Russian Arms Forum

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1]   Вниз

Автор Тема: Проект 685 «Плавник» - атомная подводная лодка  (Прочитано 10266 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ракетчик

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1809

Атомная подводная лодка проекта 685 «Плавник»
 
Обозначение НАТО – MIKЕ.
Построено – 1 ед., К-278 «Комсомолец». Вступление в строй – 1984 г. Погибла в 1989 г.
Атомный подводный крейсер 1-го ранга.

ТТХ:
Титановый корпус.
Водоизмещение: надводное – 5880 т., подводное – 8500 т.
Размеры: длина – 110 м., ширина – 12,3 м., осадка – 9,5 м.
Глубина погружения: рабочая – более 1000 м.
ЭУ – ядерная.
2 реактора ОК-650Б, мощность – по 190 МВт.
1 паровые турбины, мощность 50000 л.с.
Движители - 1 винт. Подруливающие устройства (2х410 л.с.).
Скорость хода: надводная – 11 уз, подводная – >30 уз.
Экипаж – 60 человек, в том числе 31 офицер.

Вооружение:
6 533-мм носовых торпедных аппарата, боекомплект – 22 ед (СКР «Гранат», ПЛУР, торпеды (САЭТ-60М, 53-65К), мины).

Радиотехническое оснащение:
БИУС – «Омнибус»
ГАК – «Скат».
Комплекс связи – «Молния-Л»
Навигационный комплекс – «Медведица».
« Последнее редактирование: Декабря 03, 2016, 09:45:32 am от Rotor15 »
Записан

Lans

  • Гость
Re: проект 685 "Плавник" - атомная подводная лодка
« Ответ #1 : Сентября 17, 2010, 01:12:01 am »

схема и фото
« Последнее редактирование: Сентября 17, 2010, 01:17:17 am от Lans »
Записан

Lans

  • Гость
Re: проект 685 "Плавник" - атомная подводная лодка
« Ответ #2 : Апреля 07, 2012, 04:42:12 pm »

Немного из Ю.В.Апальков "Подводные лодки советского флота 1945-1991". Том 3

"Завершая разговор об АЛЛ пр. 685, нельзя не сказать несколько слов о вопросе серийной постройки подобных кораблей. Во исполнение совместного решения командования ВМФ и руководства МСП от 21 мая 1981 г. группой главного конструктора к январю 1982 г. был подготовлен доклад о постройке серии АЛЛ пр. 685. Как уже говорилось, в процессе создания этой лодки был решен целый комплекс научно-технических проблем, связанных со спецификой большой глубины погружения. В то же самое время эта лодка создавалась как боевая, без какого-либо снижения требований в части, касающейся ТТЭ.

Вместе с тем, в соответствии с текущим 10-летним планом военного кораблестроения в номенклатуре многоцелевых АЛЛ, намеченных к проектированию как в ближней, так и в дальней перспективе, не предусматривалась постройка кораблей с глубиной погружения порядка 1000 м. Таким образом, наметился разрыв по времени между созданием корабля пр. 685 и какой-либо серийной атомной глубоководной АЛЛ, проект которой в начале 80-х годов даже не был обозначен. Данное обстоятельство могло привести к потере имевшегося тогда приоритета перед США в этом важном для обороны страны вопросе.

Как показывали расчеты, постройка серии АПЛ пр. 685 в 11-й пятилетке вполне обеспечивалась технической документацией и производственными мощностями по изготовлению проката и штамповок из титановых сплавов. При этом ЦКБ МТ «Рубин» рассмотрело предложения базовых организаций ВМФ, НИИ и заинтересованных предприятий по изменению состава радиоэлектронного вооружения на серийных лодках пр. 685.

В частности, было проработано предложение ЦНИИ «Электроприбор» о замене НК «Медведица-0103» комплексом «Симфония-085». Как оказалось, разместить его без увеличения размеров лодки не представлялось возможным, так как для этого требовалось около 30 м3 дополнительного объема. С другой стороны, номенклатура задач, решаемых комплексом «Симфония», являлась явно избыточной для многоцелевой АПЛ. В соответствии с письмом ГУК ВМФ была выполнена проработка по замене КСС «Молния-Л» комплексом «Молния-ЛМ1». В его составе также имелась избыточная для многоцелевых АПЛ аппаратура, в том числе предназначенная для разблокировки стратегического ракетного оружия, что требовало до 8 м3 дополнительных объемов. Институт связи ВМФ рекомендовал устанавливать на серийных лодках выпускное буксируемое антенное устройство «Моряна», предназначенное для обеспечения радиоприема в подводном положении в диапазоне низких и сверхнизких частот. Было решено оснастить серийные корабли данным устройством. По предложению ЦНИИ «Гранит» была проработана возможность замены РЛК «Бухта-Чибис-Хром КМА» комплексом «Радиан-У» при условии его доработки по объему аппаратуры и глубине погружения до требований, предъявляемых к АЛЛ пр. 685.

