиЛ-130-66 - вариант 1966 года. Ресурс увеличен до 200 тыс. км.
ЗиЛ-130-72 - вариант 1972 года. Ресурс увеличен до 250 тыс. км.
ЗиЛ-130-76 - вариант 1976 года. Грузоподъёмность увеличена до 6 т, ресурс - до 300 тыс. км.
ЗиЛ-130-80 - с тремя независимыми тормозными системами. Выпуск с августа 1984 года.
ЗиЛ-130А - опытный с двухступенчатым задним мостом.
ЗиЛ-130АН - бортовой с двигателем ЗиЛ-157Д. Выпускался с конца 1974 года.
ЗиЛ-130АНШ - шасси для спецавтомобилей с двигателем ЗиЛ-157Д.
ЗиЛ-130Б2 (-76) - шасси для сельскохозяйственного самосвала (база 3800 мм).
ЗиЛ-130Б - шасси для сельскохозяйственного самосвала (3800).
ЗиЛ-130Б2 (-76) - шасси для сельскохозяйственного самосвала (3800)
ЗиЛ-130Б2Ш - шасси для сельскохозяйственного самосвала.
ЗиЛ-130В - опытный седельный тягач с двухступенчатым задним мостом.
ЗиЛ-130В1 (-76) - седельный тягач. Серийное производство со второй половины 1965 года.
ЗиЛ-130В1Т - экспортный тропический.
ЗиЛ-130В1Э - экспортный для стран с умеренным климатом.
ЗиЛ-130Г (-76, -80) - длиннобазный (4500). Серийное производство со второй половины 1965 года.
ЗиЛ-130ГТ - экспортный тропический
ЗиЛ-130ГЭ - экспортный для стран с умеренным климатом.
ЗиЛ-130ГУ - длиннобазный (5600) с использованием деталей от ЗиЛ-133Г1. Выпускался с 1977 года.
ЗиЛ-130Д - опытное шасси для строительных самосвалов с двухступенчатым задним мостом.
ЗиЛ-130Д1 (-76) - шасси для строительных самосвалов (3300) для работы без прицепа. Серийное производство со второй половины 1965 года.
ЗиЛ-130Д1Т - экспортный тропический.
ЗиЛ-130Д1Ш - шасси для строительных самосвалов (3300).
ЗиЛ-130Д1Э - экспортный для стран с умеренным климатом.
ЗиЛ-130Д2 (-76) - шасси для строительных самосвалов (3800) для работы с прицепом.
ЗиЛ-130Е - с экранированным электрооборудованием (от ЗиЛ-131).
ЗиЛ-130К - шасси для самосвалов с двигателем ЗиЛ-157Д (3800). Выпускался с конца 1974 года.
ЗиЛ-130КШ - шасси для самосвалов с двигателем ЗиЛ-157Д (3300).
ЗиЛ-130Н - опытный седельный тягач под сельскохозяйственный полуприцеп-самосвал ММЗ-812.
ЗиЛ-130С (-76) - северный. Отличался предпусковым подогревателем, двойным остеклением кабины, резинотехническими изделиями из морозоустойчивой резины, лебёдкой для самовытаскивания. Выпускался в Чите с 12 августа 1974 года.
ЗиЛ-130Т - экспортный тропический.
ЗиЛ-130Ш - шасси.
ЗиЛ-130Э - экспортный.
ЗиЛ-136И - экспортный с дизелем "Перкинс".
ЗиЛ-136ИГ - длиннобазный (4500).
ЗиЛ-136ИД1 - шасси для самосвалов (3300).
ЗиЛ-138 - газобаллонный на сжиженном газе. Выпускался с апреля 1977 года.
ЗиЛ-138А — на сжатом газе (8 баллонов под грузовой платформой). Выпускался с 1982 года.
ЗиЛ-138АБШ - шасси для сельскохозяйственного самосвала (3800) на сжатом газе.
ЗиЛ-138В - седельный тягач. Выпускался с 1977 года.
ЗиЛ-138Д2 - шасси для строительного самосвала (3300) на сжиженном газе. Выпускалось с 1977 года.
ЗиЛ-138Д2Ш - шасси для строительного самосвала (3300) на сжиженном газе.
ЗиЛ-138Ш, ЗиЛ-138АШ - шасси для спецавтомобилей.
ЗиЛ-431410 - бортовой. Разработан в 1984-1985 годах. Выпускался с 1986 года.
ЗиЛ-431411 - северный.
ЗиЛ-431412 - шасси.
ЗиЛ-431450 - бортовой с двигателем ЗиЛ-157Д.
ЗиЛ-431452 - шасси с двигателем ЗиЛ-157Д.
ЗиЛ-431510 - длиннобазный (4500).
ЗиЛ-431610 - бортовой на сжатом газе.
ЗиЛ-431612 - шасси.
ЗиЛ-431810 - бортовой на сжиженном газе.
ЗиЛ-431812 - шасси.
ЗиЛ-431900 - с дизелем Д-245. Выпускается в Новоуральске.
ЗиЛ-431920 - с дизелем ЗиЛ-0550. Выпускается в Новоуральске.
ЗиЛ-441510 - седельный тягач.
ЗиЛ-495710 - шасси сельскохозяйственного самосвала.
ЗиЛ-495810 - шасси строительного самосвала.
ЗиЛ-495850 - шасси строительного самосвала с двигателем ЗиЛ-157Д.