Особый интерес представляют проработки, направленные на совершенствование гидроакустического вооружения корабля. Так, например, изучалась возможность установки вместо ГАК «Скат-Плавник» комплекса «Скат-3» без бортовой антенны (седьмой подсистемы). Проработка показала, что реализация этих планов потребует дополнительных объемов (около 150 м3) и полной конструктивной переработки носовой оконечности корабля. При этом из-за размеров носовой антенны (диаметр 8,1 и высота 3,9 м) она должна была иметь бульбообразную форму и выступать ниже основной плоскости примерно на один метр. Такая конструкция могла лишь привести к повышению собственных помех работе гидроакустических средств. Как следствие, единственным изменением в составе гидроакустического вооружения серийных лодок стало внедрение ГАС с ГПБА «Пеламида» и сквозной цифровой обработки информации.

В случае постройки серии на АЛЛ пр. 685 предполагалось внедрить целый комплекс мероприятий, которые могли бы обеспечить снижение шумности и уровня собственных помех работе гидроакустических средств. В частности, предлагалось заменить два винта, выполненных по схеме «тандем», одним семилопастным, внедрить низкочастотную амортизацию оборудования ПТУ и амортизацию ГУЛ, а также оборудование, соответствующее ВАХ-74 и ВАХ-80.

Трудоемкость постройки серийной АПЛ пр. 685 примерно определялась в 10 миллионов нормо-часов, а продолжительность - в 72 месяца, включая закупку оборудования и материалов (подготовительный период). Для скорейшего формирования полноценного боевого соединения глубоководных лодок постройку первого серийного корабля рекомендовалось осуществлять по чертежам головной АПЛ с учетом: модернизации ГАК «Скат-Плавник» в части, касающейся внедрения ГАС с ГПБА «Пеламида» и сквозной цифровой обработки информации; модернизации КСС путем установки буксируемого связного устройства «Моряна». Эта модернизация требовала увеличения длины второго отсека примерно на 3-4 шпации. Хотя доклад группы главного конструктора и был подписан всеми заинтересованными лицами (от ЦКБ МТ «Рубин», от ЦНИИ КМ «Прометей» и от ЦНИИ-1 ВМФ), вопрос о постройке серии АПЛ пр. 685 было предложено решить по результатам испытаний головной лодки и после корректировки технического проекта.

В следующий раз к вопросу о серийной постройке АЛЛ пр. 685 обратились только лишь после завершения глубоководных испытаний К-278. Он был поднят 5 сентября 1985 г. в докладе на имя главкома ВМФ С.Г. Горшкова и министра судостроительной промышленности И.С. Белоусова, составленном заместителем генерального конструктора Д.А. Романовым и подписанном начальником ЦКБ МТ «Рубин» И.Д. Спасским и начальником ЦНИИ-1 ВМФ вице-адмиралом М.М. Будаевым. В этом докладе, помимо сообщений о результатах глубоководных испытаний и преимуществах ПЛ, имеющей большую глубину погружения, была просьба рассмотреть вопрос о строительстве в 1986-1995 гг. (в 12-й и 13-й пятилетках) ограниченной серии лодок пр. 685. Одновременно предлагалось откорректировать технический проект. Помимо предложений, выдвинутых в докладе группы главного конструктора от 21 мая 1981 г., на этот раз предлагалось увеличить принимаемый на борт боезапас и более кардинально изменить состав радиотехнического вооружения и улучшить условия обитаемости.

В ответ на новые предложения МСП занялось в буквальном смысле этого слова бумажной волокитой, поручив 19 сентября 1985 г. ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова совместно с ЦКБ МТ «Рубин» и ЦНИИ-1 ВМФ рассмотреть их и дать соответствующее заключение в установленном порядке. На этот раз вместо совместного рассмотрения вопроса ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова в одностороннем порядке в письме на имя министра судостроительной промышленности высказал свое мнение по этому вопросу.

В этом письме, в частности, указывалось на то, что завершение постройки первой лодки по корректированному проекту 685М возможно только лишь в 1992-1993 гг., когда начнут вступать в строй первые АПЛ четвертого поколения. При этом шумность корабля пр. 685, по оценке института, будет на 6 Дб выше прогнозируемой для лодок третьего поколения со сроком сдачи после 1990 г. и на 16 Дб выше, чем на АПЛ четвертого поколения. Для снижения шумности корабля проекта 685 до требуемых пределов было необходимо его разрабатывать заново. Кроме того, указывалось на то, что в ТТЗ лодок пр. 957 и пр. 885 были предусмотрены варианты с предельной глубиной погружения 800 м, для лодок пр. 975 - 1000 м, а для лодок пр. 954 - свыше 1000 м. Исходя из этих соображений серийная постройка АПЛ пр. 685 признавалась нецелесообразной.

Однако это было не совсем так. Дело в том, что в планах военного кораблестроения создание глубоководных АПЛ четвертого поколения не предусматривалось вообще. Если же такой корабль и решили бы построить (вероятнее всего, по пр. 975), то это удалось, по целому ряду причин, сделать не ранее чем в 1996-2000 гг. (т.е. только лишь в 14-й пятилетке). Лодки пр. 957 и пр. 885 не могли быть глубоководными, так как должны были иметь стальной корпус. Так или иначе, но больше к серийной постройке лодок пр. 685Мке возвращались."
Записан

Боцман

  • Новичок
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 31
Re: проект 685 "Плавник" - атомная подводная лодка
« Ответ #3 : Апреля 08, 2012, 12:11:06 am »

Немного из Ю.В.Апальков "Подводные лодки советского флота 1945-1991". Том 3
Извините, а Плавник и придуманный по названию прессой "Комсомолец" не одно и то же?
Я знаю, что эта лодка имеет еще одно предсерийное название...
Записан
С уважением, Вячеслав

Lans

  • Гость
Re: проект 685 "Плавник" - атомная подводная лодка
« Ответ #4 : Апреля 08, 2012, 12:35:59 am »

Да, К-278 "Комсомолец" и пр.685 "Плавник" это одна и та же лодка
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3153
Re: проект 685 "Плавник" - атомная подводная лодка
« Ответ #5 : Апреля 14, 2012, 08:50:09 pm »

Проект 685 «Плавник» - опытная глубоководная торпедная атомная подводная лодка.

Проект 685. Атомный подводный крейсер 1-го ранга.

Шифр работ: «Плавник».

Построено: 1 ед.
Тактический номер: К-278, с  10.1988. (по др. данным с 31 января 1989 г.) «Комсомолец».
Обозначение НАТО: Mike.
Разработчик: ЦКБ-18, с 1966 г. «Ленинградское проектно-монтажное Бюро „Рубин“» (ЛПМБ «Рубин»), г. Ленинград.
Главный конструктор: Н.А.Климов, с 1977 г. Ю.Н.Кормилицын.
Зам. главного конструктора: Д.А.Романов
Изготовитель: ПО "Северное машиностроительное предприятие" (ПО "СМП"), г. Северодвинск.
Ответственный сдатчик ПО "СМП": В.М.Чувакин.
Заводской номер: 510.
Дата закладки: 22.04.1978.
Дата спуска на воду: 09.05.1983.
Дата вступления в строй: 20.10.1983. (по данным разработчика приёмный акт от 28.12.1983.)
Дата гибели: 07.04.1989.

Н.А.Климов:


Ю.Н.Кормилицин:


Характеристика АПЛ проекта 685:
Длина наибольшая   118,4 м
Ширина наибольшая   11,1 м
Осадка по КВЛ   7,4 м
Водоизмещение:
     - нормальное   5680 м3
     - полное   8500 м3
Запас плавучести   36%
Рабочая глубина погружения   1000 м
Предельная глубина погружения   1250 м
Полная скорость подводного хода   30,6 уз.
Надводная скорость   14,0 уз.
Экипаж   57 чел.

Носовая часть корпуса АПЛ "К-278":


История создания.
      В августе 1966 г. командованием ВМФ было выдано тактико-техническое задание на разработку опытной глубоководной подводной лодки (проект 658) с предельной глубиной погружения, в 2,5 раза превышающей соответствующий показатель других атомных торпедных подводных лодок. Работы, получившие шифр «Плавник», велись в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора Н.А. Климова (в 1977 году его сменил Ю.Н. Кормилицын).
      Глубоководная атомная лодка создавалась как полноценный боевой корабль, способный решать широкий круг задач, в число которых входил поиск, обнаружение, длительное слежение и уничтожение атомных подводных лодок, борьба с авианосными соединениями, крупными надводными кораблями и транспортами противника.
      Процесс проектирования глубоководной лодки занял более восьми лет. Технический проект глубоководного атомохода был утвержден в декабре 1974 г. (по данным ЦКБ МТ "Рубин" технический проект был разработан в 1973 г.).
      В качестве основного конструкционного материала на проекте 685 было решено использовать титановые сплавы.
      Для определения работоспособности титанового сплава в условиях высоких напряжений корпусных конструкций на больших глубинах погружения было решено провести широкий комплекс исследований и экспериментов. На масштабных, полунатурных и натурных отсеках подводной лодки отрабатывались методы конструирования, технология изготовления различных конструктивных узлов корпуса, осуществлялась экспериментальная проверка статической, циклической и динамической прочности конструкции.
      В рамках программы создания АПЛ проекта 685 в Северодвинске были построены три специальные док-камеры, одна из которых имела диаметр 5 м и длину 20 м, другая, соответственно, 12 и 27 и третья — 15 м и 55 м. В первой из камер создавалось давление 400 кгс/см2 при разовой нагрузке и 200 кгс/см2 — при циклическом нагружении. Вторая док-камера имела рабочее давление 200 кгс/см2 и третья — 160 кгс/см2.
       Опыт, полученный в ходе реализации 685 проекта, предполагалось широко использовать при проектировании и постройке атомных подводных лодок нового поколения.
       АПЛ 685-го проекта, получившая номер К-278, была официально заложена в Северодвинске 22 апреля 1978 г. Постройка корабля осуществлялась блоками, каждый из которых был испытан давлением в самой большой из экспериментальных док-камер.
       Спуск К-278 на воду состоялся 9 мая 1983 г., а 20 октября 1983 г. атомная подводная лодка вступила в строй Краснознаменного Северного флота.
       Корабль имел двухкорпусную архитектуру. Его тщательно отработанные внешние обводы в сочетании с применением одновальной энергетической установки обеспечивали относительно низкое гидродинамическое сопротивление и высокие скоростные качества, превосходящие возможности американских аналогов.
      Прочному корпусу была придана относительно простая конфигурация. В средней части он представлял собой цилиндр диаметром 8 м, а в оконечностях — усеченные конусы, заканчивающиеся сферическими переборками (угол сопряжения цилиндра и конусов не превышал 5°). В качестве основного конструкционного материала был принят титановый сплав 48-Т с пределом текучести 72—75 кгс/мм2. Цистерны главного балласта размещались внутри прочного корпуса. Для сведения к минимуму числа отверстий в прочном корпусе было решено отказаться от прочной рубки и торпедопогрузочного люка.
       Для экстренного (в течение 20-30 с) создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении внутрь лодки забортной воды была установлена система продувания балласта одной из цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов.
       В результате рационального использования новых материалов и реализации ряда оригинальных конструкционных решений вес корпуса АПЛ пр. 685 составил 39% от нормального водоизмещения корабля, что не превышало соответствующий показатель других атомных подводных лодок, имеющих значительно меньшую глубину погружения.
       Наружный корпус, сваренный из титанового сплава, состоял из 10 безкингстонных систем главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, проницаемых частей и ограждения выдвижных устройств.
       Применение титана позволило значительно уменьшить массу корпуса.
       Ниши торпедных аппаратов, вырезы под носовые горизонтальные рули, шпигаты были оснащены щитовыми закрытиями.