ЗиЛ-496110 - шасси сельскохозяйственного самосвала на сжатом газе.
ЗиЛ-496210 - шасси строительного самосвала на сжиженном газе.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ Колесная формула 4x2. Кабина цельнометаллическая, трёхместная. Кузов – деревянная платформа с тремя откидывающимися бортами. Двигатель 8-цилиндровый V-образный карбюраторный четырёхтактный верхнеклапанный. Коробка передач 5-ступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Сцепление однодисковое сухое. Главная передача двойная: пара конических шестерён со спиральными зубьями и пара цилиндрических. Рулевой механизм с гидроусилителем. Подвеска на продольных полуэллиптических рессорах, спереди с гидравлическими телескопическими амортизаторами, сзади - с дополнительными рессорами. Рабочий тормоз барабанный на все колёса с пневмоприводом.
Автомобили для армии красились в зелёный защитный цвет, оснащались дополнительным инструментом, канистрами на 10 и 20 л, топором, лопатой, пилой, комплектом светомаскировочных насадок СМУ. Часть машин оснашалась кузовом с наращенными бортами, дугами и тентом. Специально для ЗиЛ-130 выпускалась газовая кухня КГ-40 (монтировалась справа под платформой на месте запасного колеса).
Автомобили первых опытных партий имели колёса от ЗиЛ-164А, маленькое круглое зеркало (как на ЗиЛ-164 и ЗиЛ-157) только с левой стороны, капот без вентиляционных прорезей по бокам, заднее стекло защищалось металлической сеткой. Инструментальный ящик крепился сзади справа под платформой.
Первые серийные ЗиЛ-130 имели изменённую облицовку радиатора, прямоугольные зеркала с обеих сторон, новые диски колёс с 4 вентиляционными отверстиями. Инструментальный ящик располагался слева над бензобаком. Горловина бензобака смещена вперёд.
Изменения в серии:
- ЗиЛ-130-66 имел бензобак с горловиной по центру, инструментальный ящик смещён ближе к задним колёсам.
- С февраля 1971 года уменьшена высота бортов кузова на одну доску (с 685 до 575 мм).
- С января 1974 года на передних крыльях появились повторители указателей поворота.
- С апреля 1974 года устанавливались зеркала увеличенного размера.
- ЗиЛ-130В1-76 получил противотуманные фары жёлтого цвета под бампером.
- С конца 1978 года устанавливалась облицовка с двумя рядами небольших отверстий.
- С апреля 1979 года внедрён задний мост с гипоидной главной передачей.
- С 1980 года устанавливается знак автопоезда - 3 оранжевых фонаря на крыше кабины.
- С февраля 1983 года упразднён левый люк на крыше кабины.
- С февраля 1985 года внедрена новая светотехника.
- С 1986 года упразднён второй люк на крыше кабины.
ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)Широко применялся как в народном хозяйстве, так и в Вооружённых Силах СССР. На базе ЗиЛ-130 выпускались более 200 моделей специализированных автомобилей.
В армии бортовые автомобили применялись в транспортных подразделениях. На шасси ЗиЛ-130 монтировались радиостанции, мастерские, цистерны, авиационные агрегаты аэродромного обслуживания. Прожекторы на шасси ЗиЛ-130 применялись также в погранвойсках КГБ СССР.
ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ...
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИГабаритные размеры автомобиля:
- длина – 6675 мм
- ширина – 2500 мм
- высота по кабине – 2400 мм
База - 3800 мм
Колея - 1800/1790 мм
Полезная нагрузка – 5000 (6000) кг.
Погрузочная высота – 1450 мм
Масса в снаряженном состоянии – 4300 кг.
Площадь пола платформы – 8,72 м
2.
Объём кузова – 5,02 м
3.
Полная масса - 10525 кг.
Нагрузка на ось (максимальная) – 7900 кгс.
Масса буксируемого прицепа – 8000 кг.
Двигатель:
- тип – ЗИЛ-130.
- число цилиндров - 8
- рабочий объём - 5996 см
3- степень сжатия - 6,5
- максимальная мощность – 150 л.с. при 3200 об/мин
- максимальный крутящий момент - 41 кгс*м при 1800-2000 об/мин
Число передач - 5
Максимальная скорость – 90 км/ч
Размер шин – 9,00-20" (260-508 или 260-508Р).
Заправочные объёмы и эксплуатационные материалы:
- топливный бак – 170 л А-76;
- система охлаждения двигателя – 29 л;
- система смазки двигателя – 9 л АС-8;
- картер коробки передач – 5,1 л Тап-15В;
- картер ведущего моста – 4,5 л Тап-15В.
Норма расхода горючего – 38 л на 100 км.
Запас хода по горючему – 445 км.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ1. Киселёв В. Модернизированные ЗИЛы // За рулём. - 1987. - №4. - С. 3.
2. Колеватов А. Сто тридцатый // Автомобильный моделизм. - 2002. - №6. - С. 2-8.
3. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. - Изд. 8-е. - М.: Транспорт, 1978. - С. 125-130.
4. Разинчев Н. Пять за шестерых // За рулём. - 1977. - №6. - С. 4-5.
5. Технические средства служб тыла. Справочник. – М.: Воениздат. 1979.
6.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-130ВОПРОСЫ- ...
НАД СТАТЬЕЙ РАБОТАЛИ- Oleg
- Melnikov
ИЛЛЮСТРАЦИИ- Технические средства служб тыла. Справочник. – М.: Воениздат. 2003 г.