Проекции (вариант) АПЛ проекта 685 "Плавник":


       Единственная известня мне схема АПЛ "Комсомолец" проекта 685 "Плавник":

       Прочный корпус лодки делился на семь отсеков:
       1-й — торпедный, разделенный двумя палубами. На верхней палубе размещались казенные части ТА, торпедные стеллажи и часть аппаратуры связи, а на нижней — аккумуляторная батарея на 112 элементов;
       2-й — жилой, разделенный двумя палубами. Вверху были расположены кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения, внизу — каюты личного состава. В трюме размещались провизионная кладовая, емкости с пресной водой и электролизная установка;
       3-й — центральный пост, разделенный двумя палубами, на верхней из которых были расположены пульты управления главного поста и вычислительный комплекс, а на нижней находился аварийный дизель-генератор;
       4-й — реакторный. В нем располагалась паропроизводящая установка со всем оборудованием и трубопроводами первого контура;
       5-й — отсек вспомогательных механизмов, обеспечивающих функционирование системы охлаждения;
       6-й — турбинный отсек. В его диаметральной плоскости располагался главный турбозубчатый агрегат, а по бокам — два автономных турбогенератора и два главных конденсатора;
       7-й — кормовой. По нему проходила линия главного вала и размещались привода рулей.
       Лодка имела всплывающую камеру, способную вместить весь экипаж и обеспечивающую его спасение с глубин до 1500 м и оснащенную автономной системой энергоснабжения. Камера располагалась в ограждении выдвижных устройств и при нахождении корабля в надводном положении использовалась для выхода из помещений прочного корпуса на палубу надстройки.
       Во 2-м и 3-м отсеках, где располагались центральный пост и жилые помещения, была сформирована т. н. «зона спасения», ограниченная поперечными переборками, способными выдержать давление до 40 кгс/см2.
       Главная энергетическая установка включала один водоводяной атомный реактор ОК-650Б-3 (190 мВт) с четырьмя парогенераторами, один ГТЗА (43000 л. с.) и два автономных турбогенератора (2 х 2000 кВт). Резервная энергетическая установка включала один дизель-генератор ДГ-500 (500 кВт), группу аккумуляторных батарей и резервный движительный комплекс — два гребных винта, размещенных на концах горизонтального оперения и приводимых электродвигателями мощностью по 300 кВт, заключенными в водонепроницаемые капсулы. Скорость под резервными движителями в надводном положении достигала 5 узлов.
        Для предотвращения аварийного поступления забортной воды внутрь прочного корпуса была применена двухконтурная система теплообменных аппаратов ГЭУ и бортового оборудования. В первом контуре охлаждения циркулировала пресная вода с отводом тепла в два забортных водоводяных охладителя. При этом число забортных отверстий в прочном корпусе было сокращено до минимума.
        Каждый отсек корабля оснащался системой воздушно-пенного и объемного химического пожаротушения.
        Система управления движением АПЛ имела подсистему, обеспечивающую автоматизированный контроль за поступлением внутрь прочного корпуса забортной воды и вырабатывающая рекомендации по всплытию аварийной лодки на поверхность.
        Основным информационным средством лодки являлся автоматизированный гидроакустический комплекс «Скат», антенные посты и приборное оборудование которого располагались в носовой оконечности легкого корпуса в прочной капсуле. ГАК использовался для освещения подводной обстановки, выдачи целеуказания ракетно-торпедному оружию, опознавания подводных целей и решения ряда навигационных задач. Комплекс обеспечивал обнаружение целей при шумопеленговании в режиме автоматизированного сопровождения цели и при эхопеленговании в режиме измерения дистанции.
        Корабль имел автоматический всеширотный навигационный комплекс «Медведица-685», обзорную РЛС «Бухта», навигационную РЛС «Чибис», комплекс связи «Молния-Л» (включающий станцию космической связи «Синтез», а также KB- и УКВ станции «Анис» и «Кора»). Централизованное управление боевой деятельностью осуществлялось посредством боевой информационно-управляющей системы (БИУС).
        Торпедное вооружение АПЛ состояло из шести 533-мм автоматизированных торпедных аппаратов с автономно действующими пневмогидравлическими стреляющими устройствами и системами быстрого заряжания. Суммарный боезапас составлял 22 торпеды, ракето-торпеды и торпеды (типовой вариант загрузки — две ракето-торпеды РК-55, два «Шквала» и две торпеды САЭТ-60М в ТА, а также шесть ракет и 10 торпед на стеллажах). Ракетно-торпедное оружие могло применяться на всех глубинах погружения подводной лодки как одиночными выстрелами, так и залпом.
       После ввода в строй К-278 в течение нескольких лет находилась в опытной эксплуатации. Проводились ее интенсивные испытания. В частности, были проведены погружения на предельную глубину с проверкой возможности стрельбы из торпедных аппаратов. Корабль привлекался к участию в учениях флота. На глубине порядка 1000 м лодка практически не обнаруживалась гидроакустическими и другими средствами потенциального противника и являлась неуязвимой для его оружия.
        В октябре 1988 года К-278 было присвоено название «Комсомолец».

Источник: В.Е.Ильин, А.И.Колесников «Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник», Астрель, АСТ, Москва, 2006 г.


Торжественное построение по случаю подъема Военно-морского флага. Государственный флаг снимает ответственный сдатчик Чувакин В.И., дата: август 1983 г., автор: неизв., источник: ПО "Северное машиностроительное предприятие", предоставил: А.Гуров.


Торжественное построение по случаю подъема Военно-морского флага на АПЛ "К-278" проекта 685 "Плавник", ПО "Северное машиностроительное предприятие", г. Северодвинск, август 1983 г.






АПЛ «К-278» в период ходовых испытаний в Белом море, дата: ноябрь 1983 г. (приблизительно), автор: неизв., источник: ПО "Северное машиностроительное предприятие".



АПЛ "К-278" с буксирами.


АПЛ «К-278» подходит к пирсу в губе Лопаткина, дата: октябрь 1987 г., автор: В.Юдин, предоставил: И.Орлов


С сайта разработчика АПЛ: ЦКБ МТ "Рубин".






АПЛ K-278, 1 января 1986 г.


АПЛ K-278, 1 января 1986 г.


Скриншот видео.


Скриншот видео.

Источники:
http://www.podlodka.su/03/foto/photoalbum685.php

Историческая справка по АПЛ "К-278".



16 марта 1976 г.
Зачислена в списки кораблей ВМФ как крейсерская ПЛ;

22 апреля 1978 г.
Заложена на стапеле цеха № 42 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как крейсерская ПЛ;

25 июля 1978 г.
Переклассифицирована в большую ПЛ;

30 мая 1983 г.
Торжественно выведена из цеха;

3 июня 1983 г.
Спущена на воду;

Июль - август 1983 г.
Проведены швартовые испытания;

Август 1983 г.
Торжественно поднят Военно-морской флаг. Начало ходовых испытаний;

28 декабря 1983 г.
Подписан приемный акт, вступила в строй;

18 января 1984 г.
Включена в состав 6-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Лопаткина;

14 декабря 1984 г.
Прибыла к постоянному месту базирования, к этому времени наплаванность корабля составляла 107 ходовых суток, в том числе около двух месяцев плавания без гражданских специалистов на борту. В соответствии с совместным решением ВМФ и Минсудпрома руководство опытной эксплуатации поручено председателю комиссии – командующему 1 флотилии подводных лодок – и проводилось по разработанной Главкоматом ВМФ и Мидсудпромом специальной программе;

29 июня 1985 г.
Экипаж сдал курсовые задачи, был введен в состав перволинейных кораблей постоянной боеготовности и начал подготовку к глубоководному погружению;

Июль 1985 г.
В губе Западная Лица проведены испытания отстыковки вслывающей камеры;

31 июля - 7 августа 1985 г.
Глубоководные испытания. 31 июля вышла в Норвежское море для проведения глубоководных испытаний. 4 августа выполнила программу глубоководного погружения. На борту находился Главный конструктор проекта Кормилицин Ю.Н., технический руководитель погружения первый заместитель главного конструктора Романов Д.А., ответственный сдатчик Чувакин В.М., сдаточный механик Леонов Л.П. В 12.43 пл погрузилась на глубину 1000 метров и оставалась там 51 минуту, достигнув максимальной глубины 1027 метров. При всплытии на 800 метрах выполнила прострелку торпедных аппаратов болванками. 7 августа вернулась в пункт базирования, на пирсе пл встречал командующий Краснознаменным Северным флотом адмирал Капитанец И.М.;

Август - ноябрь 1985 г.
Ревизия механизмов на ПО «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске;

Декабрь 1985 г.
Выполнена доковая операция на СРЗ-10 в г. Полярном для ремонта штока лага;

30 декабря 1985 г.
Выведена из дока и перешла из губы Пала к месту постоянного базирования в губу Лопаткина;

1986 г.
В период опытных тактических учений выполнила в Норвежском море испытания аварийной газогенераторной системы всплытием с рабочей глубины 800 метров;

С 30 ноября 1986 г. по 28 февраля 1987 г.
Выполнила задачи автономной БС. Старший на борту ЗКД кап. 1 ранга Богатыревым А.С.;

Июнь 1987 г.
Закончена опытная эксплуатация, принята в эксплуатацию по прямому назначению;

Август - октябрь 1987 г.
Выполнила задачи автономной БС. В период выполнения задач боевой службы, 25 сентября совершила кратковременный заход в пункт базирования для передачи на берег ИГАГ-1 ст. л-та Диденко Ю.Н., в связи с обострением у него симптомов сердечной недостаточности;

31 января 1989 г.
Получила почетное наименование «Комсомолец»;

28 февраля 1989 г.
Вышла на боевую службу с 604 экипажем под командованием кап. 1 р. Ванина Е.А.;

7 апреля 1989 г.
Погибла при возвращении с боевой службы в Норвежском море. Подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов, когда около 11.00 в 7-м отсеке возник очаг пожара, истинная причина которого так и осталась не установленной. В 11.12 на лодке была объявлена аварийная тревога, лодка начала всплывать ходом на глубину 50 метров. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы, из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда, продуть группу ЦГБ, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошёл разрыв трубопровода ВВД ЦГБ № 10, расположенной в 7 отсеке, в результате чего в отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объёмный. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке, избыточным давлением масло "обратным ходом" было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Когда в 11.16 лодка всплыла на поверхность, горели уже два отсека - 6 и 7-й, произошло задымление 2, 3 и 5-го отсеков, примерно в это же время происходит возгорание пульта в 3 отсеке и вспышка горючих газов в 5-м. Уже в надводном положении сработала аварийная защита ядерного реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течении двух с лишним часов. В 11 час 37 мин был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно, в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала - на берегу он был принят и расшифрован лишь после 8 раза, в 12 час 19 мин. Тем временем через разрушенный трубопровод горячий воздух из 7 отсека поступает в цистерну главного балласта № 10 правого борта, продувает её, что образует крен на левый борт. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включен в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения - личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организовывается работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков. С опозданием подана команда - переключиться в ИДА, однако в экипаже уже появились первые жертвы. В 12.39 к месту аварии вылетает патрульный Ил-38, а в 13 час 20 мин командование Северного флота передаёт координаты лодки на плавбазу "Алексей Хлобыстов", которая выходит к месту аварии. В 14.40 установлен визуальный контакт с самолетом Ил-38. На лодке всё это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков, тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ и воздуха высокого давления. К 16.30 ситуация начала стремительно обостряться и в 16.40 по кораблю был отдан приказ готовиться к эвакуации лодки, приготовить ВСК, покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. В 17.08 лодка с дифферентом на корму до 80 град стремительно затонула на глубине 1858 метров в точке с координатами 73°43'17 с.ш. 13°15'51 в.д. Вместе с кораблем в районе затопления утонуло 23 члена экипажа. В воде оказались 59 человек, пятеро, включая командира лодки, остались в ВСК, из них после всплытия камеры выжил лишь один человек, а камера затонула. Всего погибло 42 подводника, тела 16 погибших и оставшиеся в живых были подняты на борт рыбопромысловой базы «Алексей Хлобыстов» и промыслового судна «Ома». Дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится - руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа. Однако очень тяжело судить о правильности или ошибочности действий экипажа, попавшего в экстремальную ситуацию;

6 июня 1990 г.
Исключена из состава ВМФ;

1989 - 1998 гг.
Обследована на грунте глубоководными аппаратами «Мир». В 1989—1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были несанкционировано сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов.

Командиры.
1. Зеленский Ю.А. (март? 1976 - 31.12.1989.).
2. Ванин Е.А. (июнь? 1984 - 07.04.1989.) командир 604-го экипажа (2-го экипажа), в/ч 09640.

http://www.deepstorm.ru/sub.htm


Офицеры, мичманы и старшины первого экипажа АПЛ «К-278».
Сидят (слева направо): СПК кап. 2 ранга Ключников В.М., командир кап. 1 ранга Зеленский Ю.А., ЗКПЧ кап. 2 ранга Кундрюков В.И. Стоят (слева направо): СРТК м-н Бобровников В., главный боцман ст. м-н Полухин В., ст. 2 ст. (?), ст. 1 ст (?), НРТС кап. 3 ранга Коковин В.Г., ПК кап. 3 ранга Аванесов О.Г., ст. 2 ст. (?), ст. 1 ст. (?), ст. 2 ст. (?), СКС м-н Богданов.
Дата: 1987 год (приблизительно), автор: неизв., предоставил: А. Гуров.


Первый командир АПЛ «К-278» кап. 1 ранга Зеленский Ю.А.


Последний командир АПЛ «К-278» кап. 1 ранга Ванин Е.А.


Ванин Е.А.

http://www.submarines.narod.ru/Substory/6_685_gr604.html
http://scilib-fleet.narod.ru/SubEpopee/photos.htm
http://militera.lib.ru/h/cherkashin_na2/ill.html
« Последнее редактирование: Декабря 03, 2016, 02:37:40 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3153
Re: проект 685 "Плавник" - атомная подводная лодка
« Ответ #6 : Апреля 14, 2012, 08:52:06 pm »

 Выплывающая спасательная камера (ВСК) АПЛ "К-278".
В штатном состоянии (в ограждении выдвижных устройств):

АПЛ "К-278", Западная Лица, 1988 г.

Ограждения выдвижных устройств после отделения ВСК от АПЛ:

Место затопления. Кадр видеосъёмки с глубоководного аппарата "Мир".

Схема ВСК АПЛ "К-278":

    1 – привод отдачи стопора;
    2 – привод разворота кремальеры вручную;
    3 – клапан пневматического разворота кремальеры;
    4 – клапан уравнивания давления в предкамере с забортным;
    5 – клапан подачи воздуха на толкачи гарантированного отделения камеры;
    6 – глубиномер;
    7 – манометр абсолютного давления в камере;
    8 – трап;
    9 – шланг воздуха высокого давления;
    10 – крышка нижнего рубочного люка;
    11, 12 – крышки верхнего и нижнего люков камеры соответственно.

Момент всплытия ВСК при аварийном затоплении АПЛ "Комсомолец" (рисунок художника Андрея Лубянова: "Комсомолец".):


http://www.atrinaflot.narod.ru/1_submarines/03_pla_685/685_05.jpg
http://aqua.sm.bmstu.ru/articles/trish/trish.htm
http://bookz.ru/authors/dmitrii-romanov/tragedia_813/page-14-tragedia_813.html

АПЛ "К-278". Выход в море:










Скриншоты фильма.

Ходовой мостик:


http://forums.airbase.ru/

« Последнее редактирование: Мая 14, 2012, 01:07:43 am от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3153
Re: проект 685 "Плавник" - атомная подводная лодка
« Ответ #7 : Апреля 14, 2012, 08:53:50 pm »

АПЛ "К-278" проекта 685:





Скриншоты фильма.


    Юбилей рекордного погружения АПЛ «Комсомолец».
    4 августа 2010 г. – одна из знаменательных дат в истории мирового подводного кораблестроения. В этот день 25 лет назад глубоководная боевая АПЛ российского ВМФ проекта 685 «Комсомолец» (К-278) успешно прошла испытания в районе о. Медвежий в Норвежском море с погружением на предельную проектную глубину.
    Из протокола комиссии: «Погружение на предельную глубину для проверки прочности и непроницаемости прочного корпуса, прочных конструкций, торпедных аппаратов, устройств ДУК, ВИПС и других конструкций, также работоспособности валопровода, дейдвудного сальника, оборудования, систем, комплексов вооружения и технических средств было начато 4 августа 1985 года в 7 часов 32 минуты с достижением предельной глубины в 12 часов 43 минуты, с нахождением на этой глубине в течение 51 минуты.
    Максимальная глубина погружения, достигнутая подводной лодкой, равна 1020 плюс-минус 10 метров по глубиномеру ГКП.
    Глубоководное погружение проводилось на скорости хода ПЛ 8-9 узлов.
    Прочный корус, торпедные аппараты, устройства ДУК, ВИПС и другие прочные конструкции выдержали внешнее гидростатическое давление. Поступление забортной воды внутрь прочного корпуса не обнаружено. Обжатие прочного корпуса соответствует расчётным значениям.
    Для компенсации отрицательной плавучести, вызванной обжатием прочного корпуса и гидроакустического покрытия в процессе погружения с глубины 50 метров до предельной из уравнительной и уравнительно-дифферентных цистерн было откачано 57,4 тонны воды».

    Глубоководное погружение проводилось под руководством председателя комиссии – командуещего 1-й флотилией ПЛ вице-адмирала Е.Д.Чернова. Экипажем в составе 56 человек командовал капитан 1 ранга Ю.А.Зеленский. Ещё 18 специалистов на борту представляли промышленность, в их числе в рекордном погружении от ЦКБ МТ «Рубин» участвовали:
    Главный конструктор ПЛ Ю.Н.Кормилицин
    Зам. главного конструктора ПЛ Д.А.Романов
    Начальник отдела прочности Я.В.Федотов
    Начальник сектора минно-торпедного оружия В.С.Юшкевич
    Инженер схем измерения А.К.Запромётов.
    Группу специалистов Производственного объединения «Севмашпредприятие» возглавлял ответственный сдатчик В.М.Чувакин. СПМБ «Малахит» представляли В.А.Сироткин, М.И.Иоффе и С.А.Петров.
    Всего в испытаниях приняли участие 80 человек.
    Справка. Самая глубоководная АПЛ в мире К-278 ( с 31.01.1989 – «Комсомолец»), заводской № 510, построена по проекту 685 (Главный конструктор Н.А.Климов, с 1977 г. – Ю.Н.Кормилицин, ЦКБ МТ «Рубин») на ПО «Севмашпредприятие» (приёмный акт от 28.12.1983 г.). Главные размерения (длина/ширина/осадка), м: 110/12,3/9,5. Водоизмещение (надводное/подводное), м3: 5880/8500. При возвращении с боевой службы в базу 07.04.1989 г. погибла вместе с 42 членами экипажа в Норвежском море в результате пожара в отсеках. Исключена из состава ВМФ 06.06.1990 г.
    С сайта ОАО "ЦКБ МТ "Рубин".


Компьютерная графика разрушений АПЛ "Комсомолец". Составлена на основе данных его обследований. Использовалась для моделирования осуществления мероприятий по локализации ядерных боеприпасов на АПЛ "Комсомолец":











Схема локализации ядерных боеприпасов на АПЛ "Комсомолец":
1. Пластырь складной 5-секционный.
2. Пластырь складной 4-секционный;
3. Пластырь рулонный;
4. Разделительная диафрагма правая;
5. Разделительная диафрагма левая;
6. Разделительная диафрагма "зонтик";
7. Эластичные емкости "ЭТЕ";
8. Балластины;
9. Заглушки;
10. Сорбенты.
« Последнее редактирование: Мая 14, 2012, 12:20:09 am от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3153

АПЛ К-278 "Комсомолец" в море:





























Скриншоты фильма.
« Последнее редактирование: Декабря 03, 2016, 02:44:22 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3153

Модель АПЛ "К-278" проекта 685 "Плавник". Ограждение выдвижных устройств (ОВУ) и ходовая рубка:


АПЛ "К-278" проекта 685 "Плавник". Подъём подъёмно-мачтовых устройств (ПМУ):





Скриншоты фильма.
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3153

Фото АПЛ "Комсомолец" на дне моря, август 2007 г.
1. Аварийно-спасательный люк (АСЛ) 7-го отсека:


2. Носовой руль:


3. Крышки торпедных аппаратов закрытые во время одгого из погружений технологическими крышками (для замедления попадания радиоактивных частиц в море с двух торпед, имеющих ядерные ГЧ):


4. Задняя часть ограждения выдвижных устройств и боевой рубки:


5. Посадочное место аварийного буя на корпусе лодки перед ограждением выдвижных устройств и боевой рубки:


6. При аварии аварийный буй так и не сработал (не всплыл):


7. Забор проб из носового (1-го) отсека:


8.


9.


10. Разрушения носовой части лодки:


11. Видны толстые куски резины, которыми был покрыт лёгкий корпус лодки:


http://mmflot.com/
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3153

Торжественно выведение АПЛ "К-278" из цеха № 42 ПО "Северное машиностроительное предприятие":




















Подготовка с пуску АПЛ "К-278". Прямоугольные конструкции - понтоны для уменьшения осадки:




Спуск на воду:


Торжественное поднятие Военно-морского флага:

http://forums.airbase.ru/
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3153

Продольный разрез АПЛ К-278 "Комсомолец" проекта 685 "Плавник":


Общий вид АПЛ К-278 "Комсомолец" проекта 685 "Плавник":

Ю.В.Альпаков. Подводные лодки советского флота. 1945 - 1991 гг.
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3153

АПЛ К-278 "Комсомолец" на дне Норвежского моря. Подборка от tol.
Крышка торпедного аппарата АПЛ К-278 "Комсомолец":


Носовая часть АПЛ К-278 "Комсомолец":




Под "звездой" - ось горизонтального руля:










Пролом на палубе в носовой части АПЛ К-278 "Комсомолец":




Носовой аварийный буй перед ограждением выдвижных устройств (ОВУ):












ОВУ. Перед ним на палубе лежат баллоны воздуха высокого давления (ВВД), выброшенные из лёгкого корпуса при аварии:


Задняя часть ОВУ:


Палуба за ОВУ (реакторный отсек, 4-й). На палубе установлен датчик, очевидно, для замеров радиации:


Ходовая рубка:








Вид сверху на место установки всплывающей спасательной камеры (ВСК):


В центре - вход в АПЛ в прочномм корпусе:


То же место с боку: место установки ВСК в ОВУ:


Отверстие одного из подъёмно-мачтовых устройств (ПМУ) в ОВУ АПЛ К-278 "Комсомолец":








ПМУ станции космической связи "Синтез":




Оконечность ОВУ:


Аварийно-спасательный люк (АСЛ) 7-го (кормового) отсека:
















Два винта (каждый четырёхлопастный) АПЛ К-278 "Комсомолец", выполненных по схеме «тандем»:










Кормовое вертикальное оперение:





 
Нижняя часть лежащей на боку ВСК АПЛ "Комсомолец":


Открытый верхний люк ВСК с вставленным «зонтиком» (устройством для подъёма ВСК на поверхность; подъем прошёл неудачно; в результате обрыва троса ВСК во второй раз легла на дно моря):


Корабельные часы на дне моря с временем затопления:


Носовой руль глубины (справа в одно из погружений аппарата "Мир" для сокращения вымывания радиоактивных частиц из торпедных аппаратов установлен пластырь складной):

« Последнее редактирование: Мая 21, 2012, 05:39:15 pm от Rotor15 »
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3153
Re: Проект 685 «Плавник» - атомная подводная лодка
« Ответ #14 : Декабря 03, 2016, 09:54:22 am »

АПЛ «К-278» (проект 685 «Плавник») из польского MSiO:



http://forums.airbase.ru/2016/01/t32918,4--podvodnaya-lodka-proekta-685.html
Записан

Rotor15

  • Общий Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3153
Re: Проект 685 «Плавник» - атомная подводная лодка
« Ответ #15 : Декабря 03, 2016, 11:56:52 am »

Записан
Страницы: [1]   Вверх